МААМ-картинки

Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников

наталья цуприк
Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.

Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности.

Публикация «Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников» размещена в разделах

А в российской психологии и педагогике этот феномен изучался Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и другими на основе положения о единстве аффекта и интеллекта.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста, определяется как готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем. Другими словами, это готовность ребёнка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является относительно новым, малоизученным феноменом.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков:

Недостатки в результатах:

- Отсутствие у детей представлений об эмоциях и чувствах, их полярности и способах вербализации;

- дети не умеют понимать, осознавать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;

- не понимание ребенком эмоционального состояния, переживания, личностных особенностей другого человека;

Возникают противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией.

К сожалению, большая часть детей старшего дошкольного возраста испытывают сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Незнание себя и непонимание других является следствием отсутствия опыта социального взаимодействия, низкий социально-ролевой статус тормозит проявление заботы и сострадания, что вызывает устойчивые негативные чувства и реализуется, как разрушительная активность. Дети грубо разговаривают с родителями; взрослым говорят «ты»; не умеют играть друг с другом, часто ссорятся. Группа сверстников для ребенка — источник многих позитивных эмоций. В ней корректируется самооценка ребенка, уровень притязания. Сравнение себя с другими детьми, оценка поведения сверстниками, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Отношения ребенка с группой («детским обществом») опосредуются через социальные эмоции, которые являются одним из важнейших этапов социализации, определяя, таким образом, процесс вхождения личности в социум.

Недостатки в процессе:

- отсутствует теоретико-методологическое обоснование и технология психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта у дошкольников.

- отсутствуют разработки более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника;

- педагоги и родители не владеют методикой организации игровой деятельности;

- отсутствие у воспитателя навыков организации и проведения совместной непосредственно образовательной деятельности направленной на приобщение к правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

- не всегда соблюдается непрерывность воспитательного процесса;

При организации воспитания первоначальных представлений социального характера существуют следующие недостатки в условиях:

- отсутствие единства требований воспитателей и семьи;

- Нет необходимого количества мультимедийных пособий по развитию эмоционального интеллекта у детей

- недооценка родителями важности эмоционального интеллекта, его игнорированию ведут к возрастанию числа эмоциональных взрывов и конфликтов;

- недостаточно грамотно разработанных дидактических пособий, игр для формирования эмоционального интеллекта.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно увидеть следующие противоречия:

• необходимостью в современном обществе научится распознавать эмоции свои и окружающих, научится контролировать их - значит, научится выстраивать хорошие отношения с людьми, однако у детей и недостаточно сформировано эмоционального интеллекта. Если будет сформирована положительная самооценка, отношение к себе и восприятия себя, значит, он не будет бояться спрашивать, ошибаться, следовательно, и познавательное развитие тоже будет в норме;

• необходимостью социально-нравственного воспитания с раннего детства и недостаточной разработкой педагогических условий для формирования эмоционального интеллекта детей.

• специфика психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта ребенка в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для его благоприятного развития, однако на практике часто специалисты и воспитатели работают отдельно друг от друга.

• современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.

Публикации по теме:

Кубики «Эмоции»Кубики «Эмоции» Кубики "Эмоции" у меня трёх видов. 1-ый: на обычный пластмассовый кубик наклеены схематичные рожицы с разными эмоциями - радость, грусть,.

Эмоциональный интеллект (EQ) Эмоциональный интеллект (EQ)— это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Электронное дидактическое пособие на развитие эмоционального интеллекта дошкольников
Опубликовано: 12 августа 2014 в 22:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД