Валентина Коляда
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Составление описательных рассказов о петушке, мышке и хлебе»
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Тема: «Составление описательных рассказов о петушке, мышке и хлебе»
Цель: Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:
- развивать у детей умение логически и последовательно выстраивать рассказ в правильной словесной форме
- расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Домашняя птица».
Развивающие :
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе „Составление описательных рассказов о петушке, мышке и хлебе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мышь. Все о мышках для детей
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Конспекты занятий по развитию речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-развивать словарный запас — подбирать слова, обозначающие действие (глаголы);
- закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает
-развивать общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие
-продолжать развивать умение, использовать условно-символические изображения (мнемотаблицы) для составления описательного рассказа.
Воспитательные:
- воспитывать умение выслушивать товарищей, воспитывать усидчивость.
Оборудование: мнемотаблицы (см. приложение)
Предварительная работа: чтение, пересказ и инсценировка сказки «Колосок»; беседа о хлебе, как он попадает к нам на стол. (см. конспект Пересказ сказки «Колосок»)
Ход занятия
Воспитатель
Ребята, кто из вас помнит, о чем мы говорили с вами на прошлых занятиях? (Мы говорили о хлебе. А еще мы читали, пересказывали и переделывали сказку «Колосок»).
Правильно! А назовите мне, пожалуйста, героев сказки «Колосок». (Петушок и две мышки.)
А вы видели когда-нибудь настоящих петухов или мышат (Да. Нет.)
Так вот, сегодня мы с вами будем составлять рассказы о петушке, о мышке и о хлебе. Для этого мы разделимся на 3 команды. И каждая команда составит свой рассказ. Можно пользоваться табличками, с которыми вы уже работали. Итак, первая команда составляет рассказ о петушке по плану, пользуясь табличкой 1.
-Кто это?
-Какого цвета его оперенья?
- Назови части тела птицы.
- Домашняя или дикая это птица?
- Как называется ее дом?
-Чем питается?
- Как называют птенцов?
- Какую пользу приносит человеку?
Первая команда составляет описательный рассказ о петухе :
- Это петушок.
-Перышки у петушка белые, черные, коричневые.
-У петушка есть голова, клюв, гребешок, туловище, лапки, крылья, хвост.
-Это домашняя птица. Она живет в курятнике.
- Питается петушок семенами, травой, листьями насекомыми, червячками.
- Птенцов называют цыплятами.
- Курочки несут яички. Человек ест куриное мясо.
Физкультминутка
Вот летят, кружась, снежинки, (Взмахи руками, разведенными в стороны.)
Кружевной плетут узор (Вращательные движения рук перед собой.)
На поляны, на тропинки (Показывают влево, вправо.)
Ляжет сказочный ковер. (Широко разводят руки в стороны.)
Кто теперь заметит зайку,
В белой шубке на снегу? (Поворачиваются друг к другу лицом и показываютдруг на друга.)
Ну-ка где он? Угадай-ка,
В поле или на лугу? (Приседают. Прячут лицо. Поворачиваются влево, а затем вправо.)
Вторая команда составляет рассказ о мышке по плану и опираясь на мнемотаблицу 2. Пусть мышка у нас будет полевой. Хотя есть и лесные мыши.
- Кто это?
-Какого цвета это животное?
- Назови части тела.
-Домашнее это животное или дикое?
- Где живет?
- Чем питается?
-Как называют детенышей?
Какую пользу приносит человеку?
Вторая команда составляет описательный рассказ о мышке :
- Это мышь.
-У мыши шерсть серого, а иногда и белого цвета.
- У мыши есть голова, туловище, лапки, хвост, уши.
- Это дикое животное.
-Оно живет в поле. В норе.
- Питается мышка семенами, травой и листочками.
- Ее детенышей называют мышата.
- Человеку приносит больше вреда, чем пользы. Вредит посевам и урожаю.
Третья команда составляет рассказ о хлебе по плану и пользуясь мнемотаблицей 3.
-Что это?
- С чего надо начать, чтобы вырастить пшеницу?
- Что делаем после вскапывания?
-Что нужно для роста растения?
-Когда зерно созреет что делают?
-После сбора урожая куда его везут?
-А из муки что делают?
-Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
- Это хлеб.
- Для того, чтобы вырастить пшеницу нужно вскопать землю.
-Затем нужно посеять зерно.
- Чтобы растение росло хорошо, необходим солнечный свет и дождь.
- Когда колосья вырастают, пшеницу убирают и везут на мельницу, чтобы смолоть из него муку.
- В пекарне из муки пекут хлеб, батоны, булочки, печенье, пирожки.
- Ребята, вы молодцы! Вам понравилось составлять рассказы? Правда интересно?
А какой рассказ вам понравился больше всего?
Я думаю мы все сегодня хорошо поработали!