МААМ-картинки

Занятие-практикум «Свойства воздуха» в старшей группе

Людмила Остроушко
Занятие-практикум «Свойства воздуха» в старшей группе

Цель занятия : обогащение знаний детей о воздухе

Задачи:

1. Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека.

2. Развивать способность детей делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать; развивать связную речь, обогащать словарный запас.

3. Воспитывать любознательность.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Публикация «Занятие-практикум „Свойства воздуха“ в старшей группе» размещена в разделах

Словарная работа: невидимый, бесцветный, програчный, освежающий, колючий, пронизывающий, прохладный, упругий.

Предварительная работа:

наблюдения во время прогулки за ветром, облаками, изготовление с детьми вееров из бумаги., чтение: С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Материалы: мольберт, картинки с символами свойств воздуха, весы самодельные (палочка закрепленная на веревке, к концам которой привязаны два одинаковых воздушных шарика, пакеты, палочки, стаканы с водой, 2 воздушных шарика, мяч, листы бумаги, карточки с символичными обозначениями изучаемых свойств воздуха.

Ход занятия

Мотивационно - ориентировочный этап

Предложить детям и взрослым познакомиться с волшебником, который умеет творить чудеса.

Невидимка озорной живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим, и куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, с кем я вас хочу познакомить?

Верно, это – воздух. Воздух всегда рядом с нами, без него невозможно жить.

Но хорошо ли вы знакомы с ним? Хотите проверить?

Приглашаю вас пройти в нашу лабораторию.

Поисковый этап

Дети размещаются за столами в «лаборатории»

Воспитатель: В загадках о воздухе отражены его самые разные свойства. Внимательно послушайте загадки и постарайтесь понять, какие свойства воздуха в них упоминаются.

Загадка 1. Что всегда в комнате есть, но он невидим, и потрогать его нельзя?

Обсуждение: Воздух всегда вокруг нас, но он невидим (прозрачен, его нельзя почувствовать.

Воспитатель: Посмотрите на мольберт, что здесь изображено? Глаз

- Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ?

Дети: Как можно увидеть воздух?

А как вы думаете, есть ли воздух внутри нашего организма?

Эксперимент №1 «Видим воздух»

при помощи трубочки и ёмкости с водой

Воспитатель: Давайте проверим: опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее.

Дети проделывают эксперимент - ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует.

Воспитатель: Что вы увидели? Что появляется?

Воспитатель: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?

Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воздух – невидимка, но давайте попробуем его поймать.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг) .

Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим) .

Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый) .

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение) .

Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Посмотрите, на следующую картинку - нарисовано «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ?

Дети: Как услышать воздух

Эксперимент №2 «Слышим воздух»

Воспитатель: А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки, приложить их к губам и подуть.

- Мы познакомились со свойством воздуха. Скажите с каким?

(при встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки)

- Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки? (в духовых музыкальных инструментах)

Воздух всегда звучит по-разному, звук рождается, когда дрожит воздух. А сейчас давайте послушаем шум ветра, это тоже звук воздуха (дети слушают шум ветра)

А что такое ветер? (движение воздуха)

С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: Нам помогли бутылочки, дудочки и ветер.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: А ещё без воздуха мы не могли бы играть во множество интересных игр.

Воспитатель берет мяч.

Воспитатель: Скажите ребята, что находится внутри мяча?

Как вы думаете, если выпустить из мяча воздух, он сможет делать вот так (отбивание мяча об пол).

Воспитатель: Какие игры бывают с мячом? (Вопрос ко взрослым)

Игра в кругу с мячом:

Воспитатель: Какой бывает ветер?

( Ветер бывает: сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизывающий, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный, восточный)

Физминутка «Ветер»

Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо

Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны

Ветерок всё тише, тише, приседание

Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках

На картинке что изображено? «Нос».

Как вы думаете, воздух имеет запах?

Как проверить?

Эксперимент №3 «Узнай по запаху»

Воспитатель: Давайте вдохнём воздух – имеет ли он запах?

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат.

Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их на разные тарелочки.

Воспитатель: вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи.

Воздух очень хорошо присваивает чужие запахи. Чем ещё может пахнуть воздух?

Дети: свежестью после дождя; сосновой смолой; дымом, если по близости горит костер.

Здоровье человека зависит и от того как мы дышим и от того, чем мы дышим.

Посмотрите, что на картинке? – «гиря».

Воспитатель: Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить?

Имеет ли вес воздух?

Кто как думаете? Давайте проверим?

Эксперимент № 4 «Имеет ли воздух вес

На середине палки длиной сантиметров в шестьдесят укрепим веревочку, а к обоим ее концам привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесим палку за веревочку и увидим, что она висит горизонтально. Если теперь проткнуть иголкой один из надутых шариков, из него выйдет воздух, и тот конец палки, к которому он был привязан, поднимется вверх. Если проколоть и второй шарик, то палка снова займет горизонтальное положение.

Вывод воздух имеет вес

Бумажные гонки

Воспитатель: Воздухом можно двигать предметы. Предлагаем устроить такую игру: каждому игроку понадобится картонка и лист бумаги. Одну сторону листа нужно отогнуть. Вместо финишной ленты натяните нитку. Теперь по команде машите картонками позади листов бумаги, и воздух будет двигать их вперед.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель предлагает детям с опорой на карточки правильно назвать все свойства воздуха.

Воспитатель: Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?

(Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)

Где можно встретить воздух? Почему мяч прыгает?

Почему мы не видим воздух? Что такое ветер?

Он – прозрачный невидимка, лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый, как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым, веет холодом зимой.

Мы его не замечаем, мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем – он ведь нам необходим.

Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой.

Мы с вами позже ещё узнаем:

Почему бывают волны на море, на реке?

* Почему летают птицы, самолёты, ракеты и не падают?

* Воздух бывает холодным, тёплым.

* Воздух бывает чистым, грязным. От чего это зависит?

Вы хотите об этом узнать? Тогда до встречи в нашей лаборатории!

Публикации по теме:

Картотека опытов на прогулке для старшей группы «Свойства воздуха» «Игры с воздушными шариками»Задачи: - познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его; - развивать любознательность,.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Свойства воздуха» Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе "Свойства воздуха" Цели: Создать условия для понимания детьми значение воздуха.

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель:Формирование.

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Удивительные свойства воздуха» Область: Познание. Интеграция областей: «Коммуникация»,.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 59 «Калейдоскоп» Конспект занятия по экспериментальной деятельности.

НОД по познавательному развитию в старшей группе «Загадочный невидимка. Свойства воздуха» Тема НОД: «Загадочный Невидимка». Цель НОД: создание ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности для формирования.

Конспект занятия-эксперимента по окружающему миру в подготовительной группе «Мы исследователи. Свойства воздуха» Мы исследователи» конспект занятия в подготовительной группе Занятие-эксперимент "Мы исследователи" Цель:Познакомить детей со свойствами.

Открытое занятие «Волшебные свойства воздуха» Образовательная деятельность по ознакомлению с природой в виде игровой ситуации «Волшебные свойства воздуха» Средняя группа Воспитатель.

Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха»Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей -Б группе Тема: «Свойства воздуха Интеграция образовательных.

Конспект экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Воспитатель: Кочка Ольга Григорьевна Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие-практикум «Свойства воздуха» в старшей группе
Опубликовано: 21 января 2019 в 18:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД