Папки-передвижки

Конспект занятия «Животный мир лесной зоны»

Любовь Кузьмина
Конспект занятия «Животный мир лесной зоны»

Тема: «Животный мир лесной зоны»

Цели:

• Формировать знания учащихся о животных леса; научить классифицировать на травоядных, хищных, всеядных; познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни типичных представителей.

• Коррекция мышления на основе умения устанавливать простейшие взаимосвязи между многообразием растительного и животного мира, корригировать зрительное и слуховое восприятие, долговременную наглядно-образную память, устойчивое внимание, связную устную речь.

Публикация «Конспект занятия „Животный мир лесной зоны“» размещена в разделах

• Воспитывать бережное отношение к животным леса.

Учебно-наглядный комплекс:

• Карта природных зон.

• Логическая цепь.

• Картинки с изображениями животных леса.

• Словарные слова.

Ход урока

I. Организационный момент:

Приветствие учащихся.

Задание: Сядет тот, кто вспомнит и назовёт название деревьев (слушать друг друга внимательно и не повторяться).

II. Повторение: (на доске карта природных зон)

• В какой лесной зоне растут эти деревья.

• Покажите на карте лесную зону.

• А какие деревья растут в наших лесах? (Учитель убирает карту природных зон).

Слайд № ___ кроссворд

1. Название растения, которые не сбрасывают на зиму зелень. ХВОЙНЫЕ

2. Видоизменённые листья хвойных растений. ХВОЯ

3. Хвойное, вечнозеленое дерево, хвоя и шишки которого крупнее сосновых. КЕДР

4. Крупное лиственное дерево с крепкой древесиной и плодами - желудями. ДУБ

5. лиственное дерево с белой корой. БЕРЁЗА

6. Хвойное дерево, растущее на сухих почвах. СОСНА

7. Дерево с широкими резными листьями. КЛЁН

8. Хвойное дерево, растущее на сырых почвах. ЕЛЬ

9. Хвойное дерево с очень твёрдой древесиной, которая используется для строительства подводных сооружений. ЛИТСВЕННИЦА

9. Дикий труднопроходимый лес, состоящий из хвойных пород деревьев. ТАЙГА

10. Дерево, напоминающее ель, у которого шишки растут вверх. ПИХТА

Заполните таблицу на доске.

Исключи лишнее Напиши вид леса Условный знак

ель, осина, кедр, лиственница, сосна, пихта хвойные леса

берёза, сосна, дуб, рябина смешанные леса

липа, пихта, дуб, клён широколистные леса

III. Актуализация опорных знаний:

Слайд № ___ Составьте логическую цепь.

• От чего зависит разнообразие растительности.

• Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее : в зоне тундры или в лесной зоне? Почему? (Ответы детей.)

IV. Изучение нового материала.

Слайд № ___

Объявление темы:

• Сегодня на уроке продолжим знакомство с лесной зоной нашей страны. А конкретно мы поговорим о животных, живущих в лесах. Тема урока “Животный мир лесной зоны”.

V. Объяснительный рассказ учителя:

Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать её можно круглый год. Чем малодоступнее лес, тем лучше сохранился животный мир. Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами.

Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей. Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен.

VI. Физкультминутка:

- Слушайте внимательно. Услышав в стихотворении названия животных лесной зоны – хлопаем в ладоши, другое – топаем.

Заглянули мы в леса,

Что за чудо – чудеса.

Белка скачет по деревьям,

Под кустом сидит лиса.

На ветвях сидят пингвины,

Льву большому чешут гриву,

Мышь гоняет кенгуру,

А медведь дерёт кору.

Вот такой весёлый лес

В нём полным – полно чудес.

Ты за партой не зевай,

Животных леса называй.

Слайд № ___

В лесной зоне водятся животные, которые питаются растительной пищей – (как они называются)

Травоядные – это лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки.

Слайд № ___

Здесь обитают и хищники (чем они питаются)

Звери питающиеся животной пищей : травоядными животными и грызунами. Это волк, тигр, рысь, лисица.

Слайд № ___

В лесной зоне обитают животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей (как они называются)

Всеядные. К ним относятся чёрный и бурые медведи, кабаны, ёжик.

Словарная работа: словарные слова читаем хором и индивидуально повторяем.

VII. Закрепление.

Задание № 1:Работа с учебником стр. 81. заполните таблицу по материалу учебника.

Травоядные – лось, косуля, олени, маралы, зубры, зайцы.

Хищники – волк, лиса, тигр, соболь, рысь.

Всеядные – черный и бурый медведь, кабан

Слайд № ___ (проверка)

Задание № 2:На доске заполните таблицу, поместив соответствующих животных в графы таблицы.

Животные лесной зоны

Травоядные Хищники Всеядные

Задание № 3: На доске из данных иллюстраций составить цепь питания (грибы, ягоды, шишки; белка; рысь)

Слайд № ___

Задание № 4: Прочитайте название животных, назовите лишнее.

• Белый медведь, кабан, заяц, белка.

• Песец, лисица, лось, рысь, бобр.

• Косуля, волк, лемминг, медведь.

Слайд № ___

Задание № 5: Вставьте в текст пропущенные слова.

В лесу можно встретить самого крупного зверя, это …. Летом пасутся небольшие стада пугливых …. В густых зарослях обитает дикий, они питаются корнями, листьями, желудями, мышами. В земле роет ходы, добывая червей и насекомых, …. В лесной траве и мху устроился колючий …. Среди ветвей в дуплах деревьев строит гнёзда пушистый зверёк, это …. В лесу живут хищники:, , ….

Слова для справок: лось, косуля, кабан, крот, ёж, белка, лиса, барсук, куница, волк, рысь.

VIII. Итог:

О животных какой природной зоны вы узнали сегодня на уроке?

Кого из них можно встретить в нашем лесу?

Какие из них находятся под охраной государства?

IX. Дополнительно

• О некоторых животных лесной зоны мы узнаем из подготовленных вами сообщений. (Сообщения учащихся)

I. Ученик: Ёж — общеизвестный по внешности зверёк, чья спина и бока покрыты короткими тёмными иглами. Иглы длиной до 3 см; у взрослых ежей их 5000—6000, у молодых — всего 3000. Длина тела ежа 135—265 мм, хвоста — не более 3 см; весит он в среднем 700—800 г, но перед спячкой может отъедаться до 1200 г. У ежей острое обоняние и слух, зрение слабое. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Живут ежи в природе 3—5 лет, в неволе до 8—10 лет.

Учитель: В пределах своего участка ёж устраивает несколько (до 10) гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста и т. п. местах. Гнездо (диаметром 15—20 см) он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Летом нор не роет, иногда занимает пустые норы грызунов. Весной, когда ежи выходят из спячки, они проявляют активность и в дневные часы.

Ученик: Активен преимущественно в сумеречное и ночное время. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок. С наступлением заморозков (ниже 10 °C, накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку, продолжительность которой зависит от климатических условий. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15 °C. Ёж – всеядный. Питается он в основном насекомыми (жуками, уховёртками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди, грибы, ягоды и фрукты.

II. Учитель: Волки. Люди мало знают о волках. Они считают их опасными и свирепыми, коварными и вероломными. Считается, что волки часто нападают на людей. Правда в другом – они, как и полагается хищникам, охотятся, чтобы не умереть с голоду, но стараются подальше держатся от людей.

Ученик: Волки являются хищниками, что охотятся на крупных млекопитающих. Они охотятся группами. Голодному волку, чтобы насытиться, иногда хватает и небольшого животного – бобра, кролика, мыши или птицы. За один раз взрослый волк может съесть до 10 килограммов мяса! Обычно волк-самец весит около 50 килограммов, волчица — килограммов на 5 меньше. Их высота в холке — около 75 сантиметров, а длина от носа да кончика хвоста достигает 1,5 — 2 метров. Волки — живут семьями. Обычно в волчьей семье бывает 6 — 7, а иногда и 15 животных. Волки могут бегать со скоростью 9 км/час, а в погоне за оленями и лосями разгоняться до 60 км/час.

III. Учитель: Бурый медведь. В средней полосе Европейской части России чаще всего попадаются звери весом 80—120 кг, но в тайге медведи достигают массой до 750 кг, при длине тела 2,5 м; встав на дыбы, такие гиганты достигают 3 м.

Вообще же медведи стараются избегать встреч с людьми, да и охотой на крупных животных — лосей, оленей, кабанов и др. — занимаются далеко не все из них, а главным образом те, что живут в северной тайге. Просто удивительно, что столь могучий зверь питается преимущественно овсом, ягодами, плодами, орехами, зелеными растениями, насекомыми, их личинками, рыбой, падалью. Сильно портят они и деревья, на которые залезают за кедровыми орешками, фруктами и пр. Этой пищи он съедает очень много.

Ученик: В конце осени на 5-6 месяцев медведи впадают в спячку на несколько месяцев вплоть до весны. Иногда на открытую поляну или к дереву они натаскивают кучу мха и еловых веток в виде большого птичьего гнезда делают берлогу. Очень часто берлоги располагаются в ямах под защитой бурелома или корней упавших деревьев. Сверху берлогу заносит снегом, так что остается только небольшое отверстие для вентиляции, так называемое чело. В сильные морозы его края покрываются инеем. Для берлоги медведь избирает самые надежные, глухие уголки. Во многих областях этот зверь охраняется законом.

I. Ёж.

Ученик: Ёж — общеизвестный по внешности зверёк, чья спина и бока покрыты короткими тёмными иглами. Иглы длиной до 3 см; у взрослых ежей их 5000—6000, у молодых — всего 3000. Длина тела ежа 135—265 мм, хвоста — не более 3 см; весит он в среднем 700—800 г, но перед спячкой может отъедаться до 1200 г. У ежей острое обоняние и слух, зрение слабое. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Живут ежи в природе 3—5 лет, в неволе до 8—10 лет. Учитель:

Ученик: Активен преимущественно в сумеречное и ночное время. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок. С наступлением заморозков (ниже 10 °C, накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку, продолжительность которой зависит от климатических условий. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15 °C. Ёж – всеядный. Питается он в основном насекомыми (жуками, уховёртками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди, грибы, ягоды и фрукты.

II. Волки.

Учитель:

Ученик: Волки являются хищниками, что охотятся на крупных млекопитающих. Они охотятся группами. Голодному волку, чтобы насытиться, иногда хватает и небольшого животного – бобра, кролика, мыши или птицы. За один раз взрослый волк может съесть до 10 килограммов мяса! Обычно волк-самец весит около 50 килограммов, волчица — килограммов на 5 меньше. Их высота в холке — около 75 сантиметров, а длина от носа да кончика хвоста достигает 1,5 — 2 метров. Волки — живут семьями. Обычно в волчьей семье бывает 6 — 7, а иногда и 15 животных. Волки могут бегать со скоростью 9 км/час, а в погоне за оленями и лосями разгоняться до 60 км/час.

III. Бурый медведь.

Учитель:

Ученик: В конце осени на 5-6 месяцев медведи впадают в спячку на несколько месяцев вплоть до весны. Иногда на открытую поляну или к дереву они натаскивают кучу мха и еловых веток в виде большого птичьего гнезда делают берлогу. Очень часто берлоги располагаются в ямах под защитой бурелома или корней упавших деревьев. Сверху берлогу заносит снегом, так что остается только небольшое отверстие для вентиляции, так называемое чело. В сильные морозы его края покрываются инеем. Для берлоги медведь избирает самые надежные, глухие уголки. Во многих областях этот зверь охраняется законом.

___

Публикации по теме:

Конспект занятия «Животный мир нашего края» (вторая младшая группа) Цель:Расширение и обобщение знаний детей о животных родного края. Задачи:Прививать детям любовь к родному краю; воспитывать бережное отношение.

Конспект занятия «Прогулка по лесной полянке». Старшая группа Конспект занятия на тему: «Прогулка по лесной полянке» Старшая группа Подготовила: Курбангалеева А. И. воспитатель МБДОУ №30 г. Лениногорска.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Животный мир» Программное содержание: Учить детей группировать предметы по размеру, определять свойства предметов: колючий, гладкий; расширять представление.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Беседа на лесной опушке» Программное содержание: - закреплять знания детей о растительном и животном мире; о работе человека, как в естественной природе (лес,.

Конспект занятия «Путешествие к лесной Фее» в подготовительной группе Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Давайте узнаем от кого. «Здравствуйте, ребята, это я - лесная Фея. Я хочу пригласить вас.

Конспект занятия «Путешествие в животный мир с котенком Мурлыкой» для детей раннего возраста Цель: Закрепить знания детей о домашних и диких животных. Активизировать и пополнять словарный запас. Расширять представления о животных.

Конспект занятия «Лесной пожар» Тема: «Лесной пожар» Цель: Создание социальной ситуации развития через разработку презентации по теме. Материалы: магнитная доска со схемой.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Животный мир морей и океанов» Тема. Животный мир морей и океанов. Образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животный мир морей и океанов».

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие по лесной полянке» Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие по лесной полянке». Образовательная область: Познавательное развитие.

Конспект занятия «На лесной опушке» Игра «Найди бабочке цветок». П/И «Пчелы». Д\И Поставь заплатку. Цели: 1. Учить правильно называть геометрические фигуры (квадрат, круг).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Животный мир лесной зоны»
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 14:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД