Папки-передвижки

Конспект занятия с логопедом «Знакомство с мягким знаком. Мягкие согласные»

Юлия Фесенко
Конспект занятия с логопедом «Знакомство с мягким знаком. Мягкие согласные»

Тема: Знакомство с мягким знаком. Мягкие согласные.

Цель: Знакомство с мягким знаком и мягкими согласными.

Задачи: Повторить тему «гласные и согласные». Познакомить детей с мягким знаком. Ввести понятие «мягкие согласные», научиться слышать мягкие согласные в конце слова.

Публикация «Конспект занятия с логопедом „Знакомство с мягким знаком, Мягкие согласные“» размещена в разделах

Оборудование: лист бумаги, синяя и желтая гуашь, кисточка, Панно «Звукоград» с замками с синими и красными башенками. Желтый домик и зеленый замок отдельно.

Организационный момент. (Необходимо познакомить детей с волшебством смешения красок и получением зеленого цвета.)

Ребята, сегодня все наше занятие будет связано с волшебством.

Дети рисуют на листе бумаги синюю полоску и под ней рисуют желтую таким образом, чтобы краски смешались. Получится зеленый цвет.

Логопед : - Кто же знает, какое волшебство сейчас произошло?

Дети: - Мы смешали краски и получили другой цвет. Зеленый.

Логопед : Действительно, у нас получилось смешение цветов. А сейчас мы с вами познакомимся со смешением звуков!

Тема занятия- Мягкий знак. Мягкие согласные.

Ход занятия.

Логопед :

Звукограде в Звукограде

Всем гостям все очень рады!

Гласные, согласные

Синие и красные -

Повстречали мягкий знак,

Стал согласным он как брат!

Гласным всюду стал мешать,

Неужели выгонять?

Ребята, вот, послушайте, что получилось: ЛЬАПА, ОСЬЕН, СЬАДИК – СЛОВА ВСЕ СТАЛИ НЕУЗНАВАЕМЫЕ! Как думаете, что с ними произошло? Что за слова пытались сказать Звукоградовцы?

Дети: в словах неправильно произносятся!

Логопед : - Да, верно. В словах откуда-то появился мягкий знак. Мягкий знак – это такая буква, которая пишется, но не слышится, а только добавляет мягкости впереди стоящим согласным звукам. А все произошло потому, что в город приехал новый житель Ь. Он носит желтую рубашку и все согласные звуки, которые стоят перед ним, становятся мягкими.

(на стенд вывешивается схема, а так же буква Б синяя и Ь желтый.)

Ребята, смотрите, вот если после Б поставим мягкий знак- что получится? Какого цвета будет звук?

Дети: - Получится Б’ зеленого цвета.

Логопед : Правильно! И так будет со всеми согласными звуками! (К ТАБЛИЦЕ С СОГЛАСНЫМИ ПРИСОЕДИНЯЕМ МЯГКИЙ ЗНАК, ДЕТИ ДОЛЖНЫ ОЗВУЧИВАТЬ, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ, ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ НА ТО ЧТО СИНИЙ СМЕШИВАЕТСЯ С ЖЕЛТЫМ И ПОЛУЧАЕТСЯ ЗЕЛЕНЫЙ, НАПРОТИВ ТВЕРДОГО СОГЛАСНОГО В ОКОШЕЧКО ПОМЕЩАЕМ МЯГКИЙ ЗВУК В ЗЕЛЕНОЙ РУБАШЕЧКЕ.)

Дети: произносят твердый и мягкий звуки.

Логопед : Вот видите, как здорово все получается! Все согласные с удовольствием подружились с мягким знаком! Поселили его в маленький домик с желтой крышей. (Вывешивает маленький домик)

-А вот фокус какой, некоторые звуки в синих рубашках не захотели дружить с мягким знаком.

(Подносит мягкий знак к звукам Ш,Ж, Ц. Дети пытаются произнести их мягко.)

Логопед : - Вот ребята, это звуки, которые всегда-всегда твердые! Запомните их! Если они согласные и твердые, то будут носить рубашки какого цвета?

Дети: Синего!

(Логопед Показывает в таблице буквы (жителей замка с синими башенками в синих рубашках))

- А некоторые так на них обиделись, что навсегда остались мягкими! (Звуки Ч и Щ пробуем произнести с мягким знаком и без)

Дети: Не получается!

Логопед : А эти звуки тогда какими будут?

Дети: - Всегда мягкими согласными звуками в зеленых рубашечках!

Логопед : - И будут всегда жить в зеленом замке!

Физкультминутка «Хоровод»

На полянке Звукограда

Собирается народ

Весело поют ребята

Дружно водят хоровод!

(шагают по кругу взявшись за руки, на последнее слово строчки останавливаются и протопывают слово, прохлопывают в ладоши, наклоняют голову вправо-влево и моргают глазами на каждый слог)

Логопед :

- Наши горожане опять затеяли игру и запутались! Давайте им помогать!

На поляне (панно с замками) разбросаны фишки синего, красного и зеленого цвета. И картинка с ЛОСЕМ, СОЛЬЮ, КОСТЬЮ.

Логопед :

игра называется «ЗВУКИ УГАДАЙ, СЛОВО СОСТАВЛЯЙ!»

(Дети СОСТАВЛЯЮТ СХЕМУ СЛОВ, определяя гласные и согласные звуки. Составляют буквенную схему слова из красных и синих прямоугольников. Отвечают на вопросы логопеда : звук С в конце мы слышим мягким. Но ведь этот звук может быть и твердым? Значит что то его заставило стать мягким? Правильно, это мягкий знак! В конце под буквой Ь ставят желтый квадрат.

- С синий, мягкий знак желтый, значит получим звук в какой рубашечке? Правильно, в зеленой! Дети ставять в конце схемы зеленую фишку)

То же проделывают с другими словами.

Логопед :

- Давайте теперь посчитаем, сколько букв в словах, которые мы с вами составляли? И сколько звуков? Подумайте, мы с вами мягкий знак произнести можем отдельно от всех звуков?

Дети: - Нет!

(считают буквы и сопоставляют со звуковыми схемами - сравнивают)

Логопед : Как думаете, почему же у нас букв больше, чем звуков?

Дети: - потому что есть буквы, которые не имеют звуков!

Логопед : - Все верно, буквы, которые не имеют звуков, смешиваются в речи с звучащими буквами и получаются смешанные звуки. У нас появились мягкие согласные, которые поселились в зеленом замке рядом с домиком мягкого знака!

Игра «Хлопни, если услышишь»

Логопед произносит звуки : ль, н, вь, д, т, сь, п, м, ж, ч. Дети хлопают, обсуждают ошибки.

Детям предлагается зарисовать правила:

ж, ш и ц всегда твердые,

ч и щ всегда мягкие,

согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.

Отлично, ребята! Звукоградовцы рады были с нами поиграть, но им пора домой. До свиданья!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Мягкие лапки, а в лапках царапки!» с детьми младшего возрастаКонспект интегрированного занятия «Мягкие лапки, а в лапках царапки!» с детьми младшего возраста НОД с детьми младшего дошкольного возраста: "Мягкие лапки, а в лапках царапки"Цель: создание условий для понимания, детьми, что контакты.

Конспект НОД по развитию речи «Звук [М’]. Мягкие и твёрдые согласные» в старшей группе Цель: изучение звука [М’]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог»,.

Конспект НОД по развитию речи «Звук [М]. Согласные звуки. Слоги» Цель: изучение звука [М]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог»;.

Конспект НОД в подготовительной группе «Различаем твердые и мягкие согласные. Что любит Нуна, а что любит Нюня» Задачи: • уточнение понятий «твёрдый» и «мягкий» согласные звуки; • закрепление навыка выделения начального согласного звука в словах и.

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Твёрдые и мягкие согласные» Задачи: • формирование представлений о твёрдых согласных звуках; • развитие навыка правильного произношения и обозначения твёрдых согласных;.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с логопедом «Знакомство с мягким знаком. Мягкие согласные»
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 15:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД