Лучший педагог года

ЗПР у детей дошкольного возраста. Современные подходы к диагностике

Светлана
ЗПР у детей дошкольного возраста. Современные подходы к диагностике

ЗПР у детей дошкольного возраста. Современные подходы к диагностике.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем в развитии детей по прежнему является проблема задержек психического развития. В последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей : совершенствуются методики обучения, улучшается качество образования. Однако, несмотря на это, некоторые ребята испытывают трудности в обучении. Всё больше детей не способны освоить школьную программу в её полном объеме. Исследования показали, что готовность ребенка к интеллектуальной деятельности напрямую связана с его психическим и коммуникативным развитием. Педиатры в свою очередь отмечают, что всё больше родителей обращаются к ним за помощью, чтобы вовремя предотвратить и скорректировать возможные задержки и отклонения в психомоторном развитии малыша.

Публикация «ЗПР у детей дошкольного возраста, Современные подходы к диагностике» размещена в разделах

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо его отдельных функций. В понятие ЗПР у детей входит и психическое недоразвитие (или замедленное развитие, также и стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, задержки в интеллектуальном росте, нарушения познавательной деятельности. Детишки с ЗПР больше отдают предпочтение игровой деятельности, их мышление дольше остается незрелым, а базовые знания специфичны и скудны, чаще всего их интеллектуальный уровень значительно ниже, чем у сверстников. Однако диагноз ЗПР не является клиническим, и все перечисленные выше отклонения имеют полностью обратимый характер.

КЛАССИФИКАЦИИ ЗПР

По эпигенетическому принципу:

ЗПР конституционального происхождения - т. н. гармонический инфантилизм.

Основные характеристики: преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций. Их неустойчивость и поверхностность, лёгкая внушаемость.

ЗПР соматогенного происхождения.

Обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностъю) различного генеза. Психическое развитие тормозиться главным образом стойкой астенией, резко снижающей общий и психический тонус.

Хроническая физическая и психическая астения тормозят развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт личности, как робость, неуверенность в своих силах.

Специфика ситуации обусловленная болезнью усиливается искусственной инфантилизацией, обусловленной гиперопекой.

ЗПР психогенного происхождения.

Данное отклонение в развитии связано с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребёнка (гиперопека, гипоопека). Социальный генез этой аномалии развития не исключает её патологического характера.

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Занимает основное место среди вариантов данной аномалии развития. Её этиология связана с органической недостаточностью нервной системы.

Психологическая классификация по П. Я и М. М. Семаго Истинно задержанное психическое развитие

Гармонический инфантилизм:

Выглядит младше своего возраста;

Интеллектуальное и эмоциональное развитие соответствует тому возрасту; на который ребёнок выглядит.

В школьном возрасте любят играть, но очень устают от занятий.

Показатели интеллектуального развития, как правило, соответствуют уровню актуального психофизического возраста, в котором находится ребенок.

Коррекционная работа:

• Развивающе-профилактическая, исходя из потенциальных возможностей ребёнка.

• Развитие функций саморегуляции с помощью игр с правилами и соблюдения режимных моментов организации жизни.

• При необходимости логопедическая коррекция.

• Наблюдение педиатром с целью назначения общеукрепляющих мероприятий.

• Прогноз развития - благоприятный.

НЕРАВНОМЕРНО ЗАДЕРЖАННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ.

ДИСГАРМОНИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ.

Присутствует неравномерность в развитии: лучше развиты интеллектуальные процессы, но отстаёт саморегуляция и эмоционально-личностная сфера.

• Дети выглядят младше своего возраста

• Имеют ряд соматических отклонений

• Могут быть нарушения зрения

• Признаки патологической леворукости.

• Соматическая ослабленность порождает капризность, эмоциональную неуравновешенность.

Коррекционная работа

• Гармонизация эмоциональной сферы с помощью арт-терапии и песочной психотерапии.

• Сенсомоторная коррекция, основанная на

• нейропсихологичеоком подходе.

• Развитие функций программирования, регуляции и контроля.

• По показаниям семейная психотерапия.

• Наблюдение и лечение у профильного врача.

Прогноз:

• развитие интеллекта благоприятно

• Развитие мотивационно-волевой регуляции - неоднозначно, есть риск развития девиантных форм поведения.

Парциальная (частичная) несформированность высших психических функций

• Дети данной категории не «догоняют» своих сверстников по развитию к 9-11 годам.

• Признаки нарушений высших психических функций маскируются под другие нарушения.

Парциальная несформированность ВПФ

преимущественно регуляторного компонента

• Импульсивность в поведении и в деятельности; Двигательная расторможенность;

Преобладание игровых интересов над познавательными:

• Снижена критичность к своим поступкам.

Основные направления современной развивающей и коррекционной работы отдельные развивающие и коррекционные программы, которые получили в настоящее время достаточное распространение как в образовательных центрах, так и в школьной практике. Все эти программы в той или иной степени опираются на законы и принципы и реализуют основной принцип — принцип замещающего развития.

Весь комплекс предлагаемых программ условно можно разделить на следующие направления:

1. Коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе :

— программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А. В. Семенович);

— методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н. М. Пылаевой и Т. В. Ахутиной).

2. Развивающе-коррекционные программы, ориентированные на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка:

- программа формирования произвольной регуляции (авторская программа Н. Я. Семаго);

- программа формирования пространственных представлений (авторская программа Н. Я. Семаго);

3. Система развивающе-коррекционной работы, базирующаяся на уровневом подходе к аффективной регуляции поведения и сознания:

— формирование базовой аффективной регуляции (гармонизация уровневой регуляции аффективной сферы по системе О. С. Никольской);

— символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия как одна из наиболее эффективных программ, реализующих гармонизацию мотивационно-волевой и аффективно-эмоциональной сфер ребенка.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ЗПР у детей дошкольного возраста. Современные подходы к диагностике
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 18:21
+57Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД