Звук [Л]. Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях

Ирина Дорохова
Звук [Л]. Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях

Пояснительная записка.

В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения. Об этом свидетельствуют статистические данные. Поэтому одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду – воспитание правильного звукопроизношения у детей.

Для достижения наибольшей эффективности осуществлять коррекционную работу необходимо с использованием игр и игровых приемов. С помощью них можно закреплять правильное произношение поставленных звуков, развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, воображение, моторные навыки, а также расширять и уточнять словарный запас, формировать грамматический строй речи, то есть решать различные коррекционные задачи.

Представленный конспект проводится на этапе автоматизации звука [Л] в слогах, словах и словосочетаниях с детьми, посещающими занятия логопеда и имеющими нарушение в произношении звука [Л].

Занятие построено по принципу от простого к сложному с использованием различных видов деятельности.

Для достижения цели были использованы методы и приемы: наглядные, словесные методы обучения, используются приемы демонстрации, объяснения, игровой, используется ТСО.

Этап: автоматизация звука Л

Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах, словах, предложениях, скороговорках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Повторить артикуляторный и акустический образ звука [л], начертания буквы Л.

Автоматизироватьзвук [л] изолированно, в словах, словосочетаниях;

Коррекционно-развивающие:

Развивать общие речевые навыки;

Развивать словарный запас и грамматический строй речи;

Развивать зрительное внимание и восприятие;

Развивать речевого слуха и фонематического восприятия;

Вырабатывать глубокий вдох и длительный выдох;

Развивать артикуляционную и тонкую моторику пальцев, а также тактильные ощущения;

Развивать творческое мышление и воображение

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитывать желание прийти на помощь.

Ход занятия

Организационный момент

Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дыхательная гимнастика

Ой, какие пузырьки,

В гости прилетели!

Давайте с ними поиграем.

Ну-ка, дуйте посильней,

Чтобы улетели.

Ротик, ротик, помогай,

Щёки ты не надувай.

Дуем раз, ещё раз,

Улетай шарик от нас. (Логопед читает стих)

Артикуляционная гимнастика

Как вы думаете, чтобы язычок стал сильным, что нам нужно сделать? (Зарядку)

(просит детей посмотреть в зеркало, проверяет, правильно ли они сели, а затем предлагает сделать несколько артикуляционных упражнений.)

Лягушата.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Заборчик.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы -

Посчитаем наши зубы.

Качели.

На качели я качаюсь:

Вверх - вниз, вверх - вниз

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Зубная щетка.

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи:и внутри:

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

Маляр

В новый дом маляр пришел,

Красит стены, двери, пол.

Сообщение темы занятия:

Ребята, сегодня нас вами приглашают в гости в Голубую страну звука Л.

Как вы думаете, почему она так называется? (Там живёт звук Л.)

В именах, и названиях предметов одежды жителей этой страны есть звук Л. Сегодня мы будем стараться произносить звук Л в четко и правильно.

Можем отправляться!

Давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова:

Раз, два – потянись,

Вокруг себя ты обернись,

В Голубой стране ты очутись.

Слайд

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

Смотрите, нас встречает хозяйка этой страны Фея (картинка феи с изображением буквы Л).

Давайте покажем Фее, как мы произносим звук Л.

(Дети по символам рассказывают).

Когда мы произносим звук [л], что делают у нас губы? (губы – улыбаются)

А что делают зубы? (зубы – разомкнуты)

Где находится язычок? (язычок за верхними зубками)

Какой это звук гласный или согласный звук? (Это согласный звук т. к. звук не поётся).

Давайте проверим, положите ладошку на горло и произнесите звук Л

- Голосок поет или спит (поёт)

Значит звук Л звонкий или глухой? (Звонкий).

Слайд

Мелкая моторика:

А теперь Фея просит найти среди букв букву ЭЛЬ.

(на столе разложены буквы.)

Слайд

А ещё мы для неё выложить из камешков букву ЭЛЬ.

Не забывайте, что буква ЭЛЬ любит наряжаться в разные платья.

(Выполняют задание)

Посмотрите, как ей нравится. Слайд

Слайд

Фонематический слух

А теперь мы поиграем с ладошками.

Я буду н называть слоги, а вы хлопаете в ладоши, если услышите слог ЛА:

(ша, ла, ту, ма, ла, ро, ла, фо, лу, зо, ту, ла)

Слайд

Закрепление произношения звука Л в слогах.

В Голубой стране есть любимые песни жителей:

(Произношение слогов))ХОРОМ+ИНДИВИД

СлайдЛа-ла-ла

СлайдЛо-ло-ло,

СлайдЛу-лу-лу,

СлайдЛы-лы-лы,

СлайдЛэ-лэ-лэ

Слайды

Закрепление произношения звука Л в словах.

Ребята, столько всего интересного можно увидеть в этой удивительной стране.

(кукла, мыло, яблоко, лошадь, лак стул, стол, лук.)ИНДИВИД

Слайд

Какие цветы цветут в Голубой стране? (ландыш,фиалка,колокольчик)ИНДИВИД

Слайд

Как называется то место на улице, где растут цветы (Цветы цветут на клумбе.)

Слайд

Расцвело много чего? (ландышей, фиалок,колокольчиков;)

Игра «Посчитай цветы»

А теперь давайте посчитаем, сколько ландышей расцвело на клумбе.

Слайд

1 ландыш,3 ландыша, 5 ландышей;

Слайд

2 колокольчика, 1 колокольчик, 4 колокольчика;

Слайд

3 фиалки, 2 фиалки, 4 фиалки;

Слайд Физминутка

Что то мы с вами засиделись.

Давайте сделаем физминутку с жителями ГоЛубой страны.

Слайд

Произношение звука Л в словосочетаниях

Фея приглашает нас в замок (картинка замка)

Слайд

Здесь всё какого цвета (голубого).

Слайд

Фея носит (голубое платье).Слайд

Спит на (голубой кровати).Слайд

Укрывается (голубым одеялом).Слайд

Сидит на (голубом стуле,Слайд

За (голубым столом).Слайд

Пьёт из (голубой кружки). Слайд

Ест из (голубой тарелки). Слайд

Рисует (голубым карандашом).Слайд

Ездит на (голубой машине)Слайд

Слайд

Произношение звука Л в связной речи

В Голубой стране всё какого цвета? (голубого)

А у нас зимой на улице всё какого цвета? (белого)

Слайд

А Дима знает про зиму стих:

Всё бело, бело, бело!

Много снегу намело.

Вот веселые деньки!

Все на лыжи и коньки!

А Диана знает стих про белый снег:

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

А Аня расскажет белого зайца:

Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал.

Заяц белый, отвечал:

Я не бегал, я скакал.

Игра с прищепкой

У Феи есть любимец, отгадайте кто это?

Что за зверь со мной играет? -

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапах коготки. (котёнок)

Слайд

Конечно же, котёнок и он любит играть, давайте покажем как он играет.

Сильно кусает котёнок- глупыш!

Он думает это не палец, а мышь!

Ноя же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться-скажу тебе: «Кыш!»

Слайд

Пора нам возвращаться домой. Фее так понравилось с вами играть, и она хочет сделать вам подарки. Дома вы будете делать дыхательную гимнастику с этими султанчиками.

Закрывайте глаза и произнесите: «Ой, ой, ой, мы хотим домой!»

Подведение итогов.

Вот и закончилось наше путешествие. В какой стране вы побывали?

Какой звук живет в этой стране? (Л).

Что больше всего вам запомнилось?

Публикации по теме:

Причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста .

Занимаемся летом! Уважаемые родители!Результаты логопедических занятий с детьми в детском саду необходимо закреплять и тренировать дома. Только совместная.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Звук [Л]. Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 05:53
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...