Папки-передвижки

Занятие по речевом развитию «Звуки [Р], [Р’]; [Р] — [Р’]. Буква» Р»

ирина солдатенко
Занятие по речевом развитию «Звуки [Р], [Р’]; [Р] — [Р’]. Буква» Р»

Звуки [Р], [Р’]; [Р] — [Р’]. Буква Р

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, пони-мать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.

2. Научить правильно произносить звуки [Р] и [Р’], различать их.

3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

4. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов.

5. Учить ребенка анализировать слова без стечения и со стечением со-гласных.

Публикация «Занятие по речевом развитию „Звуки [Р], [Р’]; [Р] — [Р’], Буква“ Р“» размещена в разделах

Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь, что я сделал раньше?» Взрослый читает ребенку предложение, задает вопрос: «Ответь, что я сделал раньше?» Ребенок отвечает.

Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришел с улицы. Прежде чем пойти в детский сад, я по-завтракал. Я поздоровался, прежде чем начать разговор.

Задание 2. Знакомство со звуком [Р].

Прослушать предложение (взрослый голосом выделяет звук [Р]). Какой звук в нем часто слышится?

Барабанщик громко барабанит на барабане: та-ра-ра!

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Р] :

— губки свободны;

— зубки сближены, но не соприкасаются;

— кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибриру-ет;

— посередине язычка идет теплая воздушная струя;

— горлышко «работает».

Символ звука : собака громко рычит: РРРРР. (см. цветную вклейку). Характеристика звука : согласный (язычок создает преграду воздуху, твер-дый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Как рычит злая собака? РРРРР. (звук [Р] произносится громко, раска-тисто).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р]» : р, б, ж, р. ; ра, жа, бу, ры. ; ар, ам, ур. ; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.

Задание 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» : ра-ар, ру. ар-ра, ур.

Повторить за взрослым серию слогов:

ра-ро-ру-ры., ар-ор-ур-ир., бра-бро-бру-бры., абр-обр-убр-ибр.

Задание 6. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р], по заданию: звук [Р] стоит в начале слова, в середине, в конце слова. Придумать с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в нем, найти знакомый предлог.

Задание 7. Взрослый называет ряд слов сложной структуры со звуком [Р], а ребенок должен внимательно послушать и повторить эти слова. Необ-ходимо объяснить ребенку значение незнакомых ему слов. Определить коли-чество и место звуков [Р] в этих словах :

прожектор, конструктор, оркестр, прорубь, дроворуб, трактор.

Задание 8. Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных, со-гласных и «соседей» определенного звука (например, рак, рот, крот, дружба).

Задание 9. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Р] по за-данному первому слогу:

РА: -кушка, -ма. ; РО: -за, -ща. ; РУ: -ка, -чей. ; РЫ: -ба, -бак.

Задание 10. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка разде-лить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они отличаются) :

ру-ка, ру-баш-ка; ко-ра, ко-яу-ра; муш-ка, кор-муш-ка; мош-ка, гар-мош-ка.

Задание 11. Убрать из слов звук [Р]. Какие слова получились?

Крошка — кошка, тропка —. , краска —.

Задание 12. Выучить чистоговорки:

Ра-ра-ра — высокая гора.

Ры-ры-ры — летят комары.

Ру-ру-ру — начинаем мы игру.

Ро-ро-ро — новое перо.

Ар-ар-ар — летит комар.

Ор-ор-ор — у Ромы топор.

Ур-ур-ур — не гоняй кур.

Ир-ир-ир — мы за мир.

Арка-арка — у Ромы марка.

Орка-орка — крутая горка.

Урка-урка — кошка Мурка.

Ирка-ирка — у Иры дырка.

Задание 13. Знакомство со звуком [Р’].

Повторить за взрослым ряд слов. Какой одинаковый последний звук во всех этих словах : якорь, угорь, фонарь, букварь?

Символ звука : маленький щенок рычит: рьрьрь. (см. цветную вклейку). Характеристика звука [Р’] : согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р’]» :

рь, мь, рь, дь. ; ря, мя, бю, ри. ; арь, амь, омь, урь. ; Рита, рис, кошка, крепко, букварь, домик.

Задание 15. Дидактическое упражнение «Назови профессию» (взрос-лый начинает предложение и просит ребенка закончить его подходящим по смыслу словом).

В аптеке работает. аптекарь. В колокола звонит. звонарь. Траву косит. косарь. Землю пашет. пахарь. Хлеб печет. пекарь. Ди-ректору помогает. секретарь.

В каких словах встречается два звука [Р’]? Где он стоит в слове?

Задание 16. После первого звука в словах произнести звук [Р’]. Какие слова получились?

Битва — бритва, тюк —. , тяпка —. , пятки —.

Задание 17. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р’], по заданию: звук [Р’] стоит в начале, в середине и в конце слова. Разделить слова на слоги, составить с каждым словом предложе-ние, сосчитать количество слов в этих предложениях, найти предлоги.

Задание 18. Выучить чистоговорки:

Ря-ря-ря — синие моря.

Ре-ре-ре — санки на горе.

Рю-рю-рю — репу я варю.

Ри-ри-ри — горят фонари.

Арь-арь-арь — у меня букварь.

Орь-орь-орь — у Сережи корь.

Ирь-ирь-ирь — у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь — скрипит дверь.

Задание 19. Дифференциация звуков [Р] — [Р’].

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» : ра-ря, ру. ; ры-ри, ру. ; ар-арь, ур. ; урь-ур, ирь.

Повторить за взрослым серию слогов:

ра-ра-ря, ря-ря-ра, ра-ря-ра, ря-ра-ря, ря-ра-ра, ра-ря-ря.

Закончить слово нужным звуком ([Р] — [Р’]) : топо., фона., забо., буква.

Задание 20. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга)

Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

Кто ни прикасается —

За того цепляется. (Репейник)

Под водой живет,

Ходит задом наперед. (Рак)

Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)

Вспомнить отгадки. Какие слова состояли из одного, двух и трех сло-гов?

Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Р] и [Р’]) :

корова, дорога, гречка, топоры; забор, топор, якорь, торт.

Задание 21. Дидактическое упражнение «Подарить подарки Роме и Рите» (подобрать как можно больше слов со звуками [Р] и [Р’]).

Заменить звук [Р] на звук [Р’] в словах. Какие слова получились? При-думать с этими словами предложения:

рад — ряд, ров —. , пар —. , хор —. , удар —.

Придумать предложения про Риту и Рому по заданию: предложение со-стоит из двух, трех или четырех слов. Назвать предлоги. Например: Рома спит. Рома крепко спит. Рома спит на кровати.

Выучить скороговорки:

Как на горке, на пригорке

Сидят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка.

Курьера курьер

Обгоняет в карьер.

Задание 22. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем слов из кружков; списывание с образца, чтение слов, письмо печатными буквами под диктовку :

ручка, рубаха, радуга, рис, репка, букварь.

Анализ и сравнение слов. Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение:

хор — хорь, удар — ударь.

Анализ предложений, составление схем, запись под диктовку печатны-ми буквами, чтение:

У Ромы репка. У Риты ручка.

Публикации по теме:

Подгрупповая логопедическая НОД «Звуки [в] — [в’] и буква В» в подготовительной группеПодгрупповая логопедическая НОД «Звуки [в] — [в’] и буква В» в подготовительной группе В рамках тематической недели "Декоративно-прикладное творчество. Народная игрушка" в подготовительной группе была проведена подгрупповая.

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М']. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуки [с], [с’]. Буква с» по мотивам сказки «Снежная королева»Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуки [с], [с’]. Буква с» по мотивам сказки «Снежная королева» Конспект (НОД) (открытого занятия к родительскому собранию) по развитию речи на тему:«Звуки [с], [с']. Буква с» (по мотивам сказки Г. Х.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к»Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Раздольненского.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Лексико-грамматическое занятие на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» в старшей группе детей с ОВЗЛексико-грамматическое занятие на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» в старшей группе детей с ОВЗ Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: - Закреплять произношение и различение звуков «П», «Пь» - Формировать навыки анализа и синтеза.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по речевом развитию «Звуки [Р], [Р’]; [Р] — [Р’]. Буква» Р»
Опубликовано: 16 сентября 2022 в 09:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД