Папки-передвижки

«Воздух-невидимка». Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе (1 фото)

Марина Петрова
«Воздух-невидимка». Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Воздух-невидимка»

Подготовительная к школе группа

Задачи. Обучающие. Организовать познавательный практикум с целью приобщения детей к элементарному, доступному им экспериментированию; расширять представление о воздухе как о природном объекте (воздух есть везде; он имеет вес, невидим; ветер - движение воздуха). Развивающие. Создавать условия для развития экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической деятельности. Воспитательные. Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

Публикация «„Воздух-невидимка“, Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе» размещена в разделах

Материал. Прозрачная емкость, большой стакан, человечек из пенопласта; емкости и стаканы (на каждого ребенка); блокноты, простые карандаши; стакеры с надписями «Воздух», «Невидимый», «Давление»; три концентрических круга: голубой (диаметр 30 см) - «воздух»; синий (20 см) - «вода»; зеленый (8 см) -«суша»; глобус; медиапроектор, слайд-фильм; тканевые салфетки.

Последовательность действий Постановка проблемной задачи, мо-тивация

Воспитатель. Сегодня мы ученые и будем изучать воздух. Ученые проводят опыты и записывают их результаты. У вас есть блокноты для записи и карандаши. Подойдите к столу и приклейте на первую страничку стикер со словом «Воздух». Нашли? Посмотрите, как оно пишется. (Показывает, при необходимости помогает найти нужный стикер, дети приклеивают его. Затем рассаживаются по кругу на ковре.) Вы знаете, что это? (Глобус.) Да, это глобус. Так выглядит наша планета Земля. Го-лубым и синим цветом на глобусе обозначены озера, реки, моря, океаны. А зеленым, желтым и коричневым - суша. Посмотрите, чего больше на Земле - воды или суши? (Воды.) Да, на планете много воды. Четыре океана - Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. А где же люди живут? (Ответы.) Да, на суше, на земле. Хотите, я вам секрет раскрою? Есть еще один океан. Не верите? Давайте попробуем это доказать! Пойдемте в нашу лабораторию. (Переходят к столу.)

Эксперимент 1. «Воздух невидим» Воспитатель. Что у меня в руках? (Стакан.) А что внутри стакана? (Ничего.) Вы уверены, что там ничего нет? Может, что-то есть? (Ответы.) Этот человечек очень любит плавать, а нырять боится. Хочется ему посмотреть, что там, на дне морском, но не умеет он нырять. Поможем ему опуститься на дно морское и не промокнуть? (Ответы.) Для этого нам потребуется вот такой прозрачный сосуд (пластиковый стакан). Как вы думаете, что мы будем делать этим стаканом? (Ответы.). Верно! Накроем нашего пловца перевернутым стаканом и медленно погрузим его на дно океана. Глубже, глубже. Достиг дна! Как вы думаете, промок наш человечек? (Ответы.)

А теперь осторожно поднимем его на поверхность и проверим. (Не промок.) Как вы думаете, почему вода не проникла внутрь перевернутого стакана? (Ответы.) Правильно, в стакане был воздух, он-то и не впустил воду. А почему вы сразу не сказали, что в стакане был воздух? (Ответы.) Конечно, воздух невидим, вот вы его и I не заметили. Вы обратили

внимание, что стакан я держала очень ровно. Только так можно опустить и поднять человечка сухим. Хотите сами попробовать? Возьмите своих пловцов и попробуйте помочь им опуститься на дно. (Выполняют.) Получилось? Почему не промок водолаз? (Воздух невидим, но он был в стаканах и не пустил туда воду.)

Эксперимент 2. «Воздух есть везде» Воспитатель. Как вы думаете, а в этом кусочке сахара есть воздух? (Ответы.) Проверить это легко. Опустите кусочек сахара в стакан воды. Что происходит? Что за пузырьки бегут? (Ответы.) Значит, внутри сахара был воздух. А вот в этом ка-мушке может быть воздух? Он ведь такой твердый! (Ответы.) Проверьте. (Выполняют.) Интересно, где еще есть воздух? Есть ли он в комнате? Как это проверить? (Можно помахать рукой возле лица.) Давайте запишем наше наблюдение. Что мы узнали о воздухе? (Он невидим, есть везде.)

В нашем блокноте можно нарисовать вот такой знак, как будто глаза закрыты, и приклеить желтую табличку с надписью «Невидимый». Найдите табличку, покажите мне, прочитайте слово. Запомните: воздух невидим.

Эксперимент 3. «Воздух давит на Землю» Воспитатель. А теперь опыт для самых смелых. Есть у нас такие ребята? Посмотрите, я набираю в стакан воду. Закрываю его слегка смоченной открыткой и переворачиваю. Как вы думаете, если я отпущу руку, что произойдет? (Ответы. Наши дети видели такой опыт в «Теленяне», поэтому сразу ответили: «Вода не выльется», а на уточняющий вопрос: «Почему не выльется?» - отвечали: «Потому что мы видели по телевизору».) Кто самый смелый и не побоится пройти или пробежать под стаканом, когда я отпущу руку? Раз вы все отважные, тогда возьмитесь за руки, и будем бежать цепочкой. Почему же вода не выливается? (Ответы.) Ее удерживает давление воздуха. Внизу есть воздух? (Ответы.) Вот он и не дает открытке упасть, а воде вылиться. А если я наклоню стакан, как вы думаете, что произойдет? (Ответы)- Давайте попробуем. (Наклоняет стакан над емкостью, вода выливается.) Почему выливается вода, если стакан наклонить? (Ответы.)

Да, открытку теперь не поддерживает воздух снизу, вот вода и выливается. Запомните, ребята, воздух давит на Землю, на всех нас. Когда по радио рассказывают о погоде, всегда говорят: «Атмосферное давление в норме» или «Атмосферное давление высокое». Это значит, что воздух давит на Землю и на нас тоже. В блокноте отметьте, пожалуйста, стрелкой (стрелка показывает, что воздух давит на Землю).

Просмотр слайд-фильма «Воздух движется»

Воспитатель. Воздух всегда движется. Как об этом можно узнать? (Ответы.) Ветки на деревьях колышутся, ветер в лицо дует, снег несет. Я придумала сказку о девочке, которая боялась ветра. Хотите послушать?

Демонстрация слайд-фильма, рассказ сказки.

Как Дунюшка от ветра пряталась

Жила-была девочка. Звали ее Дунюшка. Маленькая была девочка, худенькая. Чуть ветер дунет - так она и полетит. Любила Дунюшка летать вместе со своим другом Аистом в гости. Однажды полетели они в Африку к знакомому Львенку.

«У вас в Африке бывает ветер?» - спросила Дунюшка Львенка. «Да, у нас бывают сильные ветры, - ответил ей Львенок, - они даже передвигают песчаные барханы в пустыне. Посмотри! Люди сажают деревья, чтобы ветер успокоить и пески остановить».

Полетела Дунюшка дальше. Видит, впереди огромный океан. Вода спокойно плещется, люди купаются, загорают. «Наверное, здесь не бывает ветра?» - спросила Дунюшка у доброго Дельфина.

«Что ты, что ты! У нас бывают разные ветры. Иногда легкий теплый ветерок, как сегодня, его называют бризом. А бывают сильные ветры - бури и ураганы. Ветер поднимает огромные волны, переворачивает корабли, заливает города. Но люди научились справляться и с таким ветром. Корабли заходят в гавани, где ветер им не страшен; города строят так, чтобы морские волны Не могли до них докатиться».

Отдохнула Дунюшка, и стали они с Аистом в дальний путь собираться, в Америку. Может, там ветра нет? Долго летели они над океаном. А вот и Америка показалась. Горы высокие, до самого неба вдоль берега стоят. Анды называются. А вверху огромная птица летит. Дунюшка испугалась, но Аист ее успокоил: «Это Кондор, самая большая птица на Земле. Я его знаю, он нас не обидит».

Сел Кондор на вершину горы, и Аист с Дунюшкой рядышком. «Дядя Кондор, а в Америке бывают ветры?» - тихонько спросила девочка. Посмотрел Кондор свысока на маленькую Дунюшку и сказал: «Не попа-дайся нашему главному ветру. Его называют Торнадо. Это очень сильный ветер, он и дома, и машины может поднять высоко-высоко и перенести далеко-далеко. Люди прячутся от этого ветра в специальных укрытиях».

«Так что же, ветер только всем вредит?» - загрустила Дунюшка. «Конечно, нет, -ответил ей мудрый Кондор. - Ветер переносит дождевые облака, и они поливают поля, леса. А еще весной ветер помогает опылять растения, а значит, вырастает хороший урожай. В морях рыбацкие лодки и большие парусные корабли плавают потому, что ветер надувает их паруса. Ветер вращает лопасти ветряных мельниц и электростанций, значит, в домах лампочки горят и телевизоры работают, люди свежий хлеб выпекают».

«Спасибо вам, мудрый Кондор! - вежливо поблагодарила Дунюшка. - Теперь я знаю, что ветер есть везде».

И полетели они с Аистом домой. Стала Дунюшка хорошо есть, выросла большая и сильная. Не страшен ей теперь ветер. Она ходит в детский сад, весело играет с ребятами, запускает воздушных змеев и рассказывает о своих путешествиях.

Воспитатель. Вам понравилась сказка? Что узнала Дунюшка? (Ветер есть везде на Земле.) Раз есть ветер, значит, везде есть воздух и его очень много. Часто воздух, который окружает Землю, называют воздушным океаном. Сколько всего океанов на Земле? (Четыре.). А пятый - воздушный океан. Он окружает Землю и поднимается вверх на сотни километров, очень-очень высоко. Живем мы на дне воздушного океана. Давайте вернемся к нашему глобусу. Посмотрите, чего на Земле больше - воды или суши? Вот два круга. Какой из них мы возьмем, чтобы показать сушу? (Зеленый.) Почему? (Он меньше, чем синий.) Второй круг - синий; это вода на Земле. А это третий круг. Что он показывает? (Ответы.) Да, он показывает, сколько на Земле воздуха. Его больше или меньше, чем воды? А чем суши? (Ответы.)

Наклейте три круга в своем блокноте друг на друга: сначала самый большой. Что он будет обозначать? (Ответы.) Затем поменьше и самый маленький. (Дети выполняют, воспитатель при необходимости корректирует.) У всех получилось? Покажите свои блокноты на страничке, где наклеены круги. Вот теперь видно, чего больше, а чего меньше.

Да, воздушный океан самый большой. Без воздуха мы не смогли бы жить на нашей планете, не было бы растений и животных. Чистый воздух помогает человеку сохранять здоровье. Надо беречь наш воздух! Что его загрязняет? (Машины, заводы, костры.) Как можно очищать воздух? (Сажать деревья, не жечь мусор, бутылки, пакеты. Кто из вас уже сажал с родителями деревья? Весной и осенью в нашей области высаживают тысячи маленьких сосен, дубов, рябин, берез, чтобы они не позволяли злым ветрам - суховеям высушивать плодородные черноземные почвы. Деревья и влагу сохраняют, и воздух очищают. Каждый школьник и каждый взрослый в нашей области обязательно посадил хоть одно дерево. И мы с вами на участке посадили новые кусты жасмина, сирени и калины. Пусть вся наша земля будет красивой и зеленой! Мне интересно было с вами. Как здорово вы отвечали! Сами догадались, что воздух невидим, что он имеет вес и есть везде. А вам понравилось занятие? О чем мы говорили? Что было самым интересным? Будем еще опыты проводить? (Ответы.) Спасибо вам!

«Воздух-невидимка». Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе
Публикации по теме:

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка» Сценарий развлечения «Воздух - невидимка» Цели: -уточнить и обобщить знания о воздухе, его свойствах Задачи: -дать представление о том,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Воздух-невидимка». Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 15:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Воздух-невидимка». Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Петрова (УИ 89810) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД