Папки-передвижки

«Адаптация. Что происходит с ребёнком?» Занятие клуба для родителей

Алёна Михайловна Москалёва
«Адаптация. Что происходит с ребёнком?» Занятие клуба для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация.

Что происходит с ребенком?

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ре-бенка к новым условиям, факторах, влиящих на успешную адаптацию.

Оборудование: бумага (1/8 листа А 4,) для визиток (20 шт, бумага А 4 (40 шт, английские булавки, цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана, плакаты (приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, любой из вариантов обратной связи (приложение 7) - на каждого участника.

Ход встречи

Упражнение «Визитки»

Публикация «„Адаптация, Что происходит с ребёнком?“ Занятие клуба для родителей» размещена в разделах

Ведущий предлагает участникам познакомиться и приготовить визит-ки. После того, как визитки изготовлены, каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о своём ребёнке (детях, посещающих детский сад.

Упражнение «Правила нашей группы»

Правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы. Участникам дается право убрать и добавить правила. Все правила запи-сываются на большом ватмане или отдельно записанные правила помеша-ются на доске (стенде, наборном полотне, стене и т. д.).

Анализ:

1. В какой степени предложенные правила ясны участникам?

2. Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременитель-ны?

3. Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограни-читься традиционными?

Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды. Психо-логическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнёрами по общению и окружающим миром в целом.

Как часто ребёнок переживает адаптацию?

Упражнение «Моё настроение» (I часть)

Ведущий: Сейчас я попрошу вас взять карандаши, лист бумаги и

нарисовать картину, которая соответствует вашему сегодняшнему состоя-нию, настроению.

По окончании рисования проводится демонстрация получившихся ри-сунков каждым участником группы. Ведущий подитоживает общий наст-рой группы и фиксирует различные проявления в подборе цвета, элемен-тах рисунка и т. д.

Таким образом, мы можем сказать, что подсчитать количество адап-тационных периодов точно не возможно и испытывать процесс адаптации каждый человек может в течение одного дня не один раз. Но можно вы-делить следующие, наиболее яркие.

- Как вы думаете, какие психофизические реакции могу быть харак-терны для ребёнка в период адаптации? (Идёт обсуждение в конце кото-рого ведущий предлагает плакат с данной информацией).

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адапта-ции, ребёнок по-разному привыкает к детскому саду.

В яслях этот период не должен превышать 7 – 10 дней, в саду, для детей в возрасте около 3 – 4 лет - 2 – 3 недели, в старшем дошколь-ном возрасте - 1 месяц.

- Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду? (Идёт обсуждение в конце которого ведущий предлагает плакат с данной инфор-мацией).

- Как вы думаете, какие факторы осложняют адаптацию ребёнка? Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьёзных проблем и психологических нарушений у ребенка.

Упражнение «Ситуация»

Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает ответить на вопросы.

Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберёт его из группы. Вначале Шурику понравилось в детском саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница позвала всех на прогул-

ку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог так, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать шарф. Здесь ма-мы не было, и Шурик попросил помочь ему немного воспитательницу. Все дети начали смеяться, что он такой неумеха, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе. И Шурик снова вспомнил маму, он вспо-мнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придёт. Но мамы не было. А вместо неё появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушёл без разрешения из группы. Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и стал громко звать маму. Он отказался от обеда. Не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова позвал маму. Но мама пришла за ним очень поздно, после ужина. И, выяснив у воспитательни-цы подробности сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех наб-росилась на Шурика, ругая, что он так себя ведёт. Она пообещала, что поставит его в угол, и увела ревущего домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал сильнее и сильнее.

Вопросы:

1. Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на

целый день в детском саду?

2. Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его до-

мой?

3. Как бы поступили Вы на её месте?

Чтобы ребёнок с желанием шёл в детский сад, с ним можно поиг-рать.

Игры «По дороге в детский сад»

1. «Всё круглое (квадратное, треугольное)»

Ребёнок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы,

встречающиеся на пути.

2. «Красные (зеленые,) предметы» - по принципу упражнения № 1.

3. «Волшебные фигуры»

Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т. д.

4. «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей кур-тке значок и просит ребенка назвать что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.

5. «Загадки»

По дороге можно придумывать загадки. Например, можно спросить ребен-ка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке… Что это?». Или «Ры-женькая, толстенькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям… Кто это?».

Упражнение «Моё настроение» (II часть)

Участникам предлагается на новом листе бумаги нарисовать то, что соответствует их нынешнему настроению.

Анализ упражнения:

1. Что изобразили и почему.

2. Изменилось ли настроение по сравнению с тем, какое было в начале встречи. В какую сторону? Чем вызвана перемена?

Обратная связь

Ведущий предлагает родителям один из вариантов обратной связи

(приложение) или предлагает сделать запись в книге отзывов. По окон-чании письменного оформления впечатлений ведущий предлагает озвучить участников встречи свои впечатления, мысли, чувства, пожелания.

Приложение

Примерные правила обшения в группе

(плакат)

1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.

2. Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой пред-ставляет, что чувствует, как оценивает происходящее.

3. Наша первая цель - установить позитивные контакты друг с другом.

4. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.

5. Мы должны прислушиваться к другим.

6. Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.

7. Новые участники становятся членами нашей группы просто потому, что они садятся в общий круг и остаются.

Приложение 2

Ситуации, требующие приспособления

ребенка к смене жизненных обстоятельств

(плакат)

1. Поступление в детский сад.

2. Переход из одной группы в другую.

3. Длительная болезнь.

4. Длительный отпуск.

5. Прибывание в детском саду санаторного типа.

6. Смена педагога.

7. Появление нового ребенка в группе сверстников.

Приложение 3

Психофизиологическая реакция ребёнка

в период адаптации

(плакат)

- беспокойство;

- страх;

- заторможенность (повышенная возбудимость);

- капризность;

- раздражительность;

- упрямство.

Приложение 4

Гараздо труднее и дольше

адаптируются дети, которые:

(плакат)

- являются единственными в семье;

- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

- привыкшие к тому, что их капризам потакают;

- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;

- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;

- неуверенные в себе;

- страдающие ночными страхами;

- эмоционально неустойчивые;

- пережившие психологическую травму;

- дети с ярко выраженными деффектами (в более старшем

возрасте);

- дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.

Анамнестические факторы риска,

осложняющие адаптацию ребёнка к детскому саду

(плакат)

1. До родов (антенатальные факторы) :

- токсикозы I и II половины беременности;

- острые инфекционные заболевания матери в период беремен-

ности;

- обострение хронических заболеваний матери в период беремен-

ности;

- приём лекарственных препаратов матерью во время беременнос-

ти;

- стрессовые ситуации у матери в период беременности;

- вредная работа матери в период беременности;

- употребление матерью алкоголя во время беременности;

- частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери;

- курение матери во время беременности.

2. Во вреям родов (интранатальные факторы) :

- осложнения в родах;

- наличие асфиксии разной степени тяжести;

- родовая травма;

- хирургические вмешательства во врме родов;

- несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.

3. После родов (постнатальные факторы) :

- недоношенность или переношенность ребенка;

- крупная масса тела (вес более 4 кг);

- заболеваемость на первом месяце жизни;

- употребление матерью алкоголя во время вскармливания;

- курение матери во время вскрмливания грудью;

- пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребен-

ка);

- искусственное вскармливание ребенка;

- фоновые заболеваня у ребенка (рахит, диатез, гипотрофия, ане-

мия);

- частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до

трех лет;

- задержка нервно-психического развития;

- и т. д.

Приложение 6

Правила для родителей

в период адаптации ребенка

к изменяющимся условиям

(памятка)

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.

Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребен-

ком детского сада, чтобы он шел туда с желанием.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут про-

будить у ребёнка желание посещать детский сад.

Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до

первого дня посещения группы детского сада.

Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно.

Правило 6. Приучайте ребёнка к самостоятельности.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.

Правило 8. Предоставьте ребёнку возможность эмоциональной раз-

рядки.

Приложение 7

Варианты обратной связи

Вариант 1.

Мне понравилось….

Мне не понравилось…

Я хотела бы….

В следующий раз…

Я желаю…

Вариант 2.

Организация занятия…. ….

Помещение….…

Информация….….

Демонстрационный материал…

Общение…

Пожелания….…

Вопросы…

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Адаптация» Уважаемы родители! Просим ответить на вопросы данной анкеты. ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь.

Консультация для родителей. Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада Тема: Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Адаптация. Что происходит с ребёнком?» Занятие клуба для родителей
Опубликовано: 10 января 2014 в 17:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Адаптация. Что происходит с ребёнком?» Занятие клуба для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Михайловна Москалёва (УИ 150642) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД