Папки-передвижки

Презентация опыта работы «Активизация словаря младших дошкольников»

Ударцева Елена
Презентация опыта работы «Активизация словаря младших дошкольников»

Если в мире есть вещи

Достойные названия «чудо»,

То слово, бесспорно,первая,

И самая чудесная из них.

Лев Успенский

Расширяя кругозор детей,педагог общается с ребенком посредством слова. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Это обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

-ухудшение состояния здоровья детей;

-существенное сужениеобъема «живого» общения родителей и детей;

-недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.

Публикация «Презентация опыта работы „Активизация словаря младших дошкольников“» размещена в разделах

Маленькие дети рождаются с жаждой познания и это их жизненно важная потребность. Знания приобретаются посредством органов чувств: чем более они развиты, тем активнее идет процесс познания и развития активного словаря детей. Органы чувств развиваются только в процессе их использования. Сохранить эту детскую особенность и развить ее в полноценную мыслительную и творческую деятельность – основная задача современного педагога. Все выше сказанное обусловило выбор темы.

Цель данной работы : Формировать полноценный лексический запас, соответствующий возрастным особенностям детей. Побуждать использовать в своей речи накопленные лексические средства, стимулировать к использованию развернутой речи.

Свою работу я начала,приняв группу детей в возрасте до двух лет.

Играя и общаясь с малышами,я увидела,что многие дети затрудняются называть окружающие предметы,их признаки,у некоторых детей речь практически отсутствовала.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования в своей работе я придерживаласьосновных направлений развития ребенка:социально-коммуникативного,познавательного,речевого,художественно-эстетического. Использовала определенные формы работы,соответсвующие каждому виду деятельности.

Первоначально особое внимание уделялось формированию словарного запаса у детей.

Наиболее доступной понятной,яркой,эмоциональной для детей раннего возраста стал малый фольклор. Фольклор издавна хранит в себе всю прелесть русских традиций. Его используем во всех режимных моментах (во время умывания «Водичка,водичка,умой мое личико).Перед сном(«баю-баю-баиньки прилетели заиньки»). На прогулке, музыкальной,физической деятельности (пестушки,хороводные, подвижные игры)

Приобщение детей к фольклору,используя его в повседневной жизни, позволяет реализоватьтворческую индивидуальность,формирует словарный запас ребенка,вводит его в мир чувств и эмоциональных открытий.

С детьми младшего дошкольного возраста продолжаю работу по активизации,закреплению и обогащению словаря. Свою деятельность с детьми я реализовывала в форме игры,познавательной и исследовательской деятельности,творческой активности,обеспечивающей художественно-эстетическое развитие. Учитывала возрастные,индивидуальные особенности детей.

Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во время утреннего приема обращаю внимание какое настроение у детей,используя словесные эмоциональные игры «Солнышко», «Улыбнись».Закрепляем слова по темам «Семья», «Дом»при помощи дидактических игр. Дети здороваются друг с другом,играя в пальчиковые игры «Друзья», «Пальчики встретились».

Подготовка к прогулке дает возможность закрепить лексику,связанную с сезоном,предметные и обобщающие понятия одежды и обуви,умение вежливо обращаться за помощью друг к другу и взрослым(«Помоги другому», «Что сначала, что потом»).

На прогулке в процессе наблюдения за природой по возможности активизируем разные анализаторы,обозначаем словом отдельные ощущения детей (снегбелый,холодный,мокрый).Использование подвижных игр «Догони и повтори», «Кто какой?»способствовало активному употреблению детьми в своей речи глаголов и прилагательных.

Во время подготовки к обеду вместе с детьми расставляем и рассматриваем посуду,называем ее форму,окраску,рисунок,материал из которого она сделана. Читаем стихи,загадки о посуде, сказку К. И. Чуковского «Федорино горе».Узнаем посуду по форме, изображенной на слайдах.

Огромное значение для активизации и обогащения словаря младших дошкольников имеет предметно-пространственная развивающая среда. Как заметила в свое время Е. И. Тихеева «В пустых стенах ребенок не заговорит».Насыщая групповое пространство, я предусматривала,чтобы дети могли удовлетворять свои жизненные потребности в познании,общении и движении. Познавательно-речевой центр «Словечко»,где подобран речевой материал. Дидактические игры,мозаика, пазлы непринужденно развивают и активизируют словарь ребенка. Центр книги-особо выделенное место,где ребенок,самостоятельно может выбрать книгу и рассмотреть ее в спокойной обстановке,а в центре изобразительной деятельности выразить свои впечатления от общения с книгой. Разноцветные мячики для физического развития закрепляют понятие цвет, способствуют веселому общению детей в подвижной игре.

Огромную роль в активизации и обогащении словаря детей играет семья. Для родителей создан раздел на моем персональном сайте,проводились родительские собрания,викторины,беседы. Вместе с родителями дети выполняли творческие задания:изготовление поделок,выполнение поручений (например,нарисовать предметы,сходные по значению (стул,табурет,скамейка).Дети создавали свои первые словари,которые включали в себя иллюстрации знакомых слов по лексическим категориям.

После проведенной работы в процессе наблюдения за детьми я увидела положительный результат. Речь детей стала активной. В общении друг с другом дети используют вежливые слова. Часто употребляют глаголы, прилагательные, наречия.

Развитие словаря ребенка должно идти в тесной связи с развитием мышления. Живые наблюдения, игры, прогулка дают детям обширный круг наглядных представлений. Богатство слов должно находиться в тесной связи с богатством представлений. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей». (М. Горький) .

Публикации по теме:

Консультация «Обогащение и активизация словаря ребенка 3-го года жизни» В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М.

Презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитание мужества» Сопроводительный текст Слайд 2 Актуальность темы Воспитание патриотов - актуальная задача нашего времени, когда всё настойчивее навязываются.

Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3»Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников (из опыта работы) Часть 3» Помимо акций направленных на окружающий социальный мир мы проводим экологические акции. 15 СЛАЙД. Акция «Посади дерево» (в рамках этой.

Активизация словаря воспитанников младшей возрастной группы .

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников» «Из опыта работы. Формирование коммуникативных навыков младших дошкольников посредством развития мелкой моторики рук». Добрый день, коллеги.

Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников» из опыта работы. Часть 4Презентация «Акции в социально-коммуникативном развитии дошкольников» из опыта работы. Часть 4 21 СЛАЙД. Акция «Экономь электроэнергию» (В рамках этой акции была проведена беседа с детьми, мы выпустили листовки, вручили их сотрудникам,.

Презентация дидактических игр по развитию речи «Активизация и обогащение словаря детей» Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Презентация опыта работы «Народные подвижные игры в воспитании и развитии дошкольников» Народные подвижные игры Это игры, которые служили для развлечения детей того или иного народа в старину. Русский народ создал множество.

Развитие творческих способностей у младших дошкольников в самостоятельной изобразительной деятельности. Из опыта работы Управление образования администрации Красногвардейского района Развитие творческих способностей у младших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация опыта работы «Активизация словаря младших дошкольников»
Опубликовано: 30 марта 2018 в 19:01
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД