Ударцева Елена
Презентация опыта работы «Активизация словаря младших дошкольников»
Если в мире есть вещи
Достойные названия «чудо»,
То слово, бесспорно,первая,
И самая чудесная из них.
Лев Успенский
Расширяя кругозор детей,педагог общается с ребенком посредством слова. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Это обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
-ухудшение состояния здоровья детей;
-существенное сужениеобъема «живого» общения родителей и детей;
-недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.
Публикация «Презентация опыта работы „Активизация словаря младших дошкольников“» размещена в разделах
Маленькие дети рождаются с жаждой познания и это их жизненно важная потребность. Знания приобретаются посредством органов чувств: чем более они развиты, тем активнее идет процесс познания и развития активного словаря детей. Органы чувств развиваются только в процессе их использования. Сохранить эту детскую особенность и развить ее в полноценную мыслительную и творческую деятельность – основная задача современного педагога. Все выше сказанное обусловило выбор темы.
Цель данной работы : Формировать полноценный лексический запас, соответствующий возрастным особенностям детей. Побуждать использовать в своей речи накопленные лексические средства, стимулировать к использованию развернутой речи.
Свою работу я начала,приняв группу детей в возрасте до двух лет.
Играя и общаясь с малышами,я увидела,что многие дети затрудняются называть окружающие предметы,их признаки,у некоторых детей речь практически отсутствовала.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования в своей работе я придерживаласьосновных направлений развития ребенка:социально-коммуникативного,познавательного,речевого,художественно-эстетического. Использовала определенные формы работы,соответсвующие каждому виду деятельности.
Первоначально особое внимание уделялось формированию словарного запаса у детей.
Наиболее доступной понятной,яркой,эмоциональной для детей раннего возраста стал малый фольклор. Фольклор издавна хранит в себе всю прелесть русских традиций. Его используем во всех режимных моментах (во время умывания «Водичка,водичка,умой мое личико).Перед сном(«баю-баю-баиньки прилетели заиньки»). На прогулке, музыкальной,физической деятельности (пестушки,хороводные, подвижные игры)
Приобщение детей к фольклору,используя его в повседневной жизни, позволяет реализоватьтворческую индивидуальность,формирует словарный запас ребенка,вводит его в мир чувств и эмоциональных открытий.
С детьми младшего дошкольного возраста продолжаю работу по активизации,закреплению и обогащению словаря. Свою деятельность с детьми я реализовывала в форме игры,познавательной и исследовательской деятельности,творческой активности,обеспечивающей художественно-эстетическое развитие. Учитывала возрастные,индивидуальные особенности детей.
Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во время утреннего приема обращаю внимание какое настроение у детей,используя словесные эмоциональные игры «Солнышко», «Улыбнись».Закрепляем слова по темам «Семья», «Дом»при помощи дидактических игр. Дети здороваются друг с другом,играя в пальчиковые игры «Друзья», «Пальчики встретились».
Подготовка к прогулке дает возможность закрепить лексику,связанную с сезоном,предметные и обобщающие понятия одежды и обуви,умение вежливо обращаться за помощью друг к другу и взрослым(«Помоги другому», «Что сначала, что потом»).
На прогулке в процессе наблюдения за природой по возможности активизируем разные анализаторы,обозначаем словом отдельные ощущения детей (снегбелый,холодный,мокрый).Использование подвижных игр «Догони и повтори», «Кто какой?»способствовало активному употреблению детьми в своей речи глаголов и прилагательных.
Во время подготовки к обеду вместе с детьми расставляем и рассматриваем посуду,называем ее форму,окраску,рисунок,материал из которого она сделана. Читаем стихи,загадки о посуде, сказку К. И. Чуковского «Федорино горе».Узнаем посуду по форме, изображенной на слайдах.
Огромное значение для активизации и обогащения словаря младших дошкольников имеет предметно-пространственная развивающая среда. Как заметила в свое время Е. И. Тихеева «В пустых стенах ребенок не заговорит».Насыщая групповое пространство, я предусматривала,чтобы дети могли удовлетворять свои жизненные потребности в познании,общении и движении. Познавательно-речевой центр «Словечко»,где подобран речевой материал. Дидактические игры,мозаика, пазлы непринужденно развивают и активизируют словарь ребенка. Центр книги-особо выделенное место,где ребенок,самостоятельно может выбрать книгу и рассмотреть ее в спокойной обстановке,а в центре изобразительной деятельности выразить свои впечатления от общения с книгой. Разноцветные мячики для физического развития закрепляют понятие цвет, способствуют веселому общению детей в подвижной игре.
Огромную роль в активизации и обогащении словаря детей играет семья. Для родителей создан раздел на моем персональном сайте,проводились родительские собрания,викторины,беседы. Вместе с родителями дети выполняли творческие задания:изготовление поделок,выполнение поручений (например,нарисовать предметы,сходные по значению (стул,табурет,скамейка).Дети создавали свои первые словари,которые включали в себя иллюстрации знакомых слов по лексическим категориям.
После проведенной работы в процессе наблюдения за детьми я увидела положительный результат. Речь детей стала активной. В общении друг с другом дети используют вежливые слова. Часто употребляют глаголы, прилагательные, наречия.
Развитие словаря ребенка должно идти в тесной связи с развитием мышления. Живые наблюдения, игры, прогулка дают детям обширный круг наглядных представлений. Богатство слов должно находиться в тесной связи с богатством представлений. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей». (М. Горький) .