Лучший педагог года

Актуальность внедрения целевой модели региональных систем ДО

Анна Крохинцева
Актуальность внедрения целевой модели региональных систем ДО

Обучающий семинар для педагогов дополнительного образования

ВНЕДРЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

В настоящее время система образования России проходит через значительные преобразования: вводится новый профессиональный стандарт педагога, постоянно совершенствуются программы федеральных государственных образовательных стандартов, модернизируются образовательные методики и технологии и т. д. Образование становится непрерывным, универсальным, охватывающим все стороны жизни детей. В результате общее и дополнительное образование становятся частями цельного процесса, являясь взаимодополняющими компонентами единого образовательного процесса.

Публикация «Актуальность внедрения целевой модели региональных систем ДО» размещена в разделах

Интеграция общей и дополнительной образовательной системы является средством реализации вариативного обучения детей, включающего овладение ими универсальными компетенциями, развитие творческих способностей и задатков, удовлетворение индивидуальных потребностей, социальную адаптацию и идентификацию, становление личности.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.

В результате реализации проекта к 2024 году увеличится охват детей дополнительным образованием, будет обеспечена гармоничная образовательная среда, предусматривающая опору на исторические и национально-культурные традиции, а также на предпосылки для прорывных направлений в формирующемся новом технологическом укладе

Одним из ключевых направлений проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» является внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования, которая позволит обеспечить эффективное развитие системы дополнительного образования детей

[/b]ДОКУМЕНТЫ[/b]

В основных нормативных документах дополнительное образование предполагает вариативное обучение как универсальную форму развития ребенка, основанную на его свободном выборе различных видов образовательной и творческой деятельности, в которых активно формируется его личностное и профессиональное самоопределение; основными критериями при разработке программ дополнительного образования являются современность, прогнозируемость, целостность, реалистичность, вариативность, рационалистичность, контролируемость и корректируемость.

Главным преимуществом дополнительного образования является добровольность, возможность для ребенка и его родителя самостоятельного выбора деятельности в соответствии с интересами, склонностями и ценностями.

Особая значимость в интеграции образовательных систем отражена приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11):

• сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;

• реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;

• обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования (Концепция развития дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

• учитывается повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

• предусмотрено создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р)

• сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;

• реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;

АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В наше время стало достаточно актуально создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся путем увеличения охвата дополнительным образованием до уровня не менее 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

Задачи и функции Регионального Навигатора:

• организация удобного доступа граждан к актуальной информации о дополнительных образовательных программах для детей и мероприятиях дополнительного образования, проводимых в регионе;

• организация предварительной записи граждан на Программы и мероприятия;

• организация эффективного взаимодействия учреждений дополнительного образования, органов государственной власти, экспертов;

• предварительный учет детей, занятых в Программах и участвующих в мероприятиях;

• повышение эффективности принятия управленческих решений за счет автоматизации рабочих процессов и работе с единой информационной базой данных в области дополнительного образования детей.

ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ НАВИГАТОРА

Данный ресурс создан в рамках Национального проекта «Образование» и федерального проекта «Успех каждого ребенка» на основании приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

Навигатор дополнительного образования – автоматизированная информационная система, основной функцией которой является информационное сопровождение внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования и учет детей, получающих сертификат для оплаты обучения в рамках выбранных дополнительных общеобразовательных программ. Портал позволит семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации, обеспечивать возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка

Эта система удобного доступа для родителей и обучающихся к актуальной информации о дополнительных образовательных программах для детей в возрасте от 5 до 18 лет и мероприятиях дополнительного образования, проводимых в регионе.

В целях реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка», осуществляемого в рамках национального проекта «Образование», во всех регионах начата апробация целевой модели развития системы дополнительного образования детей, включающая систему персонифицированного финансирования.

Цели внедрения системы персонифицированного финансирования следующие:

- развитие вариативности дополнительных общеобразовательных программ, повышение их качества, поддержка выбора семей;

- развитие конкуренции между поставщиками и увеличение числа поставщиков путем привлечения к оказанию услуг частных организаций;

- обеспечение прозрачности расходования бюджетных средств и снижение коррупционных рисков;

- повышение уровня учебной мобильности;

- повышение реального охвата детей дополнительным образованием.

Цель внедрения новой модели: модернизация региональной (муниципальной) системы дополнительного образования детей по разным направлениям деятельности, обеспечивающая открытость, доступность и многоуровневость сети дополнительного образования детей.

В настоящее время проводятся мероприятия по инвентаризации инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов, а также наполнение муниципального сегмента общедоступного федерального Навигатора дополнительными общеразвивающими, общеобразовательными программами, реализуемыми на базе учреждений общего, дополнительного образования, учреждений культуры.

Персонифицированное финансирование осуществляется на основе сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги на электронном или бумажном носителях.

Принцип персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и задача реализации соответствующей модели впервые были заявлены в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Согласно данному документу, совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования предполагает, в том числе, «разработку и внедрение механизмов персонифицированного финансирования дополнительных общеобразовательных программ и поддержки семей в получении дополнительного образования, в том числе компенсацию части платы за дополнительное образование для малообеспеченных и многодетных семей».

Механизм персонифицированного финансирования в дополнительном образовании реализуется следующим образом:

1) ребенок получает сертификат;

2) по этому сертификату родитель получает доступ к персональному счёту в личном кабинете;

3) родитель вместе с ребёнком выбирает программу из единого навигатора;

4) заполняется договор;

5) с сертификата списываются средства.

В отличие от традиционной системы финансирования дополнительного образования детей при персонифицированном финансировании формируется конкурентная среда как между муниципальными и частными организациями, так и внутри муниципальной сети, происходит финансирование именно услуг, а не учреждений, происходит учет детей и количества посещений с помощью сертификатов.

Сертификат дополнительного образования – именной документ, предоставляемый ребенку, подтверждающий право родителей (законных представителей) ребенка на оплату услуг дополнительного образования.

Создание муниципальных опорных центров (МОЦ) дополнительного образования детей. Что такое муниципальный опорный центр (МОЦ? Какие функции он выполняет? Муниципальный ресурсный (опорный) центр дополнительного образования детей осуществляет организационное, методическое и аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы дополнительного образования детей на территории муниципального района.

Цель деятельности Муниципального опорного центра – создание условий для обеспечения в районе эффективной системы взаимодействия в системе дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей. Основные функции, которые выполняет МОЦ:

выявление и распространение лучших муниципальных практик реализации дополнительных общеобразовательных программ

выявление инфраструктурного, материально-технического и кадрового потенциала организаций в системе дополнительного образования

обеспечение реализации мероприятий по информированию и просвещению родителей в области дополнительного образования детей

обеспечение функционирования общедоступного навигатора в системе дополнительного образования детей муниципального образования.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Что такое Навигатор дополнительного образования и зачем он нужен? Навигатор дополнительного образования – это Интернет-портал, который представляет собой единое информационное пространство практик (программ) дополнительного образования. С помощью Навигатора учреждения дополнительного образования будут представлять свои программы, а родители смогут выбирать занятия для детей в соответствии с их индивидуальными запросами, уровнем подготовки ребенка и его способностями, записывать своих детей на данные занятия. Также родители смогут по собственному опыту оценивать представленные на сайте программы (в формате анкетирования и отзывов, что позволит создать условия для участия семьи в управлении развитием системы дополнительного образования детей и будет способствовать повышению качества и доступности дополнительного образования. Функции, которые предлагает навигатор для родителей и детей:

просмотр каталога учебных программ и мероприятий;

поиск, просмотр информации о программе и ее организаторе;

можно ознакомиться с описанием (содержанием) той или иной программы, с информацией о педагогах, реализующих данную программу, материально-технической базой учреждения, планом приема и количеством свободных мест;

создание личного кабинета в Навигаторе;

запись ребенка на ту или иную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.

Как родителям найти нужную программу в Навигаторе? Как записать ребенка на обучение по данной программе? Для поиска нужной Программы в Навигаторе предусмотрены следующие фильтры отбора информации: по муниципалитету (выбор из списка необходимого муниципального образования.

по организатору (выбор из списка необходимого образовательного учреждения);

по направленности дополнительных Программ (выбор из списка необходимой направленности);

по возрасту детей (выбор из списка от 5 до 18 лет). Запрашиваемая информация отображается в виде каталога. Запись на обучение предусмотрена только для авторизированных пользователей, прошедших регистрацию личного кабинета. После регистрации в Навигаторе и выбора понравившейся Программы необходимо нажать на ярлык «Записаться». На электронную почту будет отправлено уведомление о подачи заявки на обучение.

Зачем родителям нужна регистрация личного кабинета в Навигаторе? Как родителям создать личный кабинет в Навигаторе?

Для регистрации личного кабинета необходимо пройти авторизацию, заполнив следующие обязательные поля:

название муниципального образования (выбирается из списка);

ФИО родителя;

контактная информация. После отправки данных на обработку, нажав на кнопку «Зарегистрироваться», на указанную электронную почту будет выслано письмо с просьбой подтверждения регистрации в Навигаторе. После регистрации личного кабинета родителю будет предоставлен интерактивный доступ к истории заявок на участие в программах, истории просмотров программ и мероприятий. Родитель сможет редактировать свой профиль, оставлять отзывы и комментарии к размещенным программам в Навигаторе. На электронную почту, указанную при регистрации, родитель будет получать уведомления об изменении статуса заявки на участие в выбранной программе.

Для чего вводится система персонифицированного финансирования? Внедряется механизм персонифицированного финансирования дополнительного образования. Это значит, что теперь каждый ребенок не зависимо от финансового положения его семьи сможет заниматься, кроме школы, в кружках по интересам и спортивных секциях, которые выберет сам. Средства на обучение детей выделяет государство. Система персфинансирования дополнительных занятий открывает всем детям нашего региона возможность расти и развиваться в тех направлениях, которые им интересны.

Что такое Сертификат персонифицированного финансирования? Сертификат – это именной электронный документ, который позволяет ребенку обучаться дополнительно, вне школы, за счет средств, выделенных государством. Все данные о Сертификате – срок действия, остаток средств на счете, списания – находятся на сайте Навигатора допобразования в Личном кабинете пользователей. Средства, которые дает Сертификат, можно потратить только на дополнительное обучение детей и только через Навигатор дополнительного образования. Деньги нельзя потратить на другие цели и нельзя обналичить. При этом в выборе занятий дети не ограничены: государственные учреждения, частные организации, ИП – все кружки и секции, размещенные в каталоге Навигатора, участвуют в программе финансирования и могут быть оплачены Сертификатом.

Как оплачивать кружки и секции с помощью бюджетных средств?

Родители регистрируются на сайте Навигатора.

В каталоге Навигатора родители выбирают дополнительную общеразвивающую Программу и записывают ребенка на обучение.

Детям, зачисленным на занятия, автоматически выдается Сертификат персонифицированного финансирования с определенной суммой денег.

Ребенок посещает занятия, и оплата за обучение списывается со счета Сертификата.

Смогут ли дети бесплатно посещать одновременно 2-3 кружка, как раньше? Смогут. Оплата сертификатами будет введена поэтапно и не для всех программ.

Сколько денег будет на Сертификате? В настоящий момент правила персфинансирования только утверждаются и рассчитываются номиналы сертификатов. Информация о суммах появится ближе к новому учебному году. Важно понимать, что это целевые деньги - на дополнительное образования и получить их в «живом» виде нельзя.

Если ребенку 3 года, может ли родитель получить сертификат?

Сертификаты выдаются детям с 5 лет и действуют до 18 лет.

Сертификат необходимо будет получать каждый год? Нет, сертификат выдается один раз. Далее каждый год он автоматически пополняется. Сумма пополнения может зависеть от многих факторов: возраста ребенка, муниципалитета, востребованности программ и др.

МОНИТОРИНГ

Мониторинг, проведенный Общероссийским народным фронтом в пилотных регионах среди 3 тысяч родителей и более 200 педагогов дополнительного образования, показал, что введение образовательного сертификата одобряют 84% родителей – по их мнению, это создает для ребенка новые возможности получения дополнительного образования, посещения кружков и секций.

Повысилась доступность обучения детей по разнообразным программам, с расширением рынка услуг повысилась конкурентность организаций, произошел кадровый апгрейт (модернизация кадров, развитие профессиональных компетенций педагогов или привлечение квалифицированных кадров) тем самым в организациях значительно повысилось качество образования.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Аналитическая справка «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями» Согласно годового плана работы МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» в дошкольном учреждении был проведен тематический контроль по теме: «Эффективность.

Использование ИКТ в ДОУ — необходимость и актуальность В данной нам с вами современности, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников,.

Актуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детейАктуальность мероприятий с использованием детского игрового фольклора в музыкальном воспитании детей Существуют различные разработки, методики, позволяющие развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. Единственная цель раннего.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДООрганизация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая.

Движение как средство развития всех систем человеческого организма «Движение как средство развития всех систем человеческого организма» Уважаемые коллеги! Приветствую вас в стенах нашей Педагогической академии.

Проект «Наш огород» старший дошкольный возраст. Часть 1-АктуальностьПроект «Наш огород» старший дошкольный возраст. Часть 1-Актуальность Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В. А. Сухомлинский.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Консультация «Актуальность коврографа Воскобовича» Сообщение по теме: Коврограф Воскобовича Зайцева Е. М Коврограф Ларчик является основным игровым пособием Актуальность состоит в том,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Актуальность внедрения целевой модели региональных систем ДО
Опубликовано: 19 августа 2021 в 09:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД