Юлия Труханова
«Без хозяйки изба плачет, без хозяина — двор». Конспект занятия по развитию речи и краеведению в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с русской избой, прялкой, крестьянским двором. Активизировать слова: амбар, короб, скамья; заучивание пословиц.
Предметно – развивающая среда : прялка, столовая деревянная посуда, иллюстрация «Крестьянский двор», магнитофон.
Публикация «„Без хозяйки изба плачет, без хозяина — двор“, Конспект занятия по развитию речи и краеведению в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Ход занятия.
Выходит Хозяйка и Домовёнок, встречает гостей. Хозяйка загадывает загадку : «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике лучка, в лучке – жарко».
Ответы детей: Изба, в избе печка, в печке зола, а в золе – жар.
Хозяйка показывает иллюстрационную картинку, устройства русской печи.
«С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина, - продолжает свой рассказ Хозяюшка, - Складывали ее из кирпича и обмазывали глиной. А клал печь – печник. Он пользовался почетом и уважением. Как вы понимаете слово «варко»?
(версии детей)
Долгими зимними вечерами резали крестьяне ложки, плели корзины. Женщины ткали, вышивали и, конечно же пели народные песни.
(слушание записи русской народной песни)
Ой, ниточка тоненькая, мотовилище зелененькое.
Ой, дуваль, дуваль, да, дуваль, да. Ой, дуваль, дуваль, да, дуваль, да.
В понедельник я не прядывала, а во вторник не загадывала.
А в среду день пустой, а в четверг день страстной.
А в пятницу жарко баню попила, а в субботу в жарку баню ходила.
А в воскресенье на вечорочке была, Ой, дуваль, дуваль, да, дуваль, да
Домовенок выносит детям вышитое полотенце. Хозяйка обращает внимание детей, как расшито полотенце, уточняя: кружочки, ромбики, дорожки. Показывает детям прялку, ее устройство, и как на ней можно прясть.
Крестьянки пряли нить и приговаривали:
Золотая моя прялица, я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется, мне работа эта нравится.
Домовёнок показывает клубочки ниток и изделия из них.
Хозяйка : У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. (Показывает короб и объясняет смысл этого короба). Ребята, помните как баба из сказки «Колобок» мела муку, по сусекам скребя. ?
Сусек это сделанный из толстых досок короб. Внутри разделен на отсеки (сусеки). Вот оттуда баба и скребла (собирала) муку.
(дети рассматривают короб).
Хозяйка : И, конечно же, неотъемлемая принадлежность крестьянина – это двор. К нему относятся: амбар, хлев, курятник. (Показывает картинку крестьянского двора) «Двор вести, не бородой трясти» - говорили мужики.
(Дети заучивают эту пословицу).
Проводится дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Цель: сравнить и сгруппировать предметы.
(детям раздаются карточки, дети группируют их по признаку : мебель, посуда.)
Хозяйка : - стоит бычище, проклепает бочище» (изба)
Домовенок: 2 братца вертятся, а вместе не сойдутся. (пол и потолок)
Хозяйка : Летом спит, а зимой ест. (печь)
Домовенок: утка в море, хвост на воле. (ковш)
Хозяйка хвалит детей,
Проводится игра «Мельница»
(Все дети становятся в круг. Домовенок стоит в центре круга. Каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя и поет:
Мели, мели мельница, жерновки вертятся!
Мели, мели, засыпай и мешочек набивай!
На последнем слове все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто пошевелится или упадет – выходит из игры.
В конце занятия хозяйка угощает детей пирожками, приговаривает:
«Не красна изба углами, а красна пирогами»