МААМ-картинки

Биоэнергопластика, су-джок терапия и кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками

Татьяна Котова
Биоэнергопластика, су-джок терапия и кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками

Цель:

- применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе.

Задача:

- применения упражнений биоэнергопластики, су-джок терапии и кинезиологическими упражнениями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Методы: методики биоэнергопластики, су-джок терапии, кинезиологии.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Биоэнергопластика, су-джок терапия и кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Развитие мозга ребёнка соответствует двигательным навыкам. Этому же закону подчиняется и речь, а речь — средство развития интеллекта. Через движения можно корректировать речь ребёнка и помочь ему ''поумнеть”».

Ушли в прошлое дворовые “прыгалки” через скакалку. А вслед за ними ушли ловкость и способность грамотно и красиво высказывать свои мысли.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от развития моторных функций (общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика).

В своей логопедической практике помимо общепринятых артикуляционных и пальчиковых упражнений применяю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей дошкольного возраста. К таким нетрадиционным формам относятся биоэнергопластика, су-джок терапия, кинезиологические упражнения, а также дыхательно-голосовая гимнастика.

Биоэнергопластика включает в себя три понятия:

* био - человек,

*энергия - сила,

*пластика- движение.

Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата.

Задачи:

- Укрепление мышц лица;

- развивается мелкая моторика рук;

- развивается речь.

Биоэнергопластика – это содружественные движения рук и языка.

Биоэнергопластика используется в работе с детьми поэтапно :

1. Сначала необходимо разучить с детьми необходимые артикуляционные упражнения;

2. Затем упражнения выполняются в сопровождении ведущей руки (например, упр «Чашечка» с рукой в виде ковша, упр «Улыбка» руки разводим в стороны, упр «Трубочка» пальцы руки соединяем и вытягиваем вперёд;

3. Затем вводятся две руки;

4. В конечном итоге упражнение выполняется при помощи движения артикуляционных органов, движений рук и под музыку или в комплексе с голосо-дыхательными и фонематическими упражнениями.

Предлагаю выполнить некоторые упражнения биоэнергопластики в комплексной разминке по Коноваленко С. В.

Дыхательное упражнение «Ракета».

И. п. — стоя.

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 1 раз.

Упражнение «Болтушка».

И. п. — стоя, рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.

Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад двигаются вперед-назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется в течение 5-10 с.

Упражнение для глаз «Право-лево».

И. п. — стоя, руки в стороны.

Не поворачивая голову, посмотреть на пальцы правой руки, затем — левой. Выполняется по 3раза в каждую сторону.

Упражнение «Улыбка».

И. п. — стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук [и]. Выполняется 5 раз.

Упражнение «Щелканье».

И. п. — стоя, прямые руки подняты вверх над головой.

По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются кулаки обеих рук одновременно. Выполняется 5—10 раз.

Упражнение «Коготки».

И. п. — стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы растянуты в улыбке.

По команде сильное полусгибание и разгибание пальцев. Выполняется в течение 5—10 с.

Игра «Хлоп-топ».

И. п. — стоя.

Услышав звук А, хлопнуть в ладоши, звук У — топнуть ногой. Выполняется по 3—5раз на каждый звук.

Предлагаю следующую методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга, стимулирует интеллектуальное развитие. Кинезиология существует уже 2000 лет, используется во всём мире.

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности через определенные двигательные упражнения.

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.

Кинезиологические методы влияют на развитие

• умственных способностей

• физического здоровья,

Улучшают

• память,

• внимание,

• речь,

• пространственные представления,

• мелкую и крупную моторику,

• снижает утомляемость,

• повышает способность к произвольному контролю.

Кинезиологические упражнения :

«Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

Покатилось, покатилось

Олино колечко

Покатилось, покатилось

С нашего коылечка

Кто с крылечка сойдёт?

Кто колечко найдёт?

“Кулак – ребро – ладонь”. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Блины» Ладони рук переворачиваем на столе. Сначала одинаково, затем в разном порядке

Мама нам печёт блины

Очень вкусные они

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной

“Змейка”. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

«Буратино» Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.

«Ухо-нос» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".

ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Берем в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга.

Эффект артикуляционной гимнастики усиливается, если она выполняется с кинезиологическими упражнениями под счёт, под музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно каждой рукой и двумя руками вместе, с движением глаз.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

упражнения для пальчиков без предметов: одной рукой (ведущей, второй рукой;

– выполнение упражнения одновременно двумя руками;

– специальные навыки (лепим из пластилина, выстригаем из бумаги, клеим, перебираем фасоль, играем со шнуровками, с крупой и т. д.)

упражнения для пальчиков с предметами (цветные фишки, бусинки, карандаши);

– пальчиковый театр;

– моторно-графические навыки работы в тетради (штриховки, игры с контурами и шаблонами, рисование по клеточкам, печатание).

Предлагаю еще одну методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Су-джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.

Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Цель использования су-джок терапии : стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец и кончики пальцев отвечающие за головной мозг.

Задачи:

• Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.

• Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности.

• Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

Неоспоримыми достоинствами биоэнергопластики, су – джок терапии и кинезиологии являются :

* высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;

* абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

* универсальность - могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Кинезиологическое упражнение с помощью су – джок шаров, дети повторяют слова и выполняют действия с двумя шариками одновременно, в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И с начала все начну.

Кинезиологический массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, двумя руками одновременно/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Кинезиологическое упражнение с использование су – джок шаров при автоматизации звуков. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно двумя руками, проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Кинезиологическое упражнение с использованием су – джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Логопед катит 2 «чудо-шарика» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарики, откатывает их назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» Использование су – джок шаров для развития памяти и внимания, включая кинезиологический аспект.

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарики в правую и левую руки и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Использование шариков при выполнении гимнастики, включая кинезиологический аспект.

И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой и левой руках шары.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

В процессе использования упражнений биоэнергопластики, Су-джок терапии и кинезиологии, применяю следующие методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Ребенку предлагается поиграть в сказку.

2. Словесные приемы. Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.

3. Игровые приемы. Занятие-игра, игровые упражнения.

4. Наглядные приемы. Схемы, видеоматериалы. иллюстрации.

5. Практические действия. Массаж кистей, стоп и пальцев.

При организации данной работы необходимо

- мотивационное обеспечение (привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам,

- эмоциональное сопровождение (доброжелательный настрой; заинтересованность логопеда в успехах детей; собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых).

Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

Результат:

• благоприятное воздействие на весь организм;

• стимуляция речевые зоны коры головного мозга;

• развитие координация движений и мелкой моторики;

• развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Использование специальных комплексов, разнообразных игр и упражнений, пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, способствует активизации речевой деятельности.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих.

Кинезиологические упражненияКинезиологические упражнения Сегодня от специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) можно услышать, что у ребенка атипичная латерализация функций головного мозга.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью»Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью» Цель:Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии. Задачи: • - расширять знания.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Тренинг «Психологические игры и упражнения с дошкольниками «В краю хорошего настроения» Тренинг:Психологические игры и упражнения с дошкольниками. «В краю хорошего настроения»Детский сад – это настоящее мини-сообщество, где.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Биоэнергопластика, су-джок терапия и кинезиологические упражнения в работе с дошкольниками
Опубликовано: 17 августа 2020 в 20:57
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД