Елена Ларина
Конспект занятия «Блокада Ленинграда» для детей подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект : час мужества:
для детей подготовительной к школе группе
Цель: формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной Войны.
Задачи:
- дать детям знания о значении средств коммуникации в информировании людей и положении в стране и на фронтах ВОВ;
Публикация «Конспект занятия „Блокада Ленинграда“ для детей подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;
- расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей, переживших блокаду;
- учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;
- способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени;
- содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через атмосферу, царящую в группе, видео фильм и музыкальные композиции.
- воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени;
- воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ.
Материалы и оборудование: колонки, ноутбук, фортепиано,
презентация о блокаде, видеоролики с музыкальными композициями
Предварительная работа:
разучивание стихов, разучивание песни «Солнечный круг»
Воспитатель: Ребята, сейчас вы послушаете песню, которая называется «Гимн городу». А какому городу, вы должны догадаться сами.
Видео ролик Санкт - Петербург («Гимн городу»)
1 слайд. Воспитатель: Ребята, про какой город идёт речь в песне? (Санкт-Петерберг). Правильно, а когда-то он назывался Ленинград. А почему именно про этот город мы будем сегодня разговаривать, вы скоро поймёте.
2 слайд. В этом прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева.
3 слайд. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит.
4 слайд. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо.
5 слайд. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту. В то время, когда жила Таня, город назывался Ленинград. И вдруг в один день все это счастье оборвалось – началась война.
6 слайд. На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война. Страшная, беспощадная.
7 слайд. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет, которые могли держать в руках оружие, уходили на фронт.
Видео ролик песни «Вставай, страна огромная».
8 слайд. Гитлер планировал захватить в первую очередь город Ленинград.
Почему же Гитлер придавал такое значение взятию Ленинграда? Ребята, как вы думаете почему? Ответ детей. Потому Ленинград – северная столица, крупный промышленный, культурный центр, морской порт, удобный плацдарм для удара на Москву. Захватив Ленинград, Гитлер собирался напасть на столицу страны, Москву.
Наступление фашистов на Ленинград началась в августе 1941 года. Военная подготовка фашистов превосходила советские войска, то есть фашисты были лучше подготовлены к войне.
Ленинград лишился всего — отопления, воды, электричества, еды, но продолжал бороться. Жители героического города сносили тяготы, не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не сдаваться в плен, в рабство к фашистам.
Когда быстро захватить город фашистам не удалось, Гитлер приказал задавить город блокадой.
Что такое блокада Ленинграда? Это когда немцы взяли в окружение Ленинград, перекрыли все пути, бомбили со всех сторон. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
Посмотрите (карта, на что это похоже? (круг, кольцо). Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Как только лед окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса.
1Ребёнок
Кольцо Ленинградской блокады
Сжималось в морозные дни.
Но люди боролись, так надо,
К победе стремились они.
9 слайд. Спешно собранный конно - транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лёд.
10 слайд. Автоколонны полуторок шли по льду под постоянными бомбёжками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали «Дорогой смерти».
11 слайд. Но первые десятки тонн муки были доставлены голодающему городу, и позже появилось другое название - «Дорога жизни». Т. к. доставленная мука спасла многим Ленинградцам жизнь.
12 слайд. Когда в Ладоге тонули машины, вёзшие муку в блокадный город, ночью специальные бригады крючьями на верёвках поднимали из воды мешки. В середине такого мешка какое-то количество муки было сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твёрдую корку. Эти корки разбивали на куски, а затем измельчали, перемалывали и добавляли в блокадный хлеб.
13 слайд. Продукты заканчивались, дороги были захвачены фашистами и в город не могли везти продукты. В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими.
14 слайд. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ).Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли траву лебеду и даже бумагу и опилки.
15 слайд. И все, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
16 слайд. Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город. Что изменилось? (дети сравнивают фотографии с видами города и черно-белые времен блокады).
17 слайд. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. 18 слайд. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
19 слайд.
«Женя умерла», «Бабушка умерла», «Лека умер», «Дядя Вася умер», «Дядя Леша умер», «Мама умерла», «Савичевы умерли». «Умерли все», «Осталась одна Таня».
20 слайд. Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область по «Дороге Жизни».
21 слайд. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла
В январе 1944 года наши войска перешли в наступление и был полностью освобождён от блокады.
2 Ребё нок:
В блокадные дни
Под обстрелом, в снегу,
Не сдался, не сдался
Город врагу.
В нем гордые, смелые люди живут.
И славится всюду их доблестный труд!
3 ребёнок
Мы не видели ужас блокады,
И не жили в военные дни.
Но о подвиге том Ленинграда
Свято вечную память храним.
22 слайд. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо».
23 слайд. За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города- героя».
В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но когда они оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои.
24 слайд. Великий труд спасения города выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Мужчин ушедших на фронт у станков заменили женщины и подростки.
25 слайд. В опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. 25 слайд (шелчёк).В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, 25 слайд (шелчёк) выпускали автоматы и пулемёты, артиллерийские и реактивные снаряды.
26 слайд. А ещё дети трудились по ночам: спешили на свою вахту — на ленинградские крыши и чердаки.
27 слайд. Там проводили они бессонные ночи, пристально глядя в небо и выслеживая траекторию полёта вражеских бомбардировщиков.
27 слайд (шелчёк).Чтобы избежать пожаров, люди специально приготовленными щипцами, а иногда и голыми руками скидывали зажигательные бомбы с крыш и чердаков, засыпали горящие фитили песком.
28 слайд. Дети осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Мальчишки и девчонки выдержали войну и победили вместе со взрослыми.
4 ребенок:
Мы благодарны солдатам войны,
Тем, что сражались за мир на планете.
Им до земли поклониться должны
Все современные дети.
5 ребенок:
Над Россиею
Небо синее,
Небо синее над Невой.
В целом мире нет,
Нет красивее
Ленинграда моего.
Песня «Солнечный круг»
Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового, вы молодцы. Мне бы хотелось, чтобы вы нарисовали то, что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков.
Дети садятся рисовать под музыку «Алые закаты».