Получи документы

Конспект занятия «Ценность рода и семьи»

Давлетбаева Ильвира
Конспект занятия «Ценность рода и семьи»

Тема: «Ценность рода и семьи»

Цель: воспитание нравственных отношений обучающихся к семье, родителям, своему роду через понятия «род», «семья», «родословная», «семейные ценности», «семейные традиции».

Задачи:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- воспитание взаимопонимания, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;

Публикация «Конспект занятия „Ценность рода и семьи“» размещена в разделах

-развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, уважение к семьям одноклассников;

- формирование навыков совместного взаимодействия детей и родителей.

Оборудование урока: учебник «Основы светской этики»; компьютер и мультимедийная установка; выставка фотографий «Моя семья».

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

2. Строить речевое выска-зывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Этапы урока Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности

Поговорим?

О чем? О разном и о прочем?

О том, что хорошо

И хорошо не очень.

Поговорим?

Вдруг будет интересно.

I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Слайд:2

– Отгадайте загадку и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке.

- Ребята, что такое семья? (Ответы детей)

- Слово это понятно всем, как слова “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений рядом с каждым из нас. Семья – это дом. Это папа, мама, бабушка, дедушка.

Слайд 3: Упражнение «Ассоциации» : с чем у вас ассоциируется слово «Семья».

Семья

Очаг

Уют

Крепость

Тепло

Радость

Любовь

Ребята, прослушайте одну легенду и угадайте ещё одно качество семьи.

В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи : «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово “понимание”. Значит, семья – это не только любовь и заботы, трудности и радости, несчастья и печали, привычки и традиции, это ещё и понимание ( слайд 4:)

– Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока. ( Слайд 5:)

– Почему это ценность, как вы думаете?

– А кого называют семьёй?

– А что такое род?

– Пролистайте параграф, просмотрите все заголовки, которые в нём встречаются. Задумывались ли вы над этими вопросами?

– Найдите слова, выделенные в параграфе жирным шрифтом (род, семья, любовь, традиция).

Какие из этих понятий более знакомы вам, какие менее?

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 42(. Слай 6)

– Как можно одним словом назвать людей на картинке?

– Какое событие здесь показано?

– Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки?

– Как вы считаете, нужны ли людям традиции?

– А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на с. 42.

– Как вы думаете, Игорь понимает, что не уважать традиции – это плохо?

– Какие слова показывают, что он чувствует, что поступает не так, как надо? («Расстроился», «буркнул», просит у Оли объяснения; как бы ищет себе оправдания и объяснения.)

– Почему Оля не смогла убедить Игоря? (Не хватило умения; может быть, она не всё знает про семейные традиции, хотя твёрдо уверена, что их нельзя нарушать.)

– А вы смогли бы в этот момент убедить Игоря? Вы-то как считаете: надо идти на матч или к бабушке?

– Какой вопрос требует размышления? Давайте сформулируем проблемный вопрос.

Учащиеся высказывают свои предположения, например: «Надо ли уважать семейные традиции?» или «Почему надо уважать семейные традиции?» ( Слайд 7:)

– Посмотрите, какой проблемный вопрос предлагают авторы.

Почему надо уважать семейные традиции?

– Нам нужна информация, которая помогла бы убедить Игоря.

План урока: ( Слайд 8:)

1. Прочитать тексты параграфа.

2. Сделать выводы по проблеме урока.

3. Сравнить свои выводы с авторским.

II. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Учитель: Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручеек. А истоки человека - это семья, где он родился, его род.

Учитель: Прочтите первый абзац текста (учебник с. 43, найдите, что там говорится о роде, семье.

Работа с текстом «Как появилась семья во время чтения.

Комментированное чтение текста.

В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников.

Понятно, что это больше, чем семья?

Помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство

Интересно, а что ещё?

А ещё и помощь друг другу

Обратите внимание!

В борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей.

Сохранилось ли это правило в современном мире?

Но ему можно было свободно уходить от жены к другой женщине.

А сохранилось ли это правило? А у животных?

Ведь о детях всё равно заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в

семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки, если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.

Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Что такое род? Как вы считаете, существует сейчас понятие рода? ( Слайд 9:)

Дети в парах называют однокоренные слова к слову «род» :

род - родство - Родина - родители – родословная - народ

Род - это люди, которые считают себя потомками общего предка.

Физкультминутка (Слайд 10)

Работа с текстом «Как появилась семья после чтения.

– Что общего у рода и у семьи?

– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?

– Были ли традиции у людей, которые жили родами?

– А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них?

Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции до чтения.

– Рассмотрите рисунки на с. 44. (Слайд 11)

– Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник?

– Прочитайте текст на с. 44.

Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции после чтения.

– В чём главная задача традиций? Найдите ответ в тексте. («Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребёнка, развиваются его лучшие человеческие качества».)

– Что Оле надо было объяснить Игорю в ситуации, которую мы рассматривали в начале урока? ( Например: «Бабушка всегда радуется, когда мы всей семьёй приезжаем её поздравлять, а если не все придут – расстроится»; «Надо помогать друг другу и поддерживать своих близких». А ещё надо бы объяснить Игорю, что такое традиции, что это важно для всех членов семьи и для него самого тоже.)

Работа со схемой «Что даёт человеку семья. (Слайд 12)

– По схеме на с. 45 расскажите, что даёт человеку семья.

III. Выражение

решения проблемы.

– Вспомните проблемный вопрос урока. Какой вывод вы можете сделать? (Слайд 13)

– Прочтите вывод авторов и сравните его со своим.

Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

IV. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Работа в группах (с. 46). составить и объяснить значения пословиц. (Слайд 14)

1-я группа:

Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

В гостях хорошо… (а дома лучше).

2-я группа:

Где родился, … (там и пригодился).

Мир да лад – … (большой клад).

3-я группа:

Не нужен клад, … (когда в семье лад).

Каждый кулик … (свое болото хвалит).

4-я группа:

Чем богаты, … (тем и рады).

Дома – как хочу, … (а в людях – как велят).

По окончании работы каждая группа представляет результаты. и проверяют по слайду (Слайд 15)

Итог урока. Рефлексия.

– Расскажите, какие традиции есть в вашей семье. (Слайд 16)

– А какими из них вы особенно дорожите?

– Вы бы хотели, чтобы в семьях появились какие-то новые традиции?

– А какие традиции будут в вашей семье, когда вы станете взрослыми?

– Почему нужно уважать семейные традиции? ( Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др.) (Слайд 17)

– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока? (Слайд 18)

какой темы был посвящён наш урок?

- С какими понятиями мы познакомились на уроке?

- Где можно применить полученные знания?

Покажите смайлик, соответствующий вашему настроению.

- Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?

- Ребята, а наш класс можно назвать семьей?

- Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет уютно, тепло и солнечно. (Слайд 19)

VI. Домашнее задание.

Готовить проекты: (Слайд 20)

1. Сделать фотоальбом «Добрые традиции нашей семьи»

2. Рисунок «Моя любимая семейная традиция»

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дружба — это великая ценность»Фотоотчет «Дружба — это великая ценность» ДРУЖБА - ЭТО ВЕЛИКАЯ ЦЕННОСТЬ,ДРУЖБА- какое хорошее, доброе слово! Наверное, нет ни одного человека, который бы не ценил дружбу. " Нет.

Конспект открытого занятия для родителей на общем родительском собрании «Объединимся во имя семьи»Конспект открытого занятия для родителей на общем родительском собрании «Объединимся во имя семьи» АКЦИЯ "ОБЪЕДИНИМСЯ ВО ИМЯ СЕМЬИ" С 15 ноября по 15 декабря 2017 года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение рода имени существительного» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года. Тема. Повторение рода.

Конспект занятия «Счастье семьи. Мы и наши родители» для воспитанников 6 группы детей с ОВЗ Тема: «Счастье семьи. Мы и наши родители". Направление: Программа духовно-нравственного развития и воспитания. Блок нравственно-этическое.

Конспект занятия в подготовительной группе «Моя семья» ко Дню семьи на МAAM Цель: - формировать представления детей о семье. Задачи: - расширять и совершенствовать знания детей о ценностях семьи и семейных традициях,.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Конспект занятия «Праздник День семьи, любви и верности»Конспект занятия «Праздник День семьи, любви и верности» Цель: Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним. Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать.

Конспект интегрированного занятия «День семьи, любви и верности» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «День семьи, любви и верности» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «День семьи, любви и верности» во второй младшей группе Цель: -Познакомить детей с праздником семьи.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Определение рода имён существительных во множественном числе» Урок русского языка в 3Б классе. Технология: Критическое мышление Учебник: Т. Г. Рамзаева «Русский язык» Урок по теме: Определение рода имён.

Конспект занятия «Сад моей семьи» Занятие:«САД МОЕЙ СЕМЬИ» Цель: закрепить представление о семье, об индивидуальных отношениях каждой семьи. Задачи: учить составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Ценность рода и семьи»
Опубликовано: 25 октября 2020 в 13:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД