Светлана Калугина
Советы логопеда «Чем же мы, взрослые, можем помочь детям, имеющим речевые нарушения?»
▼ Скачать + Заказать документы
Чем же мы, взрослые, можем помочь детям, имеющим речевые нарушения?
Об ОНР (общее недоразвитие речи) можно говорить, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение,
ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи. "Золотая серединка" - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т. е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный
Публикация «Советы логопеда „Чем же мы, взрослые, можем помочь детям, имеющим речевые нарушения?“» размещена в разделах
Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения - заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.
Умственное развитие
неотделимо от речевого,поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь,восприятие.
Режим дня
очень важен ребенка,особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.
Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком
. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как "детские",так и "взрослые" слова (Это машина - би-би. А вот собака - ав-ав). Контролируйте речь малыша, не позволяйте говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает,нужно знакомить. Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Артикуляционная гимнастика- это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать
рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
Дыхательная гимнастика
важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя)
Иллюстрации в детских книгах
,соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где?кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы?Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.
Леворукость
- это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.
Мелкая моторика
- так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры типа "Сорока, сорока", затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т. д.
Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение
Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.
Фольклор
- лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
ВНИМАНИЕ, родители!
Чем раньше будет начата работа по преодолению речевых нарушений у детей, тем эффективнее будут результаты!