Марина Антонян
Исследовательская деятельность «Что мы знаем о воздухе?» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Что мы знаем о воздухе?»
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе
Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
- расширить представления детей о свойствах воздуха (имеет вес, при нагревании расширяется);
- уточнить знание о воздухе как необходимом условии жизни на Земле;
Публикация «Исследовательская деятельность „Что мы знаем о воздухе?“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- беседы «Воздух на Земле».
- дидактические игры: «Отвечай быстро», «Да - Нет».
- эксперименты «Свойства воздуха».
- консультация для родителей «Занимательные эксперименты».
Оборудование: изображение Знайки, карточки с символами, обозначающими методы исследования; листочки в клеточку, ручки; шапка ученого; книги о нашей планете; сумка - холодильник; воздушные шарики; палка (60 см.) ; миска, пластиковая бутылка.
* * *
Дети играют, входят «гости», дети здороваются и приглашают всех присесть.
Воспитатель. Дети, я хочу вам предложить увлекательное путешествие в страну ДОКОРУПО. Вы о такой слыхали?
Даже сквозь самую сильную лупу
Глупо на карте искать ДОКОРУПО,
Поскольку великая эта страна
На карту не может быть нанесена.
В ту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда,
Но если всмотреться внимательным взглядом
Всё то, что с тобою находится рядом,
То не придётся дорогу искать
В страну, ДО КОторой РУкою ПОдать.
- Да, ДОКОРУПО - это страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в неё, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на всё другими глазами - глазами исследователя, глазами экспериментатора. Ну что же, давайте закроем глаза, повернё мся вокруг себя и скажем:
«Раз, два, три - в ДОКОРУПО попади!»
- Посмотрите, кто нас здесь встречает: это же Знайка! И мы оказались в его научной лаборатории. Знайка нам предлагает научиться проводить исследования, как это делают настоящие ученые. (Дети отвечают.)
-Тогда мы вместе со Знайкой открываем заседание ученого совета.
- Вы символами будете зарисовывать всю добытую нами информацию. Тему сегодняшнего исследования нам подскажет загадка. (У детей листы в клетку, карандаши.)
- Слушайте внимательно.
Через нос проходить в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Исследователи, ваша задача - получить как можно больше новых сведений о воздухе, подготовить сообщение, т. е. небольшой доклад. Чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию и изучить ее.
На планшете выставлены методы исследования, изображенные символами:
подумать самому;
провести эксперимент;
взять информацию из компьютера;
посмотреть в книгах;
спросить у другого человека.
1. - Обратите внимание на эти методы. С чего мы начнем собирать материал?
Дети. Нужно вспомнить, что мы знаем о воздухе. Воздух не видим, не имеет цвета, вкуса, запаха. Без воздуха невозможна жизнь на Земле. (Символами фиксируют высказывания).
2. - Следующий этап - эксперимент. Вы много вспомнили о воздухе, а хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? Давайте подойдем к столу.
Опыт 1. К палке длиной приблизительно 60 см с двух концов привязываются два надутых одинаковых воздушных шарика. На середине палки крепится веревочка. Палку подвешивают за веревочку в горизонтальном положении.
-Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка висит ровно?
Дети. Шары весят одинаково.
- А что произойдет, если проткнуть один из шаров острым предметом?
Дети высказывают предложения.
- Давайте проверим. (Протыкает один из шаров.)
- Воздух из шарика выходит, а конец палки, к которому он привязан, поднимается вверх.
- Почему изменилось положение весов?
Дети. Шарик без воздуха стал более легким.
- Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик?
Дети. Палка выровняется.
Воспитатель проверяет предположение детей на практике. Равновесие снова восстанавливается. - Что же произошло?
Дети высказывают предположения.
Вывод: воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый. Когда из шарика выходит воздух, он становится легче.
Дети символами фиксируют полученную информацию.
- А вы знаете, какой воздух легче - теплый или холодный? Почему? Хотите узнать?
Опыт 2. На пустую, охлажденную пластиковую бутылку надевают воздушный шарик. Ставят бутылку в миску с горячей водой. Воздух нагревается, ему становится тесно и он устремляется вверх. Шарик надувается.
Видите, значит, можно сделать вывод: теплый воздух легче, чем холодный.
Дети символами фиксируют полученную информацию.
3. - Где еще мы можем найти информацию о воздухе?
Дети. В компьютере.
Дети подходят к ноутбуку и смотрят презентацию «Воздух можно услышать» в исполнении духовых инструментов - флейты, кларнета, трубы. Затем пробуют сами поиграть на дудочках.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали. Дети качают поднятыми вверх руками.
Это деревья в лесу. Плавно опускают руки вниз.
Руки согнули, кисти встряхнули - Трясут кистями рук.
Ветер сбивает росу. Машут руками перед собой.
В стороны руки, плавно помашем - Руки разводят в стороны.
Это к нам птицы летят. Поворачивают туловище с раскинутыми в стороны руками.
Как они сядут, тоже покажем. Приседают.
Крылья сложили назад. Встают, прячут руки за спину.
4. - Также мы можем посмотреть то, что нас интересует, в книгах. (Зачитывает отрывок.)
«Когда встречаются теплый и холодный воздух, начинаются колебания. Так возникает ветер. Неправда, что от ветра одни только неприятности. Он уносит из города задымленный воздух, а на смену ему из полей и садов приходит чистый и свежий. Ветер переносит семена растений, разгоняет тучи и помогает летать воздушным змеям. У ветра такая сила, что он может делать самую разную работу. Например, крутить мельничные жернова и надувать паруса кораблей».
5. - Куда сейчас мы отправимся за информацией? Правильно, пришла пора обратиться за помощью к другим людям. Много интересного знает Наталья Юрьевна. Может, спросим у нее?
Наталья Юрьевна: Не только человеку, но и всему живому на Земле нужен чистый воздух. Но дым заводских труб, выхлопной газ автомобилей, многочисленные пожары и даже извержения вулканов загрязняют его.
Особенно загрязнен воздух в городах. Поэтому люди создали общество охраны природы. В нем занимаются охраной воздуха, почвы, воды, восстановлением и охраной лесов от пожаров, а также охраной животных и растений. Здесь заботятся о здоровье человека.
- Сейчас я попрошу вас занять свои места. Давайте вспомним, что вы узнали, проведя исследование?
(Дети расшифровывают пиктограммы.)
- Много интересного мы узнали о воздухе. А как вы думаете, что самое главное мы узнали?
Дети. Воздух надо беречь.
- Наступило время научного доклада.
Дети выбирают докладчика сами. Ребенок надевает мантию и головной убор ученого. Опираясь на символы, он рассказывает о воздухе все, что узнали во время исследования.
- Какие вопросы вы хотели бы задать докладчику? Что бы хотели добавить? (Дети высказываются.)
- О чем или о ком еще вы хотели бы узнать на следующих занятиях? Знайка подготовит для нас лабораторию. (Дети отвечают.)
- А сейчас настало время прощаться со Знайкой и страной ДОКОРУПО и возвращаться в детский сад.
«Раз, два, три - в детский садик попади!»