Завальнюк Валентина Брониславовна
Ученическая исследовательская работа «Что расскажет снег на железной дороге…»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление:
1. Введение. стр. 2 2. Основная часть…стр. 4 3. Заключение…. стр. 8 4. Библиографический список…. стр. 9 5. Приложение…. стр. 9
Введение.
Я живу в замечательном округе Домодедово. Наша семья очень дружная. Мы интересно проводим выходные, часто куда-нибудь выезжаем. Как и многие жители нашего округа, в большинстве случаев пользуемся пригородными поездами. Это быстрый, удобный, бюджетный транспорт. Электрички доставляют людей прямо в нужное место. Они практически не зависят от капризов природы. Взрослые члены нашей семьи работали и работают на железной дороге. Прапрабабушка и прапрадедушка работали в Паровозном депо Брянск-1 и Локомотивном депо Брянск-1, были награждены Почётными удостоверениями железнодорожников. Бабушка работает технологом в «Проектно-конструкторском бюро», папа-ведущий инженер в «Центральной дирекции тяги». Мама работает ведущим специалистом по охране труда в Домодедовском моторвагонном депо. У неё, как у бабушки и папы, много почётных грамот за добросовестный труд.
Публикация «Ученическая исследовательская работа „Что расскажет снег на железной дороге…“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Железная дорога, поезд
- Железная дорога, поезд. Проекты, исследования
- Исследовательская деятельность
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снежинки, снег. Конспекты занятий по развитию речи
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Я и мой младший брат много раз бывали у родителей на работе. На экскурсию в депо мы ходили всем классом. Ребята смогли увидеть, как поезда проходят технический осмотр, как их чистят и готовят к выезду, побывали в кабине машиниста. Было очень интересно. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Железная дорога плотно вошла в нашу жизнь.
Проблема.
Всем понятно, что поезда приносят огромную пользу людям, без них наша жизнь была бы тяжелее и трудна. Являясь общедоступным видом транспорта, совершая пассажирские и грузовые перевозки, они прочно
2
вошли в нашу жизнь. Железная дорога является неотъемлемой её частью.
Она же является одним из значительных источников загрязнения окружающей среды.
Актуальность.
Вопрос экологии особенно острым стал в последние годы. В нашем округе много сделано и делается для улучшения экологической обстановки. Но округ растёт и развивается, следовательно, растёт количество предприятий, увеличивается транспортная и грузовая нагрузка. Наше исследование связано с железной дорогой. Постараемся выяснить: не наносят ли поезда вред окружающей среде? Насколько этот вид транспорта безопасен с экологической точки зрения? Работа над исследованием проходит зимой. Известно, что снег является индикатором экологической обстановки. Исследовав снег, мы попробуем ответить на поставленные вопросы.
Поэтому в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что снег, являясь показателем экологической чистоты, покажет, уровень экологической загрязнённости в конкретных местах округа.
Объект исследования :
- пробы снега, взятые на разных участках округа. Предмет иcc ледования:
- степень загрязнения талой воды, полученной из заборов снега. Цель иcc ледования:
- рассмотрение проблемы загрязнения экологической среды железнодорожным транспортом.
В cоответствии с целью и гипотезой были поcтавлены cледующие Задачи иcc ледования:
1. Провеc ти анализ литературы по теме: способы исследования снега и талой воды с целью выявления содержащихся в них элементов загрязнения;
2. Провести заборы снежного покрова в лесном массиве у д. Гальчино (Участок №1), обочине Каширского шоссе (Участок №2) и на территории
3
Моторвагонного депо г. Домодедово (Участок №3);
3. Провести опыты по исследованию уровня загрязнения талой воды; 4. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования : 1. Теоретический.
2. Практически-экспериментальный. 3. Эмпирический.
Основная часть.
Снеговой покров, накапливает в себе практически все вещества, поступающие в атмосферу. Изучение снежного покрова позволяет оценить степень загрязнения воздуха. С потеплением воздуха, снег превратится в талую воду. От того, насколько она будет чистой или грязной, зависит чистота растений, которые впитают эту воду. В основе нашей работы-исследование снежного покрова. В 3-х местах: в лесном массиве близ деревни Гальчино (участок №1, на обочине Каширского шоссе (участок №2) и на территории Моторвагонного депо (участок №3) были взяты пробы снежного покрова. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
При заборе снега визуально
Таблицу 1.
оценивался его цвет. Данные были внесены в
Таблица 1.
№ Характеристика 1. Цвет снега
2. Чем обусловлен цвет снега
Участок №1 Белый
Отсутствие интенсивного загрязнения
Место забора снега
Участок №2 Участок №3 Серый, буро-серый, Светло-серый, коричневый бледно-жёлтый Грязь от машин, Пыль, песок, пыль, песок, частицы ржавчины реагенты
Снег помещался в чистую колбу, при комнатной температуре таял, талая вода переливалась в пробирки и отстаивалась. Каждая пробирка была пронумерована в последовательности забора снега. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. По нашей просьбе в лаборатории депо был проведён химический анализ талой воды и анализ на содержание нерастворимых примесей и нефтепродуктов
4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Данные систематизированы и представлены в Таблице 2 и Таблице 3.
№ Характеристика 1. Ионы SO42-
(сульфаты) 2. Ионы S2-
(сульфиды)
3. Ионы Cl- (хлориды) 4. Ионы NH4+
(аммоний)
№ Характеристика
1. Нерастворимые примеси
2. Нефтепродукты
Участок №1 Нет
Нет
Нет Нет
Участок №1 Есть
Нет
Таблица 2.
Место забора снега
Участок №2 Участок №3 Есть Средне
выражены Есть Есть
Есть Следы Нет Нет
Таблица 3.
Место забора снега
Участок №2 Участок №3 Высокое В наличии содержание
Высокое Есть содержание
Данные анализа показали, что самый чистый забор взят на территории лесного массива (Участок №1). Кислотных химических соединений и нефтепродуктов обнаружено в нём не было. Нерастворимые примеси в большей степени носили естественный характер (глина, песок, перегной, микроорганизмы). Самый загрязнённый снег был взят на Участке №2. В нём содержалось наибольшее количество химических соединений, в нерастворимых примесях (частицы песка, гравия, гудрона) содержались также частицы реагентов, которыми посыпали дорогу. Наличие следов нефтепродуктов также было превышено, спектр их широко представлен (бензин топливный, масло солярное, нафтеновые кислоты) это обусловлено высокой проходимостью автотранспорта. Пробы, взятые на территории Моторвагонного депо (Участок №3) показали содержание примесей песка, пыли, частиц ржавчины. Наличие последней объясняется забором снега у железнодорожного полотна. Нефтепродукты присутствовали, их количество превышено. Но депо находится в черте города, в атмосфере скапливаются частицы отработавших газов автотранспорта. Депо обслуживает также
5
дизельные составы, они работают на дизельном топливе. Во время экскурсии
по территории депо, специалист по природоохране объяснял нам, как строго соблюдаются правила природной охраны и утилизации отработанных веществ на территории. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Далее экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ Ильинской СОШ имени полного кавалера ордена Славы И. И. Сидорова под руководством учителя химии Э. Р. Артеевой. Нами были проведены следующие опыты: определение запаха талой воды, его интенсивность; определение прозрачности воды; определение цвета талой воды; определение осадка в пробе; определение кислотности среды. ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
1. Определение запаха: талая вода комнатной температуры помещалась в чистую колбу с широким горлом, накрывалась стеклом. Колба встряхивалась вращательными движениями. Стекло быстро снималось, определялся запах. 2. Для интенсивности чистая пробирка с талой водой нагревалась на спиртовой горелке.
3. Прозрачность воды определялась при помощи опускания в колбы с водой листа с текстом (шрифт средней жирности, высота 3,5 мм.)
4. Цвет воды определялся при сравнительном осматривании проб талой воды и пробирки с дистиллированной водой при рассеянном освещении.
5. Наличие осадка определялось путём отстаивания талой воды в течение суток.
6. Кислотность среды определялась при добавлении индикатора. В нашем эксперименте индикатором выступал фенолфталеин.
Данные полученных результатов представлены в Таблице 4.
Полученные данные показали, что по всем категориям, наиболее чистой является снег, собранный в лесном массиве (Участок №1). Заборы снега с Участков 2 и 3 содержали в себе следы неблагоприятной экологической обстановки. Их интенсивность варьировалась, но в небольшом количестве. Опыты 1-2 показали, что запах и его интенсивность мало различаются в пробах Участка №2 и Участка №3. Цвет воды также различался не сильно.
6
Наличие осадка отличалось интенсивностью, что объясняется различием в
характерах эксплуатации автомобильной дороги и железнодорожного полотна. Применение кислотного индикатора в опыте 6 показал преобладание щелочных солей в пробе 2 (Каширское шоссе).
Место забора снега № Характеристика Участок №1 Участок №2
Таблица 4.
Участок №3
1. Запах воды
2. Интенсивность запаха 3. Прозрачность воды
4. Цвет воды
5. Наличие осадка в воде
6. Кислотность среды
Без запаха -Прозрачная Бесцветная -
Без видимых изменений
С запахом +
Сильно мутная Серый Наличие
средних и мелких частиц Сильное изменение
С запахом +
Слабо мутная Светло-серый Наличие мелких частиц
Видимые изменения
К каким выводам мы пришли:
1. Самым экологически чистым является Участок №1 в лесном массиве у д. Гальчино. Это объясняется минимальным воздействием человека в зимний период и удалённостью от жилого массива и транспортных магистралей.
2. Самым грязным является Участок №2. т. к. он находится в непосредственной близости с проезжей частью. Все загрязняющие вещества, попадая в воздух, оседают на поверхности снега. Все вещества, осевшие на снег у дороги, весной с талыми водами попадут в землю и просочатся в близлежащие водоёмы.
3. Участок №3 также подвержен негативному воздействию последствий жизнедеятельности человека. На нём ведётся постоянный строгий экологический надзор и это, конечно же, положительно влияет на ситуацию.
Для того, чтобы улучшить экологическую ситуацию необходимо, на наш взгляд, несколько условий:
1. Соблюдение правила и нормы экологического поведения (Участок №1).
2. Усиление соблюдения экологических норм проезжающего автотранспорта (Участок №2).
7
3. По обочинам дороги необходимо поставить ограждение, чтобы
скопившийся крупный мусор во время таяния снега не спустился с обочины на близлежащие полевые и лесные территории (Участок №2).
4. По возможности, в будущем перевести автомобильный транспорт на более безвредные и экологически чистые виды топлива (Участок №2).
5. Продолжить строгое соблюдение предписанных экологических норм работы и утилизации на территории (Участок №3).
6. Со временем уменьшить количество транспортного состава, работающего на дизельном топливе, постараться перейти на более экологичные (Участок №3).
Заключение:
Проведя исследовательскую работу, мы получили полную картину экологической ситуации 3-х конкретных участков округа. Провести опытную часть и сделать детальные выводы нам помог снежный покров, взятый на этих участках. Сравнительный анализ дал более полную картину. По окончанию работы, были получены ответы на поставленные вопросы: поезда являются неотъемлемой частью современного мира, без них трудно представить жизнь человека. При постоянном соблюдении природоохранных мер, вред, наносимый экологии этим видом транспорта, может быть уменьшен. Таким образом, сделан вывод, что цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
Данная работа будет предоставлена вниманию нашего классного коллектива и рассмотрена на школьной научной конференции. Работу в этом направлении мы планируем продолжить в дальнейшем. Классом запланирована экскурсия в Моторвагонное депо г. Домодедово весной будущего года. Поучаствовать в экспериментах смогут мои одноклассники. Возможно, некоторые из них будут работать на благо любимого округа на железной дороге. Здорово, что с помощью взрослых, мы можем уже сейчас заниматься серьёзными делами!
8
Библиографический список:
1. Алексеева С. В, Груздева Н. В. «Практикум по экологии», М. АО МДС, 2020г.
2. Боголобова А. С, «Изучение снегового покрова»., метод пособие, М. «Экосистема» 2021г., стр. 8.
3. Коробов Ю. Ю., Маслов Н. Н., «Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте», М. «Транспорт» 2020г.
4. Муравьёв А. Г., Пугал Н. А. «Экологический практикум», СПб. «Крисмас +» 2020г., стр. 176.
5. Плешаков А. А., «Окружающий мир» 1 класс (часть 1-я, учебник для общеобразовательных учреждений, 3-е издание, М. «Просвещение» 2018г., стр. 58-59; (часть 2-я, 8-е издание, М. «Просвещение» 2018г., стр. 68-69.
6. Плешаков А. А., «Окружающий мир» 3 класс (часть 1-я, учебник для общеобразовательных учреждений, 11-е издание, М. «Просвещение» 2020г., стр. 58-59.
7. Чижевский А. Е., «Я познаю мир. Экология», М. «АСТ» 2019г., стр. 144.
8. Энциклопедия для детей «Всё обо всём», М. ООО «Мир энциклопедий Аванта+», 2018г.