Получи документы

Консультация «Что такое нейрологопедия?»

Оксана Агаркова
Консультация «Что такое нейрологопедия?»

Нейрологопедия – эффективная помощь детям с речевой патологией.

«Обычная логопедия уже изживает себя, человек, который работает с высшими функциями, должен осознавать, как они организованы мозгом. Когда мы пытаемся проникнуть за черепные своды, то начинаем понимать, что мы делаем и для чего».

Визель Т. Г.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, которые помогают педагогам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития каждого ребенка. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность. Именно поэтому в работе с современными детьми интересно применять методы молодой науки - нейрологопедии.

Публикация «Консультация „Что такое нейрологопедия?“» размещена в разделах

Нейрологопедия - это научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики и изучающая систему языка в соотношении с мозговой деятельностью языкового поведения. Нейрологопедический подход – учёт особенностей функциональной асимметрии мозга.

В традиционной логопедии логопед устраняет только внешние проявления речевых дефектов, не углубляясь в механизм нарушения. Эти методики, безусловно эффективны, но только в том случае, если нарушения речи не обусловлены серьезными неврологическими проблемами. У детей с речевыми нарушениями чаще всего есть, и неврологические, и педагогические проблемы. И обычно они усиливают друг друга, следовательно, нейрологопедия – это мост от медицины к педагогике. Сегодня нейрологопедия - это эффективный путь развития области, охватывающей проблемы речевых расстройств. Эта наука открывает новое направление для творческой мысли специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи и других высших психических функций, является мощным стимулом к созданию новых коррекционных и восстановительных методик. Логопедия всегда шла рука об руку с психологией, а сегодня она получила возможность обогатить свой научный аппарат достижениями нейронаук : нейропсихологии, нейролингвистики, нейрофизиологии и нейробиологии. Нейрологопедия и нейропсихология детского возраста изучает формирование мозговой организации психических функций в процессе индивидуального развития ребенка. Этот процесс называется онтогенезом. Любая психическая деятельность - это сложно организованная функциональная система. Овладение ребенком возрастными навыками требует слаженной работы всех зон и участков мозга. Центральное место в нейрологопедическом подходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда ребенок решает арифметическую задачу, говорит, читает, пишет, запоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые лица и предметы. Например, если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в детском саду, возможно, предполагать, что имеются в разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга. Современные методы нейрологопедии уже давно используются в Европе и США, где врачи и логопеды всегда работают в одной команде. Методы нейрологопедии позволяют быстрее справиться с речевыми проблемами ребенка. Их эффективность научно доказана.

Существует такое понятие как «моторное планирование». Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное. Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности (особенно важно при постановке отсутствующих звуков).

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

В случае некорректной, неэффективной переработки центральной нервной системой сенсорных импульсов, можно говорить о сенсорно-интегративной дисфункции.

Дисфункция может проявляться разными способами. Один из них – это диспраксия или дефицит праксиса, то есть способности к планированию новых движений, который связан со сбоем в переработке проприоцептивной, вестибулярной или тактильной информации. Таким детям трудно координировать движения правой и левой сторон тела, а также выполнять заранее спланированную последовательность движений и осуществлять опережающий контроль этих движений. Например, им трудно ловить руками мяч. А так же трудно найти позу для артикуляции нарушенного звука.

Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала на логопедических занятиях имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

- учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие;

- многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – моторную координацию;

- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие.

Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция.

Так же хочется отметить, что у детей с речевыми расстройствами имеется нарушение в связи между левым и правым полушарием. Упражнения на межполушарное взамодействие улучшают мыслительную деятельность, память, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Предлагая ребенку поэтапное выполнение ряда графических заданий только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно мы обеспечиваем включенность в работу правого и левого полушарий. Включение нейропсихологических упражнений в коррекционный процесс приводит к повышению усвоения изучаемого материала. Эти упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.

Занятия по нейрологопедической коррекции направлены на стимуляцию развития речи и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психоречевой деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие.

В процессе занятий происходит коррекция психофизиологической основы психоречевой деятельности и формирования личности ребенка. Достигается понимание родителями взаимосвязи функционального состояния ребенка и его общения и поведения. В процессе занятий родители получают навык «формирующего, развивающего» общения с ребенком, что является необходимым, поскольку детский возраст тесно связан с овладением ребенком речью, письмом, учебными навыками и школьными знаниями.

Но это не все! «Побочным эффектом» становится продвижение ребенка и в других областях (интеллектуальное развитие, внимание, память, поведение). Происходит настоящий прорыв в обучении ребенка. И эти результаты сохраняются на всю жизнь.

Итак, нейрологопедия это :

• эффективный путь помощи детям с ЗРР, алалией, дизартрией, заиканием, ОНР, ФФНР, нарушениями развития аутистического спектра.

• использование методов оценки работы некоторых отделов головного мозга для выявления скрытых проблем в развитии ребенка.

• активизация естественного речевого развития ребенка с помощью специальной системы тренировок и занятий с нейрологопедом.

Пособия нейрологопеда (личный опыт)

1. Нейроскакалка — это отличный тренажер для детей.

В отличие от простой скакалки, ее не нужно держать руками, она надевается на одну ногу. Сначала пластиковый обруч застегивается вокруг щиколотки, затем, чтобы скакалка вращалась, ее нужно оттолкнуть рукой или свободной ногой, а потом начать прыгать, перескакивая второй ногой через крутящуюся палку с роликом. Одна нога должна вращать скакалку, а вторая – перепрыгивать через нее.

Это нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции способность к быстрому переключению внимания и создаёт новые нейронные связи в головном мозге.

Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.

Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов. А если включить музыку и скакать в ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки считать 1-2,3-4, либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяца, дни недели, будем развивать также левое полушарие).

Нейроскакалка - отличный кардиотренажёр, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания.

2. Кинезиологические мячики

Прежде чем рассказать по мячи, напомню, что же такое кинезиология. Это наука о развитии мозга через движение, о развитии умственных способностей, физического здоровья и эмоциональной сферы через определенные физические упражнения.

Чем же кинезимячики отличаются от любых других?

• Особый материал придает мячикам высокую прыгучесть и значительную легкость, что позволяет повысить эффективность даже классических упражнений.

• Приятная бархатистость предотвращает скольжение мячиков в руке.

• Мячики практически бесшумные.

С их помощью улучшается:

• внимательность,

• усидчивость,

• крупная и мелкая моторика,

• раскрепощается кисть (что очень помогает в становлении письма,

• тренируется зрение, зрительное внимание и фонематический слух (это неоценимая помощь в чтении,

• межполушарное взаимодействие (потому как постоянно пересекается срединная линия тела и работают две руки почти всегда одновременно).

3. Дидактичесое пособие «Звуки на ладошках»

144 карточки с мануальными позами (по 9 поз для левой и правой руки, две двуручные позы с дифференциацией правой и левой руки, две симметричные двуручные позы: по 6 карточек для каждой позы) и 36 символов гласных звуков (А, О, У, Ы, И, Э: по 6 повторов для каждого звука).

Как же использую представленное пособие:

Упражнения с символами артикуляции гласных.

Упражнения с карточками мануальных поз.

Упражнения с карточками мануальных поз в сочетании с символами гласных звуков.

Упражнения с пособием «Звуки на ладошках» в сочетании с другими дидактическими материалами.

4. Simple dimple «симпл-димпл» и Pop it «поп-ит».

Недавно стали популярны новые антистресс-игрушки. Называются они Simple dimple «симпл-димпл» и Pop it «поп-ит». Суть у них одинаковая: это пластинки с резиновыми «пузырьками-пупырками», которые можно выдавливать. Симпл-дипл очень подходит для нескучной автоматизации звуков. Ребенку предлагается нажимать пальчиком на игрушку и произносить определенный звук, слог, слово.

Методы нейрологопедии позволяют быстрее справиться с речевыми проблемами, помогают продвижению ребенка и в других областях (интеллектуальное развитие, внимание, память, поведение). И происходит настоящий прорыв в обучении ребенка!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация «Что такое пластилинография?»Консультация «Что такое пластилинография?» Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,.

Консультация для родителей  «Что такое коронавирус?» Коронавирусы – это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но и передаются человеку. Обычно заболевания, вызванные.

Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество»Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов «Что такое лэпбук?» Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику.

Консультация для педагогов «Что такое вебинар?»Консультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.

Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.

Консультация для родителей «Что такое дружба?»Консультация для родителей «Что такое дружба?» «Что такое дружба?» - такой вопрос очень часто можно услышать от дошкольников. Каждый из нас наверняка знает определение этого слова, но.

Консультация для родителей «Что такое осень?»Консультация для родителей «Что такое осень?» Консультация для родителей «Что такое осень?». Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие.

Консультация для родителей «Что такое внимание?» . Жил человек рассеянный На улице Бассейной. наверно многие помнят это стихотворение С. Маршака. Как часто наши дети похожи на такого.

Консультация «Что такое лэпбук» На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что такое нейрологопедия?»
Опубликовано: 13 марта 2022 в 13:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД