Елена Зубарева
Консультация «Что такое память? Как она меняется и развивается у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Познание начинается с ощущений и восприятий, но не заканчивается ими. Среди других, более сложных познавательных процессов особое место занимает память. Память в психологии обычно определяют как отражение объективной действительности, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в нашем опыте.
Это удивительное свойство человеческого сознания играет в жизни огромную роль. Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство его психики. Не зря её воспевали ещё древние греки, считавшие, что богиня памяти Мнемозина является матерью 9 муз науки и искусств.
Публикация «Консультация „Что такое память? Как она меняется и развивается у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Как же развивается память? Каковы её особенности в дошкольном возрасте?
В дошкольные годы, как и в раннем возрасте, память носит в основном не произвольный, непреднамеренный характер. Бросается в глаза и такая особенность памяти дошкольника, как конкретность, наглядность её. Ребёнок лучше запоминает то, что сам видел, с чем играл, нежели то о чём рассказывали ему. «Память ребёнка – это его интерес», – справедливо говорят психологи. У дошкольников можно заметить проявление разных видов памяти; однако наиболее развита в этом возрасте двигательная память, образная, эмоциональная слабее – словесная. Уже в дошкольные годы, как показывают психологические исследования, совершается переход от непроизвольного запоминания и припоминания к преднамеренному, ребёнок овладевает собственно мнимичной деятельностью, которая продолжает совершенствоваться в школьном возрасте. Научиться осознанно управлять ею ребёнку помогает взрослый. В начале он, а затем уже сам ребёнок выделяет мнимическую цель, используя специальные приёмы, облегчающие запоминание и припоминание (загибание пальцев, проговаривание про себя, откладывание вспомогательных картинок). Однако самостоятельно дошкольник это делает лишь в ситуациях, требующих от него активного запоминания, когда он должен выполнить какое-то «важное» поручение и получить значимый для него результат.
Когда речь идёт о детской памяти, то не редко высказывается мысль о том, что дошкольнику свойственна механическая память, способность к запоминанию лишь по «ассоциации». Да, способность к механическому запоминанию у него велика. Однако практика и экспериментальные исследования психологов показывают, что детям дошкольного возраста доступна не только механическая, но и элементы логического запоминания. Оно возникает при запоминании понятного им содержания; легче и чаще всего обнаруживается в пересказах знакомых сказок, рассказов. Иногда дети произвольно меняют последовательность не нарушая основной логики изложения; могут оперировать смыслом, сохраняя основу содержания, упускать подробности, при этом добавляя что-то своё что именно упустят, что добавят, во многом зависит от непосредственного отношения ребёнка к героям художественного произведения. При положительном отношении многое «плохое», связанное с героем, забывается ими, зато вводятся подробности усиливающие его положительные стороны.
Решающее значение в формировании логической памяти у дошкольников имеет вторая сигнальная система, включения слова в процесс запоминания.
За период дошкольного детства память ребёнка под влиянием изменяющихся условий жизни и воспитания интенсивно развивается.
Игры для развития памяти.
«Что из чего состоит»
Стул состоит из спинки, сидения, ножек.
Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.
«Я знаю пять имён»
Ребёнок хлопает в ладоши – Таня, София, Матвей, Богдан, Даня, Тима.
Называть можно не только имена – называть можно не только имена, названия цветов, посуды, мебели и т. д.
«Консервируем»
Скажите ребёнку, что у него есть 3-х литровая банка, в которую вы будете консервировать все слова на букву М, например: мишка, машина, моль, морковь, магазин, мороженое и т. д.