Приложение МААМ

Консультация «Цифровые технологии в детском саду. Педагогическая находка»

Надежда Шавкунова
Консультация «Цифровые технологии в детском саду. Педагогическая находка»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование развития речи посредством проектной деятельности с применением ИКТ

Шавкунова Надежда Васильевна

Воспитатель первой квалификационной категории

БМАДОУ «Детский сад № 23 «Золотой ключик»

«В соответствии с профессиональным стандартом педагога одной из компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, является владение ИКТ-компетенциями, что в первую очередь означает использование инновационных цифровых технологий в образовательном процессе. Они необходимы для того, чтобы не только идти в ногу со временем, но и разнообразить обучение дошкольников.

Публикация «Консультация „Цифровые технологии в детском саду, Педагогическая находка“» размещена в разделах

Потребности и интересы детей учитываются в основных нормативных документах в сфере образования, где главной задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе за счет организации современного цифрового образовательного пространства.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», направленный на создание возможностей для граждан разного возраста и социального статуса получать качественное образование с использованием современных информационных технологий.

С каждым годом современные информационные технологии все больше и больше интегрируются в нашу жизнь, и стали активно применятся в образовательном процессе. Создаётся множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания.

В зависимости от возраста ребёнка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, быть экскурсоводом и т. д. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. К таким средствам относится и ИАД.

Интерактивная доска (ИАД) – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.

Если воспитатель только начинает работать с доской и ещё не в совершенстве владеет программой, доску можно использовать в качестве проектора для просмотра презентаций, фото- и видеоматериалов. Ведь для лучшего усвоения детьми информации, просто необходимо сопровождение, будь то фотография или видеоматериалы.

В нашем ДОУ мы применяем ИАД в различных видах деятельности: создаем различные интерактивные игры, просматриваем познавательные видеоролики и презентации, проводим мастер-классы для педагогов. И я, как воспитатель старшей группы, решилась на педагогический эксперимент :

«Использование проектной деятельности с применением ИАД как средство формирования развития речи старшего дошкольного возраста»

Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, мной был сделан вывод, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов - повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в разговор.

Таким образом, в основе приобретенных заключений пришла к выводу, что традиционные подходы и методы по развитию речи дошкольников в образовательной деятельности не эффективны. Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для формирования речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на важность и необходимость работы по формированию речевой активности детей старшего дошкольного возраста, проблему способа решения данного вопроса, обратилась к проектной технологии с помощью ИКТ, как средству формирования речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Проектный метод вошел в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что "вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее".

Главная ее особенность в том, что эта технология создает все условия для формирования интереса дошкольников к процессу непосредственной образовательной деятельности, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования современный дошкольник должен быть:

инициативным,

самостоятельно действовать в повседневной жизни,

уметь выдвинуть идею, план действий,

организовать партнеров по деятельности,

использовать деловую, познавательную, личностную формы общения,

-владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Речь является очень важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Посредством речи человек общается с другими людьми, передает информацию, получает новые знания. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковая личность». Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека.

Под термином «речевая активность» понимается - стремление ребенка общаться, получать необходимую информацию, узнавать что-то новое. Компонентами речевой активности, являются: быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях; выбор игр и увлечений, связанных с речью; быстрота и точность выбора слов; развертывание синтаксических конструкций, текста; активная реакция на поступок или высказывание других лиц.

Для условия развития речевой активности необходимо:

общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;

умение преодолевать скованность, застенчивость;

способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи

Все перечисленные условия успешно создаются в ходе реализации проектной технологии с применением ИКТ, которую применяю в своей педагогической деятельности. Сейчас без ИКТ невозможно представить свою работу.

В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Имея в группе интерактивную доску, использую возможные, доступные средства ИКТ, с помощью, которых проекты получаются насыщеннее, ярче, нагляднее. И если они хранятся на флэш – накопителях, то легко можно применять в своей работе каждый год, так как темы повторяются и легко переделать для каждого года.

В ходе этой работы мною были разработаны проекты:

- «Поговорим»

- «Мы-юные журналисты»

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

При разработки этих проектов использовала мультимедийные презентации, интерактивные дидактические игры, различные задания и упражнения.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми стихи, скороговорки, дети учатся пересказыванию и рассказыванию по сюжетным картинкам.

Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Проект «Мы - журналисты» осуществлялся с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения.

Дошкольники учились ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом, пополнялся словарный запас. Совместно с родителями дети выбирали тему интервью, составляли текст. В последующем мы брали интервью у сотрудников, у дошкольников других групп детей появился интерес к данной профессии. С воспитанниками познакомились с такими профессиями: медсестра, машинист по стирке белья, воспитатель, повар. Дети с огромным интересом проводили интервью, тщательно продумывали вопросы.

Применение проектной технологии с использованием ИКТ в своей практической деятельности послужило мне в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. В проекте «Мы-журналисты» дети видят результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.

Участвуя в проектной деятельности с помощью интерактивного оборудования, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который также является одним из методов развивающего обучения. В ходе реализации таких педагогических проектов происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Мой опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и интересным.

Работа с ИАД позволила мне по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, творческие задания для формирования развития речи моих воспитанников. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Благодаря интерактивной доске мне удалось:

- привлечь пассивных детей к активной деятельности;

- сделать ООД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес, любознательность дошкольников;

- значительно повысились творческая фантазия и воображение.

Хотелось бы отметить, что интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями

При этом использование ИКТ на НОД по развитию речи позволяет перейти от объяснительно — иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не остается пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольника.

Для решения данной задачи были разработаны следующие варианты организации детей в процессе НОД:

1. Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задания на ней.

2. Выполняют задание одновременно у доски 2-3 детей, используя стилус и маркеры.

3. Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у ИД.

4. Ребенок самостоятельно выполняет задание у ИД, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность выполнения и доказывают это.

5. Один ребенок работает у доски, остальные – за столами выполняют то же задание.

Преимущества работы с интерактивной доской:

1. Усиливает подачу материала.

2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

4. Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

Интерактивные дидактические игры для детей 5 – 7 лет по развитию речи.

Игра «Цепочка»

Цель: Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком, выделять первый и последний звук в слове.

Ход: На ИД представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько. Предлагаю детям выделить последний звук в демонстрируемом слове и выбрать среди множества картинок слово, которое начинается на этот звук. Затем перенести стилусом выбранную картинку к первой и таким образом продолжить цепочку. В конце задания открывается смайлик-проверка, под ним правильно составленная цепочка картинок. Ребенок сравнивает две цепочки.

Игра «Назови одним словом».

Цель: Упражнять в образовании сложных слов.

Ход: На доске в два столбика расположены слова (подходящие слова смещены относительно друг друга). Дети находят пары слов, соединяют стилусом или маркером и составляют из них сложные слова. (Длинные уши – длинноухий, большие глаза – большеглазый, короткий хвост – короткохвостый, острые зубы – острозубый) При правильном ответе - слова поощрения.

Игра «Подбери слова-родственники».

Цель: учить подбирать однокоренные слова, упражнять в чтении слов, развивать внимание.

Ход: На доске представлены две картинки с изображением леса и реки и группа слов.

Двое детей, работая на ИД одновременно, соединяют с помощью цветного маркера однокоренные слова и соответствующую им картинку. После правильного выполнения смайлики на картинке начинают прыгать.

Игра «Что лишнее?»

Цель: Упражнять в умении строить сложные предложения, развивать речь-рассуждение, доказывать свои точку зрения.

Ход: на ИД расположены три картинки. Детям предлагается подумать, какой предмет здесь лишний и объяснить - почему. Ребенок выбирает картинку и кликает на нее стилусом (если ответ правильный она сама зачеркивается, если неправильный – то нет). Ребенок объясняет почему он сделал такой выбор.

В заключении отмечу, использование ИАД позволяет педагогу идти в ногу со временем и часто способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Поэтому создание единой современной образовательной среды в области дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.

Результат моей работы и работы воспитанников дают стимул для моей дальнейшей творческой деятельности меня как воспитателя. Надеюсь, что в дальнейшем моя работа будет проходить не менее успешно, так, как только у успешного воспитателя могут быть успешные воспитанники

Список источников:

1. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

2. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие - Пермь, 2005

3. Синицкая Е. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

4. Программа «От рождения до школы», разработанной коллективом авторов под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

5. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Сфера, 2019

Публикации по теме:

«Компьютерные технологии в детском саду» Использование компьютера в учебно-воспитательных целях дошкольных учреждениях требует тщательной подготовки и организации самих занятий,.

Использование буктрейлер-технологии в детском садуИспользование буктрейлер-технологии в детском саду Использование буктрейлер-технологии в детском саду. Необходимость повышения интереса к детскому чтению сейчас актуальна. Современный мир.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Фотоочет. Педагогическая практика в детском садуФотоочет. Педагогическая практика в детском саду Большинство воспитателей детских садов области получили базовое образование в Опочке. Основано Опочецкое педагогическое училище в 1930 году.

Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Консультация «Работа с тканью в детском саду»Консультация «Работа с тканью в детском саду» Консультация. «Шить или не шить? - вот в чем вопрос» Вовремя беседы с учителем начальных классов моих бывших выпускников было отмечено,.

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Педагогическая конференция «Технологии интеграции образовательных областей»Педагогическая конференция «Технологии интеграции образовательных областей» Процессы поиска и разработки интерактивных технологий развивающего и обучающего взаимодействие педагогов, родителей и детей связанные.

Педагогическая находка «Приобщение детей к театрализованной деятельности»Педагогическая находка «Приобщение детей к театрализованной деятельности» Педагогическая находка "Приобщение детей к театрализованной деятельности"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Цифровые технологии в детском саду. Педагогическая находка»
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 09:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Цифровые технологии в детском саду. Педагогическая находка»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шавкунова (УИ 1096598) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД