Татьяна Шерстнева
«Давайте говорить правильно» (картотека игр по грамматике)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию игры и игровые упражнения, которые помогут детям правильно употреблять существительные в разных падежах. В основном, это существительные в родительном и творительном падеже; в них дети допускают наибольшее количество ошибок. Задания разнообразны, представлены в порядке усложнения. Главный принцип - "Учить, играя!"
Для работы понадобится наборное полотно,фланелеграф, различные предметные и сюжетные картинки, мяч. Важно следить за правильными ответами детей.
Родительный падеж; единственное число
Публикация «„Давайте говорить правильно“ (картотека игр по грамматике)» размещена в разделах
«У кого?»
Логопед предлагает сесть тем детям, которые скажут, у кого в группе зеленые шорты, (полосатая рубашка, красное платье и т. п). Дети отвечают: «У Вовы», «У Тани» и т. п.
«У кого листок?»
На наборном полотне картинки с изображениями деревьев. У детей картинки с изображениями листьев.
Логопед спрашивает: «У кого листок от дуба (от осины, от березы и т. п. ?». Дети отвечают: «У меня листок от дубы (от осины, от березы и т. п).
«Чего нет на столе?»
На столе у логопеда 5 – 6 предметов. Предметы называются детьми, затем логопед закрывает их ширмой и убирает два предмета. Когда ширма поднята, логопед спрашивает: «Чего нет на столе?». Ответы детей: «На столе нет ленты и кубика (банки и мяча и т. п.).
«Чей голос?»
Логопед за ширмой произносит звукоподражания, например: му-у-у, бе-е-е и т. п., затем спрашивает: «Чей это голос?». Если дети отвечают правильно, логопед показывает фигурку угаданного животного. Здесь проводится сравнивание двух падежных форм: это кошка – голос кошки, это корова – голос коровы и т. п.
«Парные картинки»
У логопеда набор карточек с двумя предметами, например: лиса и стол (жук и матрешка, книга и утюг и т. п.); у детей карточки с изображением одного из этих предметов. Логопед спрашивает: «Чего (кого) нет на твоей карточке? Дети отвечают: «На карточке нет стола (матрешки, утюга и т. п.).
«Предметное лото»
Логопед спрашивает: «У кого рога (длинные уши, быстрые ноги, острые когти, длинный пушистый хвост, длинная шея и т. п.? Ребенок, поднимая соответствующую карточку, отвечает: «Рога у коровы» и т. д.
«Кого нет в ряду?»
Все дети встают в один ряд. Водящему закрывают глаза. Два – три ребенка выходят из комнаты. Водящий должен отгадать, кого нет в ряду. Водящий должен отгадать, кого нет в ряду. Примерные ответы: «Нет Тани, Вовы, Кати» и т. п.
«Чей хвост, чья голова?»
На большой картине изображены спрятавшиеся за разными предметами дикие звери. Видны только части тел.
Логопед объясняет: «К острову подплыл корабль, звери испугались и попрятались. Что увидели путешественники? Дети отвечают: «Путешественники увидели голову обезьяны (хобот слона, хвост тигра и т. п.).
«Закрытый стакан»
Логопед показывает детям стакан, обернутый салфеткой. Просит детей догадаться, стакан чего он выпьет, если в стакане (лимонад, кефир, компот, кисель, молоко, вода и т. п.). Ответы детей: «Вы выпьете стакан сока (лимонада, кефира, киселя и т. п.).
«Кого испугался трусишка Коля?»
Логопед раздает детям картинки, на которых изображены звери, птицы, насекомые (пчела, ворона, мышка, жук, крот, гусеница и т. п.). Дети отвечают: «Коля испугался пчелы (гуся, утки, мышки и т. п.).
«У кого этот детеныш?»
Логопед спрашивает: «Котенок у кого? Назови маму». Ответы детей: «Котенок у кошки (щенок у собаки, щенок у собаки, теленок у коровы, ягненок у овцы и т. п.).
«Из чего сделаны?»
а).на столе фрагменты шерсти, стекла, дерева, меха, кожи, железа и т. п.
Логопед спрашивает: «Из чего сделан стол (сшиты сапоги, связаны носки, сшита шуба, сделан нож, сделан стакан и т. п.). Ответы детей: «Стол сделан из дерева и т. п.».
б).заменить словосочетания по образцу: кирпичный дом – дом из кирпича;
снежная баба –баба из снега; деревянная ложка; кожаный ремень; шелковая ткань; шерстяной шарф; яблочный компот; гороховый суп и т. п.
«Я начну, а ты продолжи»
Я слышал голос воробья, кукушки…
Я видел следы лося…
«Исправь ошибку»
Больной выпил чашку молоко.
Саша съела кусок торт.
Катя выпила стакан кисель.
Таня слышала голос кукушка.
И т. д.
«1, 2, 5»
Сосчитать предметы, например: одно яблоко, два яблока, пять яблок.
«Чудесный мешочек»
Дети называют предметы, которые прячутся логопедом в «Чудесный мешочек».Детям предлагается ощупать предмет в мешочке, назвать его и ответить, чего не стало в мешочке. Ответы детей: «В мешочке не стало катушки…».
«Около кого?»; «Около чего?»
Дети стоят в ряд. Логопед предлагает ответить, около кого стоит Ваня (Таня, Толя и т. д.). Ответы детей: «Я стою около Тани и Вани». И т. п.
То же с предметами.
«Скажи наоборот»
Машина подъехала к дому. – Машина отъехала от дома.
Птица подлетела к гнезду.
Мама подошла к столу.
Поезд подъехал к вокзалу. И т. п.
«Посуда»
На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, миска, чайник. Логопед предлагает найти и ответить: «Из чего едят суп (пьют чай, ест собака и т. п. ?».
Ответы детей: «Суп едят из тарелки».
«Чей клюв?»
На фланелеграфе хаотично размещены изображены различных птиц и клювов разной формы. Детям предлагается найти клюв и назвать, чей это клюв. Приблизительные ответы детей: «Это
клюв дятла». «Это клюв сороки».
Множественное число
«Закончи предложение»
Логопед произносит предложение, не заканчивая его: «В саду созрело много … (слив, яблок, груш и т. п.). В зоопарке живет много … (обезьян, тигров, волков и т. п.). В магазине продается много … (платьев, курток, платков и т. п.). На мебельной фабрике делают много … (стульев, столов, кресел и т. п.).
«Повара»
На доске картинки с изображениями овощей и фруктов. Логопед спрашивает: «Из чего вы сварите компот?»
Ответы детей: «Я сварю компот из яблок (груш, слив, персиков и т. п.)».
«Где мы были, что мы видели?»
На доске сюжетные картины: «Сад», «Огород», «Лес», «Зоопарк», «Город».
Логопед обращается к ребенку с вопросом: «Где ты был? Что видел?». Ответы детей:
- «Я был в огороде. Видел много огурцов…».
- «Я был в саду. Видел много яблонь…».
«Для кого нужен?»
Логопед предлагает ответить на вопросы: «Для кого нужен скворечник (гнездо, клетка, улей, коровник и т. п. ?».
Ответы детей: «Скворечник нужен для скворцов» и т. п.
«Закрытый букет»
На наборном полотне нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги. Логопед рассказывает о девочке Кате, которой подружки принесли закрытый букет и обещали отдать только тогда, когда она догадается, букет каких цветов у них в руках. Помогите Кате.
Ответы детей: «Кате принесли букет тюльпанов (лилий, роз, одуванчиков, ландышей и т. п.)».
«Дружная семья»
Логопед рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить, сколько в семье детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка (тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка, одеяло и т. д.).
Ответы детей: «В семье было пять кроваток (тумбочек, подушек и т. п.)».
Игра – соревнование «Кто больше назовет?»
На наборном полотне изображения леса и зоопарка. Дети делятся на две команды. Им предлагается назвать как можно больше вариантов того, чего может быть в лесу (для 1 –ой команды) и зоопарке (для 2-ой команды). При подборе слов логопед предлагает детям существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют самые разные окончания (корней, листьев, гнезд, птиц, волков, лис и т. п.).
«Маша и медведь»
Логопед показывает иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» и напоминает её содержание. Медведь приносил из леса и огорода полную корзинку. А вот чего – ребятам нужно догадаться по своим картинкам (орехи, ягоды, грибы, огурцы, желуди и т. п.).
«Игра с мячом»
Логопед объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Предлагает поймать мяч и сказать: «Кого защищает зайчиха (кошка, собака, свинья, медведица, овца и т. п. ?».
Ответы детей: «Зайчиха защищает своих зайчат» и т. п.
Творительный падеж
«Друзья»
Логопед предлагает детям рассказать, с кем они дружат в детском саду и во дворе. Ответы детей: «Я дружу с Олей (Петей, Таней и т. п.).
«Ответь на вопросы»
Чем мама режет хлеб?
Чем папа пилит дрова?
Чем ты ешь суп? И т. п.
«Составь предложение»
На наборном полотне сюжетные картинки. Логопед предлагает составить предложения по картинкам, при этом дает образец предложения: «Ваня косит траву косой».
Примерные сюжетные картинки: Маша ест кашу ложкой. Девочка гонит козу прутиком (веткой). Витя копает грядку лопатой. Мальчик рисует цветок карандашом.
«Кто чем питается?»
На детях маски животных. Логопед предлагает рассказать, чем питается медведь (лиса, заяц, ёж, белка, волк, корова и т. д.).
«Цветочный магазин»
На доске картинки с изображениями цветов. Логопед предлагает купить цветы, при этом спрашивает: «За чем ты пришел в магазин?». Ответы детей: «Я пришел за розой (розами). «Я пришел за тюльпаном (тюльпанами).
«Чем можно?»
Логопед спрашивает: «Чем можно писать (рисовать, красить, пилить, рубить, подметать, копать, причесываться, умываться, вытираться и т. п.). Ответы могут быть однословными и полными предложениями.
«Что с чем?»
У детей картинки, которые они должны назвать. Например: «У меня чашка с блюдцем (корзина с яблоками, стакан с молоком, тарелка с клубникой и т. п.).
«Две картинки»
У детей по 2 картинки. Логопед предлагает составить предложения по образцу: «Щеткой чистят зубы». Примерные пары картинок: руки – полотенце; платье – утюг; картина – краски; носки – спицы; ковер – пылесос и т. п.
«Исправь ошибку»
Зубы чистят полотенцем.
Платье гладят пылесосом.
Картину рисуют щеткой.
Ткань режут спицами.
Яму копают пилой.
«Что (кто) где?»
1. Логопед предлагает детям закрыть глаза и представить реку и мост (цветок и пчелу, лампу и стол, самолет и лес, ковер и диван и т. п.) и ответить: «Что над чем? Кто над чем?».
Ответы детей: «Мост над рекой»; «Пчела над цветком» и т. п.
2. Логопед предлагает прослушать два слова и ответить на вопросы: «Что под чем?», «Кто под чем?». Приблизительные пары слов: мышь – пол; стол – ноги; зеркало – полочка; тапки – стул; голова – шляпа; гриб – дерево; батарея – окно и т. п. Ответы детей: «Заяц находится (сидит) под кустом».
«Загадка» (выучить)
Мы весной его не встретим,
Он и летом не придет,
А зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
«Чем защищаются?»
Еж – иголками; олень, кошка, собака, петух, конь и т. п.
«Разведчики»
В группе спрятаны игрушки (самолет, пушка, танк, грузовик и т. п.). Отряд разведчиков ищет их. Найдя игрушку рапортует: «Танк мы нашли под стулом».
«Любимая профессия»
Логопед уточняет, какие бывают профессии, затем спрашивает: «Кем ты хочешь стать?». Ответы детей: «Я хочу стать врачом (логопедом, поваром и т. п.).
«Зачем нужны?»
Логопед просит детей ответить:Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, удивленно пожимаем, держим карандаш, закрываем глаза от пыли и т. п.». Ответы детей: «Мы слушаем ушами (топаем ногами и т. п.).
«Под чем растут грибы?»
На наборном полотне картинки с изображением различных пород деревьев и цветов. Логопед спрашивает: «Грибы растут под елками (под березами, под дубами, под ландышами и т. п.)».
«В зоопарке»
На доске картинка с изображением зоопарка и портрет старичка. Логопед рассказывает о дедушке Егоре, который много лет ухаживал за слонами (медведями, жирафами, змеями и т. п.).
«Игра с мячом»
Перед тем как бросить мяч кому – либо из детей, логопед просит их представить, с чем люди садятся в поезд, но говорить только про много предметов. Ребенок, поймавший мяч, отвечает фразой, например: «Пассажиры садятся в поезд с чемоданами (с сумками, с рюкзаками, с продуктами, с билетами, с документами и т. п.).
«Бабушкина корзинка»
У детей картинки, на каждой из которых разные «дары леса» (грибы, ягоды, желуди). Логопед показывает красивую корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Корзинка эта не простая, и тому, кто пойдет с ней в лес, обязательно повезет».
Логопед просит посмотреть на свои картинки, представить, что все это дети собрали в лесу, и сказать, с чем была бабушкина корзинка. Ответы детей: «Корзинка была с желудями (с сыроежками, с орехами, с листьями и т. п.).
«Составить предложение из данных слов»
1. Девочка, гладить, платье, утюг. (Девочка гладит платье утюгом).
2. Дети, украшать, елка, игрушки.
3. Мама, чистить, ковер, пылесос и т. п.