Елена Курепова
«Давайте оживим землю». Занятие экологического кружка по опытно-экспериментальной деятельности (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательные задачи:
Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами, чем они похожи и чем отличаются.
Развивающие задачи:
Упражнять в умении сравнивать, анализировать; формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы.
Воспитательные задачи:
Учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки; воспитывать любовь к природе; учить видеть необычное в обычном; формировать основы экологической культуры.
Активизация словаря:
Сыпучий, пластичный, рыхлый, пустыня.
Публикация «„Давайте оживим землю“, Занятие экологического кружка по опытно-экспериментальной деятельности (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Материал и оборудование:
Стаканчики с песком и глиной, трёхлитровая банка со шлангом и песком, стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, палочки («деревья», воронки из пластиковых бутылок.
Первая часть
проводится на улице.
1. – Чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:
«И топчут её, и режут её
Она не серчает
Добром отвечат.
Кто нам общая мать?» (Земля).
- Почему землю называют «Мать-земля», «Матушка»?
- Почему говорят, что она всем «Добром отвечает»?
Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день.
- Какая земля у нас под ногами – твердая или мягкая? (Твердая, крепкая, надежная).
- Землю еще называют почвой. Из чего состоит почва? На этот вопрос мы и будем искать ответ.
2. – Ребята, сегодня я получила письмо от хозяина экологической тропинки – Боровичка.
«Дорогие ребята! Вчера я получил письмо от моего друга, который стережёт растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок и глина. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никого не видел. А я вот думаю: вдруг эти самые песок и глина на моей тропинке есть? Только я об этом не знаю. Помоги мне это выяснить. Буду очень вам за это благодарен. Ваш старый добрый друг Боровичок».
3. – Ребята, давайте поможем Боровичку выяснить, есть ли на его тропинке песок и глина.
(Дети берут лупы, стаканчики, совочки. Они рассматривают почву в различных местах и делают вывод, что в почве содержится песок, глина, камешки, перегнивающие остатки растений, темная земля. Дети набирают в стаканчики песок и глину.)
- Можно ли сказать, что в нашей местности очень много песка? (Нет).
- А как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? (Пустыня).
- Как вы думаете, много песка это хорошо или плохо, может ли кто-нибудь жить в таких пустынях? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды.
Чтение фрагмента стихотворения С. Маршака «Желтая страница».
«Садовая дорога
Усыпана песком.
Но плохо, если много
Песка лежит кругом.
Вот жёлтая страница –
Пустынная страна.
Песок по ней кружится,
Несётся как волна.
Неведомо откуда
Неведомо куда
Бегут по ней верблюды,
Степные поезда.
Идут они в кочевье
Под музыку звонков.
Лежачие деревья
Растут среди песков.
Безлиственные сучья
К сухой земле пригнул
Живучий и колючий
Кустарник – саксаул.
А ветер носит тучи
Горячего песка
Идет песок летучий
На приступ, как войска…»
- По песку трудно передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь, но о свойствах песка мы узнаем чуть позднее.
Вторая часть
проводится в группе.
Сегодня мы познакомимся с особенностями песка и глины, сравним их, узнаем их свойства. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты).
Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу.
Опыт 1.
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (Легко). А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? (Песок). Потому и говорят, что песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как мы высыпаем песок.
Вывод: песок рыхлый в отличие от глины.
Опыт 2.
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или желтые). Это крохотные камешки. Похожи ли песчинки одна на другую? Теперь рассмотрим комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В глине – слипшиеся, очень мелкие частички, из которых получаются комочки. Чем-то глина похожа на пластилин.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 3.
На столах трехлитровые банки с песком и глиной закрыты крышками. В крышках отверстия, в которые вставлены резиновые шланги (соломинки) для создания ветра. Подуйте через шланги в банки с песком и глиной.
Вывод: песчинки легко сдуваются, «убегают от ветра», а слипшиеся частички глины – нет.
Опыт 4.
Возьмем палочки и попробуем «посадить» их в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькие деревца. Во что их легче поместить? Сухая глина твёрдая, палочку в неё воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому её воткнуть легче.
Вывод: воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый.
Опыт 5.
Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем посадить палочку в мокрый песок. В какой песок он легче входит? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху на глине. Сажаем «деревце» во влажную глину, легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним, когда человек весной сажает деревья или другие растения, он поливает землю, если она сухая.
Вывод: во влажную землю (глину) легче сажать растения.
Опыт 6.
Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Затем попробуем создать такие же колбаски и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Эти шарики положим на доску и высушим. Что произойдет? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут крепкими. Что можно сделать из влажного песка?
Вывод: глина лепится хорошо, а песок – нет. Хорошо лепится влажная глина.
Опыт 7.
Три пластиковые бутылки с отрезанным дном (воронки). В горлышко вложить кусочек поролона и заполнить разным материалом: песком, глиной, мелкими камешками. Под бутылки разместить емкости для сбора жидкости. Налить в каждую бутылку воды. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?
Вывод: быстрее всего вода пробегает между камешками, затем – сквозь песок. Глина же не пропускает воду, её частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них.
Опыт 8.
Бутылка с песком (по аналогии с предыдущим опытом, ёмкость с «грязной» водой (например, с примесью глины). Наливаем её в бутылку с песком. Сравниваем отфильтрованную воду с «грязной». Как она изменилась? (Стала прозрачнее).
Вывод: песок – это природный фильтр. Он очищает воду.
Игры.
[/b]
1. Дети становятся песчинками. Как они будут вести себя при этом? (Каждый ребенок стоит отдельно, не прикасаясь к другому). Подул ветер (запись шума ветра) – что случилось с песчинками? (Дети бегают по одному).
2. Дети изображают кусачки глины. Как они при этом будут стоять? (группами, взявшись за руки). Налетел ветер – что происходит с кусочками глины? (Они остались на месте). Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются. (Дети передвигаются группами, но при этом руки не разжимают).
3. Усложнение игры. Дети делятся на две команды: одна из них – это песчинки, вторая – комочки глины. Воспитатель дует на них при помощи фена. Команды ведут себя по-разному.