МААМ-картинки

Консультация «Дефекты звукопроизношения»

Анна Владимировна Фоминцева
Консультация «Дефекты звукопроизношения»

Дефекты звукопроизношения по международной классификации обозначили как:

Варианты нарушения звукопроизношения : замена, смешение, пропуск, искажение.

Искажение звука или его отсутствие в этом случае добавляется суффикс - изм. Искажение (в норме не встречается в онтогенезе) искажение и отсутствие звука [р], [р’] называется ротацизм; [л], [л’] - ламбдацизм; сигматизм свистящих [с], [з], [ц], [с’], [з’] /шипящих [щ], [ж], [ч], [ш] (бывает межзубный, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой, носовой); искажение и отсутствие звука [к], [к’] называется каппацизм; [г], [г’] - гаммацизм; [х], [х’] - хитизм; [т], [д], [т’], [д’] - титизм и йотацизм - это искажение и отсутствие звука [j].

Публикация «Консультация „Дефекты звукопроизношения“» размещена в разделах

Замена и смешение являются фонематическим дефектом, для обозначения используется приставка - пара (в норме встречается в онтогенезе) : парасигматизм - замена и смешение свистящих [с], [з], [ц], [с’], [з’]/шипящих [щ], [ж], [ч], [ш]; параротацизм - [р], [р’]; параламбдацизм - [л], [л’]; паракаппацизм - [к], [к’]; парагаммацизм - [г’], [г’]; парахитизм –[х], [х’]; паратитизм - [т], [д], [т’], [д’]; парайотацизм - [j].

Причины: нарушение фонематического слуха, недоразвитие фонематического восприятия; слабость артикуляционных кинестетических ощущений.

Дефекты озвончения, т. е. замена звонких согласных звуков их парными глухими (Папушка пошла ф паню - "Бабушка пошла в баню").

Как частный случай этого дефекта рассмотрим так называемое недостаточное озвончение: например, страдает озвончение только взрывных звуков, щелевые звонкие сохранены (У мена заполела колова и корло - "У меня заболела голова и горло").

Дефект оглушения (В волосах савязана бандом ленда – "В волосах завязана бантом лента", который обусловлен смешением парных звонких и глухих звуков.

Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.

Дизартрия - это нарушения произносительной стороны речи, обусловленного недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения нервной системы поражаются двигательные механизмы речи, вследствие чего возникают параличи (парезы) органов артикуляции: мышц языка, губ, мягкого нёба; гортани: голосовых складок; дыхательных мышц, страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи.

Парез - неполный паралич. Параличи чаще односторонние. При двусторонних пораже-ниях язык лежит на дне ротовой полости, тонкий, распластанный, затруднено или невозможно выдвижение вперёд.

При дизартрии неврологические нарушения артикуляционной моторики многообразны, но выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата, которые обуславливают нарушения звукопроизношения :

1. Нарушения мышечного тонуса. (гипертонус, гипотонус)

2. Нарушение объема движений органов артикуляции.

3. Синкинезии (ассоцированные движения, содружественные движения) — непроизвольные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту.)

4. Гиперкинезы. (насильственные движения языка)

5. Девиация языка. (отклонение от средней линии влево, вправо, в сторону паретичной мышцы)

6. Сглаженность носогубной складки с одной стороны или с обеих сторон.

7. Ассиметрия углов рта.

8. Атаксия.

9. Нарушение статики и динамики артикуляторных движений.

10. Апраксия (диспраксия).(нарушение согласованности движений различных мышц при условии отсутствии мышечной слабости)

11. Гиперсаливация. (обильное слюнотечение)

12. Истощаемость движений, низкое их качество, отсутствие точности, плавности.

13. Гипотония и гипотрофия мышц проявляется в половинке языка. Язык вялый, тонкий, распластанный.

Исследования Л. В. Лопатиной и др. выявили у детей со стертой дизартрией вариативность и мозаичность нарушений звукопроизношения обусловливает разнообразие фонетических и просодических нарушений:

1. межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым [р];

2. боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;

3. дефект смягчения : объясняется спастичностью кончика языка и тенденцией его к более передней артикуляции;

4. свистящие сигматизмы: формируются, когда шипящие из-за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;

5. шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;

6. дефекты озвончения : их нужно рассматривать как частичное нарушение голоса, фонационные расстройства и другие фонетические нарушения.

Таким образом, ведущими в структуре речевого дефекта у детей с дизартрией являются нарушения фонетической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Речь детей с дизартрией характеризуется «смазанностью», нечёткостью, ухудшением звукопроизношения в спонтанном речевом потоке и нуждается в специально организованном формировании правильного звукопроизношения с учителем – логопедом, с постоянным наблюдением у врача невролога и др. узких специалистов.

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?»Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?» Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения "Кто спрятался на лепестках цветка?"Цель игры: Развитие фонематического слуха, автоматизация.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Конспект ООД по закреплению звукопроизношения с воспитанником старшей группы с использованием дистанционных технологий Тема: «День Рождения феи Динь – Динь»Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тип занятия: индивидуальное занятие с использованием.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели»Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели» Ольга Кущенко В эти игры можно играть с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Игра «Киты» Цель: дифференциация.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Дефекты звукопроизношения»
Опубликовано: 2 июня 2023 в 16:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД