Алена Турьева
«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к русской народной культуре». Кукла-оберег «На здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к русской народной культуре. Кукла-оберег На здоровье
Мастер-класс для педагогов «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к русской народной культуре».
Изготовление куклы-оберега «На здоровье».
Слайд 1 (титульный)
Слайд 2 (актуальность)
Публикация «„Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к русской народной культуре“, Кукла-оберег „На здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Ведь именно с детства у людей формируются привычки и навыки. Для того, чтобы правильно складывалось понятие о мире, об искусстве необходимо с самых ранних лет формировать в сознании малышей представления об окружающем мире, а также рассказывать об истории как страны в целом, так и региона, в котором он проживает.
Существует несколько способов, с помощью которых возможно обучение детей народной культуре.
Слайд 3 (условия эффективного приобщения детей к истокам русской народной культуры)
В их число входит и литература, и кино, и сказки, народные праздники и традиции… Можно отнести и картины, и игры и многое, многое другое.
В данной работе рассмотрим декоративно- прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре.
Тема моего самообразования «Формирование художественных способностей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладного искусства».
По данной теме самообразования я работаю уже два года. Вашему вниманию представлена выставка по моей теме самообразования.
Слайд 4 (кружок)
Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда. Но у детей нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Возникла необходимость подарить детям радость творчества, познакомить с историей русского народного творчества, поэтому мною был разработан кружок «Русский сувенир».
Слайд 5 (цели и задачи)
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для развития творческих способностей детей в области декоративно-прикладного искусства и их эстетического воспитания. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.
Слайды 6 (дымка)
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству это знакомство с традиционными бытовыми предметами. Дети узнают, осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Слайд 7 (гжель)
Помимо этого, детям предлагается рассматривать декоративные узоры, объясняет символическое значение отдельных элементов орнамента. Важно обратить внимание ребенка на повторяемость узоров и отдельных элементов на разных предметах, и рассказать, какие традиционные способы украшения вещей присущи разным районам России.
Слайд 8 (гжель)
На занятиях, которые посвящены традиционным народным промыслам, дети обучаются основным принципами построения орнамента, учатся правильно выполнять повторяющиеся элементы.
Слайд 9 (гжель)
Образцами для детской лепки и росписи являются: традиционная посуда, игрушка и другие бытовые предметы.
Подобраны дидактические и развивающие игры; различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др. оформлены таблицы с элементами народных росписей, создан альбом «Народные промыслы», где собраны работы детей; создала условия для самостоятельной деятельности, различный иллюстрированный материал.
Необходимое условие приобщения детей к народной культуре – организация развивающей среды.
Слайд 10 (музей)
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. При ознакомлении с народной культурой использую не только художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы. В связи с этим, был создан мини-музей «Народные промыслы». Мини-музей обладает огромной педагогической ценностью. Он позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов.
Слайд 11 (выставки)
Оформлены мини-выставки: «Русский народный костюм», «Матрешки», «Дымковские игрушки», «Гжель», «Городецкая роспись», «Народная кукла» и т. д
Слайд 12 (рнк куклы)
Очень важным педагогическим инструментом была рукотворная или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре.
Наши родители смастерили в наш музей «Народные промыслы» кукол: «Кузьма и Демьян», «На удачное замужество», «На беременность», «Пеленашка», «Капустка», «Стригунок»(солома).
Кукла вообще занимает особое место в воспитании детей. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям детской познавательной деятельности. Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, наши дети должны знать и иметь народную куклу. Поэтому уже в младшем возрасте знакомим с русской народной игрушкой – матрёшкой.
Деревянные игрушки.
Слайд 13 (матрешка)
Раньше куколкой могло стать простое берёзовое полено, белая кора - становилась личиком куклы. Нашим любимым народным сувениром стала матрёшка. Почему эту точёную куклу стали называть матрёшкой? Никто точно не знает. Может быть, так её продавец назвал, который расхваливал свой товар. А может такое имя, ей дали покупатели: ведь имя «Матрёна» было очень распространено среди люда, вот и стали ласково называть Матрёшей, Матрёнушкой. А потом так и стали называть «Матрёшка».
На кружке «Русский сувенир» ребята изготавливали матрешку из соленого теста и из глины, из фетра.
Слайд 14 (матрешки)
Дети с удовольствием играют с матрешкой, рассматривают её яркий наряд. Оформлен альбом «Русская матрёшка», коллекция раскрасок «Матрешка», и дидактические игры «Подбери заплатку», «Найди сестричек», «Сложи матрёшку» и т. д.
Глиняные игрушки (Дымковские, Филимоновские, Каргопольские)
Слайд 15 (дымка)
Изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии.
Слайд 16 (дымка)
Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Соломенная кукла.
Слайд 17 (кукла из соломы)
Посмотрите, гости дорогие, какая необычная кукла. Эта соломенная кукла и родилась она в деревне. Делали её из соломы, которая осталась после жатвы. Матушка брала своего ребёночка в поле, там его нужно было чем-то занять. А под рукой всегда была солома да травка. Делать её очень просто. Скручивали пучок соломы в жгут, перегибали его, связывали, чтобы не развалилось куколка, делали ручки, а дома украшали её лоскутками, тесёмочками да ленточками.
Славянские куклы
Слайды 18 (тряпичные куклы)
А самой любимой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, начинали «вертеть» куклу лет с пяти. Кукол этих очень берегли: вырастит девочка, станет мамой, а куколку своей дочке передаст.
Все славянские куклы делились на три вида:
• игровые;
• обрядовые;
• обережные.
Каждый из этих видов имел свою задачу и правила использования. Чем отличаются обереговые и обрядовые куклы от игровой? Отличительная особенность обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось как её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это бы исказило душу куклы. Кукла с искажённой душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов.
Слайд 19 (заключение)
Вывод: Декоративно- прикладное искусство находится в тесной взаимосвязи с народной культурой. Данный вид искусства воплощает в себе народную культуру. С помощью декоративно-прикладного искусства можно ее изучать.
Декоративно- прикладное искусство содержит большой объем информации, которая полезна для детей в процессе изучения истории своей или другой страны, нации или общности. Как средство приобщения к народной культуре декоративно- прикладное искусство является одним из самых эффективных и интересных.
Слайд 20
Я считаю, что нахожусь только на начальном этапе работы по приобщению детей к русской народной культуре, но перспективы на будущее уже намечены.
Уважаемые коллеги! Надеюсь, что мой опыт работы в данном направлении будет вам полезен и вы, творчески переработав предложенный материал, используете в работе в своей группе со своими детьми.
Практическая часть.
Слайд 1
Но, как говорят, делу время, потехе час. Пора и нам ручки наши потешить да поразмять. Сегодня с вами я предлагаю смастерить русскую куклу-оберег «На здоровье»
Слайд 2
Целительная кукла "На Здоровье" делается из льняных ниток, потому что благодаря своим природным целебным свойствам лен забирает болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Льняные ткани в старину ценились на вес золота и считалось, что льняная одежда снимает усталось и защищает от хворей.
Куклу ничем особенным не украшали, делали её, стараясь думать о том, чтобы человек, для которого делается эта кукла, побыстрее выздоровел.
Заплетая косу у куклы, люди тихонечко приговаривали: "На здоровье, на здоровье". Эту куколку давали ребёнку, когда он болел. Он с ней играл, а когда выздоравливал, то куклу сжигали, чтобы болезнь не вернулась.
Так было давно, такие народные традиции бытовали в старину на Руси.
Слайд 3
Технология изготовления:
Слайд 4
Для изготовления куколки понадобятся серые льняные нитки и красные нитки. Почему именно красный цвет? Красный цвет нити символизирует здоровье.
Слайд 5
1. Берем льняные нитки и картонку шириной 10-12 см. На этой картонке делаем 3 намотки: для косы, ручек и потолще для туловища. Разрезаем с одной стороны и снимаем.
Слайд 6
2. Берем одну намотку для косы и на самом конце завязываем узел
Слайд 7
3. Затем берем вторую намотку, которая будет туловищем, и в ее сгиб вдеваем заготовку для косы, разделенную на 2 части.
Слайд 8
4. Формируем голову и красной нитью закрепляем на месте шеи. Ниточку берем длиной 1 метр и не обрезаем.
Слайд 9
5. Заплетаем косу, приговаривая: "На здоровье, на здоровье…" и завязываем красной нитью.
Слайд 10
6. Делаем ручки. Для этого берем третью заготовку и, отступив от края, завязываем красную ниточку с одной стороны. Затем заплетаем косу и завязываем ниточку с другой стороны, чтобы получились ладошки. Подравниваем ножницами кончики.
Слайд 11
7. Разделяем туловище на 2 половинки и вдеваем ручки.
Слайд 12
8. Ниточкой, которой мы закрепляли голову, перевязываем куколку крест-накрест на груди и обозначаем талию. Завязываем поясок.
Слайд 13
9. Завязываем ободок на голове. Куколка «На здоровье» готова!
А сейчас давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и оценим наших кукол какие они получились.
Слайд 14
Посмотрите какие у нас с ребятами получились куклы «На здоровье». Использовались не льняные нитки.