Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег»

Александра Плахтиенко
Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег»

Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег»

задачи:

- формировать у детей познавательный интерес к истории русской куклы;

- познакомить с куклой – оберегом;

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, воплощать в плавных движениях рук, тела характер колыбельной песни;

- приобщать детей к художественно - декоративной деятельности.

Материал к занятию:

-Кукла - перчатка Мудрая Сова, хранительница музея;

- колыбелька для малыша;

- кукла - оберег:

- кукла – пупс;

- лоскуты х/б ткани (однотонной)20х20см;

- лоскуты х/б белой ткани 40х25см;

- фломастеры;

- нитки;

- таблица с элементами народного орнамента;

- аудиозапись «Колыбельная» А. Гречанинов.

Ход занятия.

В музее детского сада детей встречает Мудрая Сова (кукла перчатка на руке у воспитателя) и обращает внимание детей на куклу - оберег из экспозиции «История русской куклы».

Мудрая Сова:

- В давние времена русские крестьяне тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Будущему малышу мастерили колыбель, шили пеленки и делали вот такие куклы, которую нельзя было ни порезать, ни уколоть – ведь в куклу – оберег вкладывалась материнская любовь и забота, которые оберегали младенца. Поэтому кукла мастерили без ножниц и иголки. Еще до рождения ребенка куколку клали в колыбельку – обжить, обогреть. А когда малыш рождался, куколку клали рядом с ним,приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Все куклы – обереги были похожи друг на друга – у них не было лица. Считалось, что если кукла будет уж очень походить на человека, то в нее вселится злой дух, и это навредит ребенку. Как видите, кукла еще не была игрушкой для ребенка, она как бы отвлекала злые силы, оберегала ребенка.

Так ее и назвали – берегиня, оберег.

Воспитатель (вопросы для общения)

- Кто делал таких кукол?

- Почему нельзя было пользоваться ножницами и иголками при изготовлении куклы?

- Почему у куклы нет лица?

- От чего должна была кукла оберегать малыша?

Мудрая Сова

- О кукле –оберег вспоминали еще и тогда, когда хотели избавится от какой – не будь напасти. Ее три раза поворачивали против часовой стрелки,приговаривая : «Отвернись злом, повернись добром».

Воспитатель:

- Ребята, а вот и колыбелька, которую приготовили для младенца. Давайте положим в нее куклу – оберег, чтобы согрела колыбельку. А вот и малыш появился, положим, его рядом с куклой. Маленькие дети часто ночью плачут, давайте покачаем колыбельку, скажем «Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Звучит «колыбельная».

Воспитатель предлагает детям встать в круг и под музыку имитировать укачивание малыша в колыбельке, выполняя плавные движения руками, туловищем из стороны в сторону.

Воспитатель:

-Ребята, вы хотите иметь такую куколку – оберег?

- Давайте пройдем в кабинет ИЗО и изготовим таких кукол.

В кабинете ИЗО

Воспитатель:

- Помните, такую куклу нужно сделать без ножниц и иголки, по старинному это называлось «свертеть» «скрутить». Берем белую ткань и скручиваем ее трубочкой, а потом сгибаем пополам, ниточкой перевязываем там,где должна быть шея. Теперь нам надо завернуть куколку в пеленку. Пеленочку мы тоже сделаем сами. Возьмите лоскуток цветной ткани. Фломастером мы нарисуем узор. Каждый элемент узора тоже обозначал надзор, присмотр.

(Дети рассматривают таблицу с элементами народного узора)

Так, например, круги, кресты, розетки - это знаки солнца, волнистые линии земля, вода; вертикальные линии - деревья, растения. Дети самостоятельно выбирают узор на пеленочку для куклы, рисуют фломастером на ткани. По окончании рисования заворачивают свою куклу в пеленочку, крепко перевязывают ниткой, чтобы не развернулась.

Воспитатель:

- Молодцы, какие красивые куколки - обереги у вас получились!

- Давайте подарим друг – другу кукол со словами – пожеланиями. Вспомним, для чего изготавливали эти куклы, что нужно желать при дарении куклы (здоровья, счастья, благополучия, добра). Куклу нужно дарить от чистого сердца, только тогда она принесет удачу, станет настоящим оберегом.

Дети дарят друг – другу кукол с искренними пожеланиями.

Публикации по теме:

Интерьер и организация работы изостудииИнтерьер и организация работы изостудии Представляю вашему вниманию организацию работы изостудии. Особенностями интерьера является "Чудесное дерево", оно меняет свой "наряд" каждый.

Конкурс среди родителей «Пряничный домик для Снегурочки»Конкурс среди родителей «Пряничный домик для Снегурочки» Интересно и увлекательно прошел у нас конкурс «Пряничный домик для Снегурочки». Мы и не ожидали такой активности от родителей, ведь современный.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег»
Опубликовано: 21 марта 2015 в 05:34
+134Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 82.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День оптических приборов на МААМ

В преддверии Дня космонавтики предлагаем поговорить с детьми об оптических приборах. Ведь самые мощные из них – телескопы – с давних пор помогают людям изучать звёздное небо, узнавать больше о звёздах,...

10 апреля. День диктанта на МААМ

Диктанты устраиваются как для школьников, так и для дошколят. Только для учеников они буквенные, а для воспитанников детсада – графические. Очередной тематический день на МААМ посвящается и тому, и...

Создание с детьми раннего возраста стенгазеты «Звездное небо»
Цель: Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционным способом рисования Задачи: Образовательные:...
Самостоятельная игровая деятельность детей средней группы
Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно поэтому в своей практике я использую различные виды игр. Дошкольное детство – короткий,...
Сюжетно-ролевая игра «Аптека» своими руками
Для изготовления сюжетно-ролевой игры "Аптека" я использовала: ДСП 3 листа, размеры определяются каждым индивидуально, я делала 70*70 см основной и дверки...