Получи документы

Занятие по формированию экономической культуры детей «Деньги — это…»

Наталья Васильева
Занятие по формированию экономической культуры детей «Деньги — это…»

«Деньги – это …

Цели:

познакомить воспитанников с историей денег;

показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций;

раскрыть основные функции денег;

способствовать формированию и развитию экономической культуры детей;

развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации.

Ход занятия:

Сл. №1

Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнем наше занятие, отгадайте загадку:

Не любовь, а душу согревают

Не здоровье, а без них

Чувствуешь себя не важно.

Публикация «Занятие по формированию экономической культуры детей „Деньги — это…“» размещена в разделах

Не магнит, а притягивают

Не господин, а подчиняют

Не слуга, а служат. (Деньги) Сл. №2

Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать каждому.

Сл. №3

Деньги… А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? (Обсуждение детей. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т. д.)

Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы.

Сл. №4

Самые первые деньги совершенно не были похожи на современные.

У разных народов деньгами служили различные предметы. В глубокой древности люди обменивались продуктами своего труда. Они обменивали товар на товар. И это получило название товаро-деньги.

Со временем, при обмене выбирался какой-то товар, который становился равнозначным ко всем товарам. То есть, все товары, которыми торговали в данной местности, приравнивались к определенному количеству этого товара. Так, например, в древней Монголии это был прессованный чай, а на Каролинских островах это были огромные камни. Сдвинуть с места такую «деньгу-камень» могли только несколько человек, а это достаточно проблемно.

Сл. №5

Среди народов Африки, Азии и Океании очень долгое время деньгами служили раковины. Раковины каури с Мальдивских островов были первыми мировыми деньгами. В этих раковинах просверливали отверстие, нанизывали на веревку и носили как бусы. Так, за одного быка отдавали тысячу таких раковин, совершенно бесполезных и ненужных. А многие племена эти раковины-деньги носили в связках и в случае опасности закапывали в землю. Конечно же, такая раковина не могла стать деньгами. В Мексике деньгами были какао-бобы; в Канаде, Аляске и Сибири древние предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей; у некоторых племен Южной Америки и на островах Океании, деньгами были морские ракушки или жемчужины; племена Новой Зеландии вместо денег использовали камни, имеющие в середине отверстие. Кое-где деньгами служили зерно или соль.

Сл. № 6

До изобретения монет одной из самых распространенных форм денег в древние времена был скот. Овца, бык, корова – это те деньги, которые использовали многие древние народы до того, как у них появились настоящие деньги.

Таким образом, чем больше появлялось различных товаров, тем становилось сложнее их обменивать друг на друга. Если хотели рыбу обменять на овцу, необходимо было наловить очень много рыбы для того, чтобы обмен был равноценным. Далее нужно было найти того, кому нужно было так много рыбы и успеть её обменять, чтобы рыба не испортилась. С ценой тоже было сложно: например, мешок сахара можно было обменять на 2 топора, а на следующий день уже за три топора и наоборот.

Сл. №7

Запомните: обмен товара на товар называется «бартер»

Обменивать товары было достаточно сложно, и чтобы облегчить обмен, люди стали задумываться о том, какой предмет больше всего подходит для этого. Перепробовали многое: меха, скот, зерно, табак, куски материи и многое другое.

Ребята! Как вы думаете, удобны ли такие деньги? (ответы детей). Люди пришли к тому, что стало ясно, деньги должны быть постоянными. Деньги не должны портиться, легкими по весу, но не теряли своей ценности.

Сл. № 8

Игра «Найди и обменяй». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте, сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 5 минуты.

(Карточки делаются таким образом, чтобы дети могли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т. д.)

Вопросы для обсуждения:

– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Сл. № 9

А теперь поговорим о том, как же появились монеты. Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как появились монеты или есть какие-то предположения? Деньги появились в результате длительной тысячелетней торговле. В древнем мире, в таких государствах, как Египет и Междуречье пользовались слитками металла различной формы, так как металл не портился, и не нужно было много места при перевозке или хранении. Металл легко делился на части и эти части использовались для мелких торговых операций. Но находились люди, которые жульничали, и пытались добавить медь и олово в слиток из чистого золота или

серебра, или делали его облегченным. Тогда приходилось снимать пробу металла и проверять его на вес. Для того, чтобы предотвратить подделку денег, их стали клеймить. Так появились монеты.

Сл. №10

Форма монет долгое время оставалась различной. Монеты были в виде чешуек, лепешек, в форме дельфина и т. д. Постепенно общим эквивалентом становятся золото и серебро. Такие новые деньги сильно упростили торговлю за счет своего удобства и расширили границы.

Как же стали называть, величать деньги? На римских монетах, выбитых еще в 45 году до нашей эры, на лицевой стороне изображена голова богини Юноны и написано слово: «монета». Слово: «монета» - это одно из прозвищ богини Юноны. Был храм, носящий её имя,и в нем была расположена мастерская по чеканке денег, и поэтому стали называть

их монетами. Вот так и появилось слово «монета».

Сл. №11

А у нас, на Руси деньги имели свою историю. Ученые изучали монеты, и им стало ясно, что на Руси деньги появились с 9 века и возникли самостоятельно. На Руси существовала весовая единица-гривна, куна, резана и ногата. Со временем гривну стали называть денежной единицей. А вот происхождение слова «рубль» связано со словом «рубить». Дело в том, что денежные слитки рубили на отдельные кусочки. В то время рублями называли новгородские гривны - серебряные слитки весом около 200 грамм. В 14 веке рубль становится счетной единицей равной 200 московских денег или 100 копейкам, но как самостоятельная монета рубль впервые появился только в середине 17 века.

Сл. №12

Но изготавливалась эта монета недолго, и лишь в начале 18 века царь Петр Первый возобновил чеканку монет достоинством в один рубль. И с тех пор рубль является денежной единицей нашего государства. Сегодняшний рубль

равняется 100 копейкам. А само слово «копейка» произошло от изображения всадника с копьем. Сл. №13

На Руси была обменная монета - серебряная гривна-брусок. Если какой-то предмет стоил меньше гривны, то от гривны отрубали кусок.

Ребята, что же получилось? (Рубль. Ответы детей)

При царе Иване IV стали выпускать деньги, на которых был изображен всадник с копьем в руках. Что же появилось? (ответы детей).

Сл. №14

Со временем люди перешли к чеканке монет из драгоценных металлов, Но у металлических денег оказались недостатки -они тяжёлые и занимают немало места. Но люди придумали выход - золото сдавали в банк на хранение, а взамен брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Вот так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых было написано какому количеству золота, хранящегося в банке, они равны. При Екатерине II появились бумажные деньги, их еще называли «катенька».

Сл. №15

Игра «Незаконченные предложения»

«Чего нельзя купить на деньги

Перед детьми задача представить, что они попали на ярмарку, где продается все на свете. Но они должны заметить только то, чего нельзя купить ни за какие деньги.

Например, воспитатель говорит: «За деньги можно купить кровать», а дети замечают: «Но не сон».

Воспитатель читает начало предложений, дети заканчивают фразы (можно хором)

– за деньги можно купить часы… (но не время)

– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)

– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)

– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)

– за деньги можно купить дом… (но не семью)

– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)

– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье, не хорошее настроение)

Ребята, так что же такое деньги? (ответы детей)

Сл. №16

Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары или услуги.

А какие формы денег вы знаете? (ответы детей)

Сл. №17.

Основные формы денег :

1. Наличные – это денежные средства, используемые в наличном обращении (монеты, банкноты)

2. Безналичные к ним относятся ценные бумаги (акции, облигации, пластиковые карты.

Сл. 18

Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.

Функции денег:

1. Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.

В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар.

2. Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д, товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

Средство обращения- деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки

3. Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).

Средство накопления – хранить деньги можно где угодно : в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем.

4. Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т. е. с отсрочкой платежа.

Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.

5. Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.

Какие валюты можно считать мировыми? (американский доллар, евро, швейцарский франк, английский фунт стерлингов, японская иена, российский рубль)

Сл. №19

Задание №1

Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).

Сл. № 20

Задание №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (мера стоимости).

Сл. № 21

Задание №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).

Сл. № 22

Задание №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)

Сл. № 23

Загадки

На товаре быть должна

Обязательно… (цена)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким… (доход).

Журчат ручьи, промокли ноги –

Весной пора платить… (налоги).

Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без… (рекламы).

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в … (банке).

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой (вклад)

Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся… (залог).

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь… (товар).

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы (ссуду).

И врачу, и акробату

Выдают за труд… (зарплату).

Стал владельцем, братцы, я

Вот завода… (акция).

На рубль – копейки, на доллары – центы,

Бегут-набегают в банке… (проценты).

Приносить доходы стал

В банке папин… (капитал).

Сл. №24

Ребята, а теперь рассмотрим монеты достоинством 5 рублей.

Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монете? (ответы детей).

Далее найдите на монете лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел».

Сл. №25

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей)

Сл. № 26

Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре Первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка».

Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».

Язык монеты.

Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,

Аверс - лицевая сторона монеты,

Реверс – оборотная сторона монеты,

Легенда – надпись на монете.

Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.

Гурт - боковая поверхность монеты.

Сл. № 27

Составление «синквейна»

Давайте составим «синквейн» со словом, про которое мы говорили на протяжении всего нашего занятия – «деньги».

Правила составления «Синквейна»

1 строка – 1 слово

Тема (существительное или местоимение)

2 строка – 2 слова

Описание темы (прилагательные)

3 строка – 3 слова

Описание действий в рамках этой темы (глаголы)

4 строка – 4 и более слов

Фраза (пословица, в которой выражается отношение к теме

5 строка – 1 слово

Синоним темы, который повторяет суть темы.

Сл. № 28

Примеры:

Деньги

Бумажные, металлические

Обменивают, покупают, торгуют

Всеобщий эквивалент обмена

Обмен

Деньги

Металлические, древние

Накапливают, платят, стоят

Средство товарного обмена

Торговля

Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.

Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.

Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил.

1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.

2. Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.

3. Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.

4. Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.

5. Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.

6. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

Сл. №29

ПОМНИ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.

Список литературы:

1. Энциклопедия «Всё обо всём».

2. «История денег» Автор: Йожеф Роберт Жанр: История Научно-образовательная Научпоп. Документальная литература 1968 год

3. История денег. Рассказы для детей. Пётр Кошель

4. Остальский Андрей - Краткая история денег. Изд. дом: Амфора, 2008 г.

Интернет- ресурсы:

1. https://my.1september.ru/

2. https://infourok.ru/

3. https://multiurok.ru/

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota

5. https://uchitelya.com/nachalnaya-shkolа

6. https://readbookz.com/pbooks/book-25/ru/chapter-1174/

7. https://www.russian-money.ru/history

Публикации по теме:

Фотоотчёт о мероприятии по формированию у детей культуры общения «День доброты»Фотоотчёт о мероприятии по формированию у детей культуры общения «День доброты» 13 ноября в нашей группе прошёл день вежливости и доброты. В этот день особое внимание уделялось формированию у детей представлений о нравственных.

«Деньги». Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности детей Тема: «Деньги» Цель : формирование основ финансовой грамотности детей Задачи: Познакомить детей с назначением и использованием денег, вспомнить.

Конспект НОД по формированию экологической культуры детей через чтение художественной литературыКонспект НОД по формированию экологической культуры детей через чтение художественной литературы Цель: Формировать элементарные экологические представления о природе посредством произведений Н. Сладкова. Задачи: -Расширить и уточнить.

Мастер-класс для родителей по формированию культуры здорового образа жизни у детей «Растим детей здоровыми!» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Лэпбук по формированию экологической культуры у детей среднего дошкольного возрастаЛэпбук по формированию экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста Актуальность В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Проект по формированию музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста «Краски осени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Краски осени» Руководитель:.

Проект по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста «Василек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Василёк» Руководители:.

Проект по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста «Василек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16» Проект «Василек» Руководители:.

Занятие в форме квеста «Что такое деньги?»Занятие в форме квеста «Что такое деньги?» Цель: Знакомство детей с экономическим понятием «деньги»; дать понятие о купюры и монетаи; познакомить детей с деньгами разных стран и деньгами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию экономической культуры детей «Деньги — это…»
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 11:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД