Папки-передвижки

Детский фольклор — как средство развития творческих способностей дошкольников

Оксана Надточьева
Детский фольклор — как средство развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Интерес и внимание к народному искусству, в последнее время в нашей стране возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь.

Публикация «Детский фольклор — как средство развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка.

Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

В настоящее время современные городские дети, не знают народные песни, музыку и мало знакомы с русским фольклором. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка. Данная проблема очень важна, т. к. дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Задачи: 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через организацию кружковой работы.

2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

3. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, загадки, хороводы, игры., так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

4. Формировать творческие проявления и исполнительские навыки при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.

5. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

6. Воспитывать патриотические чувства, гордость, интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер используются три основных метода – наглядный, словесный и практический и каждый из них применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие, создание поисковых ситуаций. Педагогические методы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга.

В основу моей деятельности положена кружковая работа, которая проходит через все режимные процессы. Использую фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников.

В своей кружковой деятельности, на протяжении уже нескольких лет, я использую фольклорный материал как часть занятия, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность.

Структура построения и освоения детьми материала заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений, более сложного песенного фольклорного репертуара. И как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.

С русскими народными песнями и мелодиями, играми-потешками, танцами я начинаю знакомить детей с младшего возраста. («Петушок», «Зайка», «Солнышко», "Суслик", "Пальчики-ручки", "Хоровод" "Ах, вы, сени" и т. д.)

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению. Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию, а народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Это такие игры как: «Ходит Ваня»,, «Кто у нас хороший», "Раздувайся, пузырь", "Вот бегут, бегут по кругу", «Бабушка Маланья» и т. д. Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях я использую игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения ("Ехали-ехали", "Веселые хлопушки".)

Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Полянка» и мн. др.

В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, я часто использую другие фольклорные жанры - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые хороводные песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные и т. д.)

В этом возрасте использую все виды народных игр. Разучиваем подвижные народные игры, игры- хороводы на прогулках, занятиях.

Это такие подвижные народные игры: "Золотые ворота", " Ткачиха", "Ручеек", "Горелки", "Ходим кругом", "Цепи кованные" и многие др.

Игры- хороводы: "Карусель", "Колпачок", "Каравай", "Дударь", Заря-зарница", " Капустка", "Селезень утку загонял" и др.

Игры с пением "Плетень", "Там летели птички", "Мы славные артисты" и т. д. Разучиваем пляски пляски-игры. Они являются древнейшим видом русских народных плясок. В них отображаются трудовые процессы («А мы просо сеяли, сеяли», «Ленок», "Мак маковистый".)

Народные танцы русского народа своеобразны, свежи, колоритны. Это прежде всего танцы живые, имеющие игровой характер, в них присутствуют элементы шутки. Использую и ввожу предметы быта в танцах: платки, ложки, матрешки и т. д. ("Танец с платками", "Танец с ложками", "Танец с балалайками", "Матрешки" и т. д.). Также разучиваем танцы, такие как - "Кадриль", "Хоровод", пляски и т. д.

При проведении праздников детей одеваем в национальные костюмы, обязательными элементами которых у русских - сарафан, кокошник, рубашка-косоворотка, кушак, сапожки. Знакомство с народным костюмом начинаю уже с младшего возраста.

В работе с детьми применяю различные музыкальные инструменты (ложки, треугольники, трещотки, бубны, колокольчики.). Они вызывают у ребенка большой интерес. Начинаю обучать игре на народных музыкальных инструментах в младшей группе.

Сотрудничаю с родителями в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита к праздникам и развлечениям. В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Новый год», «Масленица» и другие. Привлекаю родителей к участию в праздниках и развлечениях.

В своей работе я часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько», "Калинка", "Коробейники" и т. д.

Весь изученный фольклорный материал, находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Мы стараемся, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь нашего детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Результатом деятельности является проведение календарных и фольклорных праздников. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях.

Тематика их бывает самая разнообразная: "Золотая осень", интересно проходят "Колядки", где дети старших групп ходят "в гости" к детям младшего возраста с песнями, закличками. Праздник "Масленица" проходит весело, (зависит от погодных явлений, в музыкальном зале или на улице, с катанием на лошади, играми, плясками, угощением блинами. Весенние праздники продолжают "Встреча Весны", "Пасха". Не остаются без внимания и летние праздники "В гости к березке". "Ивана Купала".

Проводим развлечения «Веселая ярмарка», «Посиделки». «Праздник русской каши», «Здравствуй, матрешка!», «Дымковские игрушки», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал. Минимум подготовки, максимум желания – и в ответ получим сияющие глаза наших ребятишек. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.

В результате всей моей деятельности ребёнок становится гармонично - развитой личностью, у которого сформированы навыки актерского мастерства, развиты импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность, ребёнок проявляет интерес к народным традициям.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Проект «Масленица» Программное содержание: Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей.

План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры Содержание работы: 1. Сбор и изучение методической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский фольклор — как средство развития творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 30 марта 2014 в 15:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детский фольклор — как средство развития творческих способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Надточьева (УИ 205435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД