Волкова Евгения
Диагностики по познанию познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности
Задачи обеспечивающие достижение цели:
1) расширение представлений детей об окружающем мире;
2) развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов;
3) развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение) и формирование способов познания путем сенсорного анализа;
Публикация «Диагностики по познанию познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
4) социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
5) привлечение родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
Наиболее успешным путем ознакомления детей с окружающим миром является экспериментирование. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
– идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
– развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
– происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
– детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
– в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Настоящим открытием для меня стала методика Савенкова А. И., согласно которой «экспериментирование и исследовательская практика ребенка – дошкольника – один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение».
Именно в дошкольном возрасте в ребёнке формируется творец и исследователь. Моя задача, как педагога, развить в нём эти качества. Необходимо лишь поддержать естественное стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.
В своей работе с детьми использую следующие методы и приёмы: эвристические беседы, показ, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе, опыты, «намеренная ошибка», моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы, фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности, «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, подражание голосам и звукам природы, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые поручения, действия, загадки, ребусы, головоломки, проблемно-поисковый метод. Организуя деятельность по экспериментированию опиралась на ряд методик:
1. Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой.
2. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. Разработано в соответствии с ФГОС ДО. Автор-составитель Л. А. Королёва.
3. Методика знакомства дошкольников со спецификой исследовательского поиска. Автор Савенков И. А.
4. Методика организации самостоятельной исследовательской практики дошкольников. Автор Савенков И. А.
5. ИКТ- технологии
В результате систематической поисково – исследовательской работы с детьми в совместно игровой и самостоятельной деятельности я вижу следующие позитивные изменения:
- созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности;
- устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- воспитанники имеют представления об окружающем мире;
- выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- в диалоге со взрослыми поясняют ход экспериментальной деятельности и делают выводы;
- дети более внимательно и осторожно стали пользоваться приборами-помощниками;
- у детей развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;
- дети умеют взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования взрослого и контролировать своё поведение - они усидчивы, у них развит познавательный интерес к книгам, решению логических задач;
- дети инициативны, сообразительны, любознательны, легки в общении;
- установились партнёрские отношения с родителями, они стали открытыми к сотрудничеству, проявляют интерес и желание к воспитательно-образовательному процессу в группе.
Прослеживается положительная динамика по развитию познавательного интереса у детей. Я считаю, что это обусловлено использованием разного подхода, суть которого заключается в организации совестной деятельности детей и педагога, где знания не преподносятся готовыми, а вырабатываются вместе с детьми с помощью экспериментирования.
Сравнительный мониторинг развития интегративных качеств воспитанников группы «Незабудка» (%) воспитатели Волкова Е. Д., Козлова О. С. за два года.
Познавательное развитие
Старшая группа (октябрь 2016, май 2017г.)
Н. – низкий уровень, С. – средний уровень, В. – высокий уровень.
Начало года: Н. –19%; С. - 75%; В. – 6%.
Конец года: Н. – 6%; С. – 38%; В. – 56%.
Вывод: прослеживается положительная динамика по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста группы «Незабудка» воспитатели: Волкова Е. Д., Козлова О. С. Я считаю, что это обусловлено использованием разного подхода, суть которого заключается в организации совестной деятельности детей и педагога, где знания не преподносятся готовыми, а вырабатываются вместе с детьми с помощью экспериментирования.
Подготовительная группа (октябрь 2017, май 2018г.)
Н. – низкий уровень; С. – средний уровень, В. – высокий уровень.
Начало года: Н. – 6%; С. – 44%; В. – 50%.
Конец года: Н. – 0%; С. – 25%; В. – 75%.
Вывод: прослеживается положительная динамика по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста группы «Незабудка» воспитатели: Волкова Е. Д., Козлова О. С. Я считаю, что это обусловлено использованием разного подхода, суть которого заключается в организации совестной деятельности детей и педагога, где знания не преподносятся готовыми, а вырабатываются вместе с детьми с помощью экспериментирования.