Лучший педагог года

Дидактическая игра как средство развития словаря дошкольника

Жучкова Маргарита Николаевна
Дидактическая игра как средство развития словаря дошкольника

Для проведения дидактических игр используют разные формы

организации: фронтальную, подгрупповую, парную, индивидуальную.

1. Дидактические игры, направленные на активизацию в речи детей 3 –

4 лет названий предметов и обобщающих слов :

а) Дидактическая игра «Кукла проснулась»

Цель: активизация в речи детей названий предметов одежды (майка, трусы,

носки, платье, юбка, футболка, сарафан) и обобщающего слова (одежда)

Публикация «Дидактическая игра как средство развития словаря дошкольника» размещена в разделах

Оборудование: кукла, набор кукольной одежды

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на проснувшуюся куклу,

напоминает о необходимости ее одеть, поочередно привлекает детей к

процессу одевания.

Вопросы логопеда:

- Что ты одел на куклу? (платье и т. д.)

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (одежда)

б) Дидактическая игра «Подбери посуду для куклы»

Цель: активизация в речи детей названий предметов посуды (чашка, блюдце,

тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковородка) и обобщающего слова

(посуда)

Оборудование: кукла, набор кукольной посуды

Ход игры: логопед обращает внимание детей на куклу, которая

проголодалась, напоминает о необходимости ее накормить, поочередно

привлекает детей к подбору посуды для куклы.

Вопросы логопеда:

- Что ты поставил (положил) возле куклы? ( ответы детей: тарелку, ложку и т.

д.)

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? ( ответы детей: посуда)

в) Дидактическая игра «Коробка с картинками»

Цель: активизация в речи детей названий предметов и обобщающих слов по

темам: транспорт, мебель, овощи, фрукты, птицы, рыбы, домашние

животные.

Оборудование: коробка, предметные картинки по темам

Ход игры:

Вариант №1

Логопед обращает внимание детей новую коробку, предлагает узнать,

что в ней лежит. Затем выставляет на доску или выкладывает на стол

предметные картинки по определенной лексической теме.

Вопросы логопеда:

- Что изображено на картинке? ( ответы детей: яблоко, груша, банан, ананас)

- Как можно назвать все, что изображено на этих картинках одним словом?

( ответы детей: фрукты)

Вариант № 2

Логопед предлагает навести порядок в коробке с картинками, выставляет

три предметных картинки по теме на доску (или выкладывает на стол)

Вопросы логопеда:

- Назови, что изображено на картинке? ( ответы детей: шкаф, стол, самолет)

- Назови, какая картинка лишняя? Почему? (ответы детей)

г) Дидактическая игра «Мамы и детки»

Цель: активизация в речи детей названий домашних животных и их

детенышей (коза – козленок, кошка – котенок корова – теленок, лошадь –

жеребенок, собака – щенок, свинья – поросенок)

Оборудование: картинки си изображением домашних животных и их

детенышей.

Ход игры: логопед обращает внимание детей, что у животных родились

детеныши, выставляет картинки (кошка, коза, корова, лошадь, собака,

свинья) на доску.

Вопросы логопеда:

- Назови животное, которое ты видишь на картинке? ( ответы детей: это коза

и т. д.)

- Как можно одним словом назвать всех животных, изображенных на

картинках? ( ответы детей: это – домашние животные)

- Недавно у этих домашних животных родились детеныши, они немного

подросли, отправились на прогулку и потерялись. Помогите мамам отыскать

своих детенышей. Чтобы поиски прошли побыстрей, возьми себе пару

поскорей (дети в парах подбирают к изображению мамы картинку с

детенышем)

Логопед обращается к каждой паре:

- Кто родился у кошки? ( ответы детей: котенок)

- Т. д.

2. Дидактические игры, направленные на обогащение словаря детей 3 – 4 лет

словами, обозначающими качества и признаки предметов:

а) Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими

характерные признаки овощей и фруктов.

Оборудование: дидактическое пособие «Чудесный мешочек», муляжи

овощей и фруктов.

Ход игры: логопед обращает внимание на чудесный мешок, лежащий на

столе, предлагает детям узнать содержимое путем отгадывания (если дети не

отгадывают – логопед помогает)

Вопросы логопеда:

- Красный, круглый, из него можно приготовить салат ( ответы детей: это

помидор)

Логопед достает из мешочка помидор

- Повторите, какой помидор? (дети повторяют прилагательные, названные

ранее)

По такому же принципу игра продолжается далее :

-огурец (зеленый, продолговатый, хрустящий, растет на грядке);

- лук (сочный, горький, круглый, растет на грядке);

- груша (желтая, сочная, сладкая, растет на дереве);

- яблоко (круглое, зеленое, сочное, сладкое растет на дереве)

б) Дидактическая игра «Письмо с фотографиями»

Цель: обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими

характерные признаки и качества животных.

Оборудование: письмо, картинки с изображением лесных животных

Ход игры: логопед обращает внимание детей на письмо с фотографиями,

которые прислали детям лесные зверята, предлагает отгадать, кто изображен

на фото (если дети затрудняются – воспитатель помогает)

Вопросы логопеда:

- Хитрая, рыжая, ловкая ( ответы детей: лиса)

- Повторите, какая лиса? (дети повторяют названные ранее прилагательные)

Логопед достает из конверта фотографию с изображением лисы

По такому же принципу игра продолжается далее :

- быстрый, трусливый, длинноухий ( ответы детей: заяц)

- большой, неуклюжий, коричневый ( ответы детей: медведь)

-серый, злой, голодный ( ответы детей: волк)

в) Дидактическая игра «Камень, шишка, ракушка»

Цель: обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими

характерные признаки предметов.

Оборудование: природный материал: камни, шишки, ракушки на каждого

ребенка

Ход игры: логопед спрашивает детей.

- Назовите героев мультфильма «Фиксики» ( ответы детей: Симка, Нолик,

Папус и т. д.)

-Была ли в этом мультике загадочная лаборатория? (ответы детей)

- Предлагаю в нашей группе тоже открыть лабораторию и узнать много

интересного (дети проходят за столы)

Логопед предлагает взять в руки, рассмотреть, погладить, пощупать

камни, ракушки, шишки.

Вопросы логопеда:

- Что тяжелее камень или ракушка? ( ответы детей: камень)

- Значит, камень тяжелый, а ракушка легкая.

-Назовите, какой камень?

- Назовите, какая ракушка?

(Дети повторяют произнесенные ранее прилагательные)

-Проведите рукой по камню и шишке: что колется? ( ответы детей: шишка)

- Значит, шишка колючая, а камень гладкий.

- Назовите, какой камень?

-Назовите, какая шишка?

(Дети повторяют произнесенные ранее прилагательные)

3. Дидактические игры на обогащение словаря детей 3- 4 лет словами,

обозначающими действия предметов:

а) Дидактическая игра «Кто что делает»

Цель: обогащение словаря детей 3- 4 лет словами, обозначающими действия

человека

Оборудование: предметные картинки с изображениями разнообразных

действий человека

Ход игры: логопед обращает внимание детей на появление в группе

новой игры и предлагает в нее поиграть, раздает каждому по одной картинке.

Вопросы воспитателя (к каждому ребенку) :

- Расскажи, что делает девочка на твоей картинке ( ответы детей: девочка

танцует)

- Т. д.

б) Дидактическая игра «Кто как голос подает»

Цель: обогащение словаря детей 3- 4 лет словами, обозначающими действия

домашних животных.

Оборудование: картинки с изображениями домашних животных (коза,

корова, кошка, лошадь, собака, свинья, аудиозапись «Голоса домашних

животных»

Ход игры:

Логопед предлагает отправиться в путешествие в деревню, где ребят

встречают гости (включает фонограмму с голосом кошки)

Вопросы логопеда:

-Кто это нас встречает? ( ответы детей: это кошка)

-Кошка говорит «мяу», значит, она мяукает

- Что делает кошка, когда говорит «мяу»? ( ответы детей: мяукает)

Хоровые и индивидуальные повторы произнесенного ранее глагола

Далее по такому же принципу обыгрывается голос коровы, козы, лошади,

собаки, свиньи (детский словарь обогащается глаголами: мычит, блеет, ржет,

лает, хрюкает)

в) Дидактическая игра «Назови действия»

Цель: обогащение словаря детей 3- 4 лет словами, обозначающими действия

разных предметов.

Оборудование: предметные картинки (ножницы, игла, топор, пила, зубная

щетка, карандаш)

Ход игры: логопед обращает внимание детей на появление в группе

новой игры и предлагает в нее поиграть (выставляет на доске по одной из

предметных картинок)

Вопросы воспитателя:

- Что можно делать? (ножницами, иглой, топором, пилой, зубной щеткой,

карандашом)

- Ответы детей (резать, шить, рубить, пилить, чистить, рисовать)

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития словаря дошкольника
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 20:45
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД