Папки-передвижки

«Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада»

Оксана Тимонина
«Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада»

Составила: Воспитатель МБДОУ Пушкинского района детский сад №61 «Дружба» Тимонина О. Н.

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. [1]

Публикация «„Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада“» размещена в разделах

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

1. Основные функции дидактической игры :

- являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;

- выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

- воспитывают уважение к человеку, труду, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;

- своим красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;

- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

2. Формирование социальной активности дошкольников при использовании дидактических игр

Социальное становление личности дошкольника осуществляется под воздействием, главным образом, знаний об общественных явлениях: о труде советских людей, о многонациональной Родине, ее истории, о родном городе, деревне, о защитниках нашего государства, о наградах Родины, советских праздниках и др.

Каждый вид социальной активности проявляется в процессе игры определенными показателями. Например, познавательная активность — потребность в приобретении новых знаний, необходимых для решения умственных задач в игре. Двигательная активность определяется выполнением различных целенаправленных игровых действий. Трудовая активность — интерес к труду взрослых, к механизмам и машинам; желание и умение трудиться по изготовлению и ремонту игрового дидактического материала; стремление выполнять в игре роли людей разных профессий.

Только объективная, но обязательно доброжелательная оценка педагога является необходимым условием эффективности дидактических игр как метода формирования основ социальной активности дошкольника.

3. Основные виды игр

Педагоги выделяют виды дидактических игр : игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей. Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр, поэтому уже могут быть использованы в игре элементы соревнования

4. Структура дидактической игры

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, игровую задачу, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

4. Подбор дидактических игр на закрепление видовых и родовых понятий для разных возрастных групп

Младшая группа.

Родовая игра «Формы предметов»

Цель – учить отличать формы, находить общее.

Ход. Детям можно показывать картинку, где будут нарисованы: круг, тарелка, пианино, чашка. Попросить их найти предметы круглой формы.

И так далее (квадратная форма, треугольная и т. д.).

Видовая игра «Какой цвет от нас убежал?».

Цель – учить отличать цвета, развивать наблюдательность, речь.

Ход. Показать 5 квадратов основных цветов, потом один спрятать. Угадывать они любят, какого цвета не стало.

Средняя группа.

Видовая игра. «Друзья с грядки».

Цель - помочь развить речь и получить познания, представления об окружающем мире, сформировать и систематизировать детские знания об овощах и фруктах. Кроме того, детки учатся правильно выражаться и быть отзывчивыми, помогать, когда потребуется.

Ход. Для проведения данной игры подготовить любую куклу, которая будет олицетворять героя, муляжи разных фруктов и овощей, корзинку, картину огорода. Еще найти 2 кастрюли, весы, кассу, сумку покупателя. Желательно двух добровольцев нарядить в поварят. Показать деткам картину огорода и обсудить ее. Заострить внимание на овощах и фруктах. Далее показать ребятишкам куклу и сказать: «Давайте поможем кукле разложить фрукты и овощи по кастрюлям для супа и варенья!».

Детки должны будут подходить к столу, на котором будут лежать фрукты и овощи, класть их в корзинки и относить к кастрюлям. При этом помогать детям будут два повара-добровольца. После того как малыши закончат свое дело, попросить их при помощи картинок-помощников рассказать о фрукте/овоще, который они положили в ту или иную кастрюлю.

Родовая игра. «Дикие и домашние животные».

Цель - способствует развитию понятий об окружающем мире, помогает малышам понять различия между дикими и домашними животными, а также способствует развитию понятий о том, где живет тот или иной зверь. Она формирует бережное отношение к животному миру.

Ход. Приготовить карточки-картинки с изображениями животных (домашних и диких) и местами их обитания. После этого разложить все изображения на столе и предложить деткам найти каждому животному свой домик, чтобы спасти его от холода. Если малыш ошибся, нужно помочь ему - назвать место, где живет данный зверек, а ребенок должен будет его найти.

Старшая группа.

Родовая игра. «Соберём Незнайку в школу»

Цели: Учить детей различать родовые понятия «Школьные принадлежности», «Игрушки»»; учить употреблять их в собственной речи, обосновывать свой выбор.

Ход. Педагог показывает детям портфель, собранный Незнайкой для школы, и просит проверить, всё ли он сделал правильно – не взял ли лишние, ненужные в школе предметы, не забыл ли школьные принадлежности. Дети помогают Незнайке, объясняя свой выбор.

Видовая игра. «Назови много слов».

Цель: Учить детей выделять существенные признаки родовых понятий, закреплять их названия.

Ход. Необходимо назвать несколько слов (например, когда учитель показывает картинку ОВОЩИ или ПТИЦЫ, ФРУКТЫ, ТРАНСПОРТ и т. д.).

Подготовительная группа.

Видовая игра «Чем питаются животные?»

Цель: формировать представление о питании домашних и лесных животных.

Материал: карточки с изображением животных и едой для них.

Ход. Воспитатель проводит беседу про домашних и лесных животных, показывает картинки к ним. Выбирает две команды и раздаёт карточки с животными и едой для них. Например, картинки с белкой, зайцем, лисой, собакой, попугаем, орехами, морковью, куропаткой, косточкой, зерном. Все эти карточки должны быть перемешаны. Дети как можно быстрее должны найти подходящие картинки. Например, белка с орехами, заяц с морковью и т. д.

Родовая игра. «Найди лишнее слово»

Цель: развивать память, пополнять словарный запас, закреплять материал.

Ход. Воспитатель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача дошкольника найти лишнее слово. Пальто, шуба и куртка – это верхняя одежда. Платье к ним не относится.

Заключение

Дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни человека, когда не только складываются его личностные задатки, но формируются общие умения, нужные для полноценной жизнедеятельности. Дидактические игры в детском саду – это один из общепризнанных в воспитательной системе методов, которые зарекомендовали себя как наиболее рациональный способ всестороннего развития маленькой личности.

Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Аванесова В. Н. Дидактические игры как форма организации и обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольников под редакцией Н. Н. Поддъякова - М., 1972.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение 1991. – стр. 4-21.

3. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982

Публикации по теме:

«Планирование подвижных игр в педагогическом процессе» Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО в условиях реализации ФГОС до «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО в условиях реализации ФГОС ДО». В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ Слайд 1 «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» Слайд 2 В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является.

Фотоотчет «Взаимодействии библиотеки и детского сада в процессе формирования патриотических чувств дошкольников».Фотоотчет «Взаимодействии библиотеки и детского сада в процессе формирования патриотических чувств дошкольников». Одной из задач в рамках годового плана нашего дошкольного учреждения было совершенствование работ по формированию первичных представлений.

Использование игровых технологий в педагогическом процессе Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного.

Дидактическая игра своими руками для детей средней группы детского сада «Птицы у кормушки»Дидактическая игра своими руками для детей средней группы детского сада «Птицы у кормушки» "Дидактическая игра своими руками для детей средней группы детского сада «Птицы у кормушки» Игру можно использовать как индивидуальная.

Педсовет: «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе детского сада и семьи» Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе детского сада и семьи» 1. Выступление старшего воспитателя.

Современные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в педагогическом процессе Современные формы и методы физкультурно–оздоровительной работы в педагогическом процессе Воспитатель: Голикова Н. А. «Здоровью научить.

Статья «Личностно-ориентированное взаимодействие в педагогическом процессе» С введением в современную систему дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта происходит смена ориентированности.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада»
Опубликовано: 4 сентября 2017 в 14:11
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Тимонина (УИ 450997) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД