МААМ-картинки

Дидактические игры для развития словаря в разных возрастных группах

Юлия
Дидактические игры для развития словаря в разных возрастных группах

«Дидактические игры, направленные на развитие словаря в разных возрастных группах»

Ранний возраст :

ВЫБЕРИ ПУГОВКИ

Цель: Воспитывать умение группировать

предметы по величине, учить понимать

слова : большой, маленький.

Игровой материал: 2 коробочки, большая и

маленькая, пуговицы разные по величине

Публикация «Дидактические игры для развития словаря в разных возрастных группах» размещена в разделах

(большие и маленькие).

Ход игры:

Педагог вместе с детьми раскладывает

пуговицы на группы : самые большие,

большие, маленькие и т. д. Рассматривая

размеры пуговиц, сравнивает,

прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый

активизирует речь детей.

ПРИНЕСИ ИГРУШКУ

Данная игра способствует развитию умения

находить предмет по слову взрослого,

активизации речи, звукоподражания.

Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч,

пирамидка, кукла, книжка).

Ход: На столе или ковре расставлены

игрушки. Попросите ребенка принести,

например, машинку. Если он ошибется,

укажите на нужный предмет. Затем

спросите, что это. Малыш отвечает. Или:

«Это машина. Повтори». Ребенок называет

предмет или использует предметы заместители: «би-би». Игра повторяется.

ИГРА С ШАРИКАМИ, «СТРОИМ ДОМ»

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму и цвет, действовать с предметами в зависимости от п о с т а в л е н н о й з а д а ч и. Д о б и в а т ь с я понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь прилагательных.

ИДИТЕ С НАМИ ГУЛЯТЬ

Цель данной дидактической игрывырабатывать умение пользоваться

громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик,

лиса или другие звери, домашние

животные.

Ход : На расстоянии 2 – 3 метров от

малыша воспитатель расставляет игрушки и

говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно

сидеть одним. Позовем их играть вместе с

нами. Чтобы они услышали нас, звать надо

громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш

вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и

лисичку и играют с ними. Важно следить за

тем, чтобы ребенок звал игрушки громко,

но не кричал.

НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ

Цель: Развивать умение пользоваться

тихим голосом. Оборудование: Кукла с закрывающимися

глазами, кроватка с постельными

принадлежностями, мелкие игрушки

(кубик, мячик, машинка и др., коробка для

игрушек.

Ход: Воспитатель говорит, показывая на

кроватку со спящей куклой: «Катя много

гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам

надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы

не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую

игрушку надо убрать в коробку». Ребенок

тихо называет игрушку. Важно следить,

чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

Игра: «Чудесный мешочек».

Цель: А к т и в и з и р о в а т ь в р е ч и

с у щ е с т в и т е л ь н ы е : ш а р и к, к у б и к,

прилагательные: круглый, квадратный.

Оборудование: мешочек, шары, кубики.

Ход игры : Рассмотреть с ребенком шарики,

кубики, обговорить форму предметов,

спрятать их в мешочек. Предлагается

ребенку на ощупь определить форму

предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.

КАП - КАП – КАП

Цель: развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо. Оборудование: Картинка с изображением дождя. Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет, потом застучал сильнее: «кап кап-кап» (ребенок повторяет громче) «капкап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку: Дождик, дождик, Кап-кап-кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять - Мы промочим ножки. Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».

ОЙ, УШКО БОЛИТ

Цель: вырабатывать умение медленно и протяжно произносить звук «О», развивать голосовой аппарат. Оборудование: красивый яркий платок, кукла. Ход: покажите ребенку картинку. Объясните, почему у девочки завязана щека. У Кати болит ушко, поэтому она плачет. Возьмите куклу (завяжите платок и предложите покачать куколку, спеть песенку: «О-о-о!».

Средний возраст

«Помоги Буратино»

Цель: учить детей правильно образовывать глаголы с различными приставками.

Игровой материал: фанты.

Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришел Буратино. Он часто говорит неправильно, путает слова. Я предлагаю помочь Буратино, научив его произносить слова правильно, без ошибок. Слушайте внимательно, что вам скажет Буратино и хлопнуть в ладоши, если он скажет неправильно и назвать правильный ответ.

Подносить через дорогу;

Войти в дом;

Переходить стул к столу;

Отходить из дома;

Улетать к клетке;

Переходить через улицу.

«Бабочка и гриб»

Цель: изменение глагола с помощью приставки.

Игровой материал: игрушки: гриб, бабочка.

Бабочка к грибу (подлетела).

Бабочка вокруг гриба (облетела).

Бабочка через гриб (перелетела).

Бабочка от гриба (отлетела) и в лес (улетела).

«Опасные предметы»

Цель: расширять предметный и глагольный словарный запас по теме.

Игровой материал: настольно-печатная игра «Опасные предметы», игрушка Буратино.

Педагог: «Ребята, наш любопытный Буратино залез к бабушке в шкатулку, нашел там иголку и, как вы думаете, что он сделал? – Правильно, укололся. Он был невнимателен, когда ему объясняли, что с иголкой играть нельзя. А какие еще опасные предметы вы знаете? Давайте покажем Буратино опасные предметы и расскажем, чем они опасны». Дети демонстрируют каждый свою картинку, рассказывают, чем она опасна. Буратино в конце игры не забывает поблагодарить детей за рассказ.

«В мире опасных предметов»

Цель игры : закрепить знания детей об основных источниках опасности, учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.). Активизация словаря по заданной теме.

Игровой материал: предметные картинки.

Детям предлагается набор карточек с изображением различных опасных предметов. Дети по одному выбирают картинку и объясняют, чем опасен предмет, который они видят на картинке. В случае затруднения воспитатель предлагает рассказать об этом предмете другого ребенка. Выигрывает тот, кто наиболее полно расскажет об опасном предмете.

«Накроем стол для кукол»

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Активизировать в речи вежливые слова.

Игровой материал: кукла, кукольная мебель и посуда.

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол.

Проигрываются с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

«Кто больше знает вежливых слов

Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.

Игровой материал: мяч.

Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений.

Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.

Старший возраст

Игра «Угадай, чего не стало?»

Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование: предмет или игрушка.

Содержание: Взрослый прячет предмет, пробуждая ребенка с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло? Правильно воспроизвести его название.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций. Общей моторики.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; мягкий – снег; высокий – человек; стеклянный – стакан.

Игра «Кто больше увидит?»

Цель. Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия.

Оборудование. Заштрихованные, схематичные, наложенные друг на друга, перечеркнутые изображения предметов по лексической теме.

Содержание. Дети рассматривают картинки по теме, представляющие предметы в затрудненных для восприятия условиях. Побеждает в игре тот, кто больше узнает и правильно назовет предмет.

Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние

Цель: Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о животных, о предметах.

Оборудование: Изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела, цветные карандаши.

Содержание: Взрослый задает вопрос ребенку об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй».

Игра «Что где находится?»

Цель: Уточнение представлений о местоположении предметов (развитие денотативного аспекта значения слова).

Оборудование: Лото «Что где находится?»

Содержание: Взрослый: «Посмотрите на ваши карты и скажите, у кого нарисован сад? Огород? Клумба? Что растет в саду? Что хранится в шкафу? Что может находится на дороге?

Демонстрируя маленькие картинки, взрослый называет их: «Это сковорода, где она находится?» Ребенок. Узнавший свой предмет, отвечает на вопрос (Сковорода находится на кухне») и берет картинку себе. Выигрывает тот, кто раньше сложит карту целиком.

Подготовительная группа

«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

игра «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

«Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков)

игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике на улице для разных возрастных групп «Широкая Масленица»Фотоотчет о празднике на улице для разных возрастных групп «Широкая Масленица» Сегодня я расскажу о проведенном нами праздникеМасленица в нашем детском саду для четырех групп (не брали только малышей) Цель: Приобщение.

Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группахФотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ "Дельфин" готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть вторая) Доброго времени суток уважаемые коллеги. Спешу продолжить рассказывать о новогоднем оформлении в нашем детском саду "Дельфине". Вот такая.

Осеннее оформление приемной в разных возрастных группахОсеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Сценарий праздника «9 Мая» для детей разных возрастных группСценарий праздника «9 Мая» для детей разных возрастных групп Участники: дети средней, старшей и подготовительных групп Цели: - расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии.

МК «Весеннее солнышко» для разных возрастных группМК «Весеннее солнышко» для разных возрастных групп Вроде зима у нас прошла, мы её проводили, на коне она у нас ускакала. но что то на улице вновь зима, холод. Поэтому мы решили сделать весеннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для развития словаря в разных возрастных группах
Опубликовано: 26 августа 2020 в 14:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД