Приложение МААМ

«Дидактические игры в коррекции словообразования»

Покровская Елена Сергеевна
«Дидактические игры в коррекции словообразования»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 61 «Мечта»

140206, Московская обл., г. Воскресенск, ул. Ломоносова, дом 105

Тел. 8-496-44-46-151; E-mail : detskisadme4ta61@yandex.ru

Консультация для воспитателей на тему:

«Дидактические игры в коррекции словообразования»

Выполнил воспитатель

средней группы №20

Куренева Е. С.

г. Воскресенск

2019 г.

Публикация «„Дидактические игры в коррекции словообразования“» размещена в разделах

Игра - ведущая деятельность дошкольного возраста. Игра для дошкольника - способ познания окружающей действительности.

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок.

Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения новых знаний и закрепление пройденного материала.

В игре проявляются и формируются все стороны психической жизни личности. Игра повышает и умственную активность ребенка, что позволяет решать более трудные задачи, чем на занятии. В игре дети закрепляют полученные знания и умения, пользуясь ими в разных условиях.

Игра имеет и воспитательное значение: она дисциплинирует, приучает подчиняться правилам для достижения поставленной цели.

Педагоги определяют дидактическую игру как игру познавательную, направленную на воспитание познавательных способностей. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словообразования у детей.

Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались исследователями: А. П. Усовой, З. М. Богуславской, А. И. Сорокиной, А. К. Бондаренко.

Причем некоторые из них считают игру средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед детским садом: не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, развивать активность, самостоятельность мышления.

В создании современной системы дидактических игр велика роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Е. И. Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. Проблема развития речи детей, независимо от возраста, всегда была в центре внимания педагога дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой. Ценно то, что развитие речи Е. И. Тихеева рассматривала в неразрывной связи с другими сторонами формирования личности ребенка.

Она утверждает, что речь - неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.

Подчеркивая, что игра - основной вид деятельности дошкольника, Е. И. Тихеева отмечает, что значительный опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

Отмечая большую роль взрослых в развитии детей, Е. И. Тихеева указывает, что участие воспитателя в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала. Воспитатель должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу игр, влиять на обогащение их языка.

С. Л. Новоселова рассматривает дидактическую игру, как эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Рассмотрим некоторые из них.

Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей Е. И. Тихеева придает особое значение играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.

По мнению С. Л. Новоселовой, в процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи.

Особую роль в речевом развитии детей отводит С. Л. Новоселова словесным дидактическим играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних ненужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной речи.

Таким образом, формированию у дошкольников словообразовательных умений, необходимо уделять большое внимание, так как это способствует расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а так же служит подготовкой к обучению грамоте.

Дидактические игры, применяемые на непосредственно образовательной деятельности повышают интерес, снижают напряженность, способствуют коррекции словообразовательных умений у дошкольников.

Для этого были подобраны разнообразные дидактические игры, которые помогут целенаправленно скорректировать словообразовательные умения у дошкольников. (Приложение 1)

Приложение 1

Картотека дидактических игр на словообразование

Младший дошкольный возраст

Игровое упражнение «Ласковые имена»

Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.

Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.

Аналогичное упражнение проводится по называнию детё нышей животных:

У кошки – котёночек.

У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.

Игра «У меня нос, а у тебя?»

Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

У меня нос, - говорит воспитатель. А у меня носик.

У меня уши (а у меня ушки) и т. п.

Игра – драматизация «Кто пришёл?»

Приходит котёнок, здоровается с детьми. Кто к нам пришёл? (Котёнок). Как назовём его ласково? (Котёночек). И т. п.

Игровое упражнение «Потерялись»

Цель: учить соотносить название животного и его детёныша.

На ковре стоит игрушечный домик, а в нём детёныши животных.

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто в теремочке живёт? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка? Правильно (достаёт утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это ребята, утёнок. Маленький утёнок. А утка – его мама. Помогите утёнку найти его маму – утку. Ребёнок ходит по группе ищет.

А это чей голос? «Пи-пи-пи?» - кто это? – проводится аналогичным образом.

Игровое упражнение «Чей голос?»

Цель: учить различать животных и детёнышей по звукоподражанию.

В гости к детям приходят звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос. - Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок) - Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок)

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Игра «Кто у кого?»

Цель: учить в употреблению названий животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа.

Детям показываются картинки животных и спрашивают как называются их детё ныши если их много: У кошки – котята. У ежа – ежата, у коровы – телята.

Игра «Где наши ручки?»

Цель: учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных.

Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращается к ним: Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети повторяют). Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами). Где же наши ножки? Нет наших ножек? И т. п. -3 раза.

Игра «Лото»

Цель: упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах).

Материалы: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).

Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры :

— Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

Игра «Поручения»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

Воспитатель вносит в группу грузовую машину, на котором сидят мишка и мышка. Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке? Надо их попросить об этом и сказать: «Мишка, поезжай». Или попросить поскакать: «Мишка поскачи» и т. п.

По желанию детей медвежонок и мышка выполняет разные задания. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик». Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с горки, поскачи, попляши, напиши письмо и др.

Подвижная игра «Молчанка»

Цель: учить образованию глаголов приставочным способом.

Дети произносят слова :

Первенчики, червенчики

Зазвенели бубенчики,

По свежей росе

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, молчок!

Дети должны замолчать и не двигаться. Кто заговорит или пошевелится – получает фант. В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде: залезь под стол и вылези обратно, подпрыгни на месте два раза, отодвинь и задвинь стульчик, подбрось мяч и т. д.

Игра «Всё наоборот»

Цель: учить образовывать глаголы с противоположным значением при помощи приставок.

Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных. Рассказывается про двух сестё р: умницу и упрямицу. Послушница делала всё как просила её мама, а Упрямица всё наоборот. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица – откроет.

Аналогично обыгрываются пары слов : принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт, вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т. д.

Игра «Кто больше скажет о профессии»

Цель: учить соотносить действия людей с их профессиями, образовывать соответствующие глаголы.

Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

- Каждый взрослый имеет свою профессию и выполняет какие-то действия. - Что же делает повар? (варит, печёт, жарит, чистит овощи и т. д.) - Что делает портной? (ответы детей).

Воспитатель называет ещё профессии учителя, строителя, сапожника, пастуха, а дети называют действия людей этих профессий.

Игра «Оркестр»

Цель: учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.

Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с игрушками. Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т. д.

Игра «Вечер загадок»

Цель: учить соотносить персонаж и образованный от звукоподражания глагол.

Детям предлагается отгадать загадки:

То мурлычет, то играет,

То куда-то удирает,

Убегает далеко.

Когда придёт обратно,

То мурлыкает и с блюдца

Пьёт сырое молоко. (Кот)

Видали вы его не раз-

Он скачет в двух шагах

От нас, чирикает:

«Чирик – чирик!»

Кто к этой песне не привык (Воробей)

Загадываются и др. загадки: жук – жужжит, волк – воет, утёнок - крякает, гусь – гогочет, собака – лает.

Игра «Гуси»

Цель: учить образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Рассматриваются картинки:

Это… .(гусь, гусак). Он крыластый, горластый, у него красные ласты. Ноги как ласты. А это мама…. (гусыня). У гуся и гусыни - дети… (гусятки). Правильно говорить гусята. Один – гусёнок, а когда их много, это – гусята. Много у гусыни гусят. Гусята гуляют гуськом. Гуськом за мамой – гусыней и папой – гусаком.

Игра «Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход: К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги. Что это? (Это ноги). Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т. д.). Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают).

Игра «Чего не стало»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая, ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая, лошадки, утята, Буратино, мешок.

Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе. Комментируем:

— Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.

— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

Средний дошкольный возраст

Игровая ситуация «Чего не хватает Мише для прогулки?»

Цель: учить способам образования видовых пар глаголов.

На стенде выставляются картинки с изображением зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка и предлагается их перечислить. По мере называния картинки убираются. Затем дети помогают одеть на прогулку мальчика Мишу, называя по памяти названия одежды на картинках. Дети ошибаются, воспитатель ненавязчиво поправляет: не хватает носков, валенок и т. д.

Игровое упражнение «Два брата»

Цель: учить образованию слов суффиксальным способом.

Воспитатель рассказывает детям историю о двух братьях – медвежатах: Шустрика и Мямлика.

Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, Мямлик ещё только …. Встаёт, - добавляют дети. Шустрик оделся, а Мямлик…

Далее дети отвечают: оделся - одевается, заправил – заправляет, умылся - умывается, позавтракал - завтракает, почистил – чистит и т. д. Можно использовать различные сюжеты: «В лесу», «На прогулке», «На реке» и т. д.

Игра – драматизация «В гостях у куклы»

Цель: учить образовывать формы глаголов настоящего времени.

Воспитатель говорит: К Маше придут гости, а она не знает во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется?

Для хлеба есть что? (Хлебница). Значит Маша хлеб положит во что? (В хлебницу). Как называется посуда для конфет? И т. п.

Игровое упражнение «Почтальон принёс открытки»

Почтальон принёс открытки на которых изображены животные выполняющие различные действия. Каждому ребёнку адресована своя открытка. Ребёнок запоминает свою открытку. Затем воспитатель называет действия животных «Снеговики танцуют», «Мишка барабанит, «Кошка мяукает (лакает) и т. п. (рисует, танцует, бежит, гладит, лает, поливает, а ребёнок должен сказать чья это открытка.

Игровое упражнение «Чьё, чьё? – Моё»

Цель: учить образовывать притяжательные местоимения.

Воспитатель показывает детям мешочек с детскими вещами и игрушками и говорит. Это сорока – воровка насобирала разных вещей в нашей группе, которые плохо лежали. Смеё тся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё! Давайте рассмотрим что чьё? Это что? (Туфля). Чья туфля? И т. д. (чья, чьё, чьи, чей). Хозяин получает вещь и убирает на место.

Игровое упражнение «Чаепитие»

Цель: учить образовывать наименования предметов посуды.

Воспитатель ставит на стол самовар и говорит: «Чай будем пить из самовара». Нужно заварить чай. «В чём заваривают чай? (Чайник). Накрываем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? (Сахарница). Конфеты? Салфетки? Для чая – чайник, для кофе – кофейник, для молока – молочник.

Аналогичное упражнение «Таня накрывает на стол» (хлебница, салфетница, сахарница, молочник, конфетница, салатница, чайник).

Русская народная игра «Заинька»

Цель: активизировать производные глаголы.

Дети становятся в круг (хоровод, заинька в центр круга. Хоровод ходит вокруг и напевает:

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи,

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Заинька, в ладоши, хлопай,

Заинька, ногами потопай…

Есть зайцу куда выскочить,

Есть серому куда выбежать…

Игра «Холодно – тепло»

Цель: учить образовывать степени сравнения наречий.

Дети прячут в комнате игрушку, затем водящий её ищет, а дети комментируют поиск: тепло, теплее, совсем тепло, горячо, прохладно, холодно, ещё холоднее, совсем холодно.

Игра «Разбуди кота»

Цель: учить образовывать наименования детёнышей животных.

Ребёнок – кот сидит на стуле (спит). Остальные дети взяв на себя роли детёнышей животных, наряжаются, образуют круг. Воспитатель указывает на ребё нка и тот откликается соответствующие персонажу: кукареку, чик-чирик, ква-ква, кря-кря и т. д. Кот называет кто его разбудил (петушок, утёнок, лягушонок, цыплёнок и т. д.). Затем водящим выбирается другой ребёнок.

Публикации по теме:

Презентация «Дидактические игры» Дидактические игры Цель: развиваем восприятия ребёнка, формируем его представлений о внешних признаках предметов: цвете, величине; развитие.

Дидактические игры как средство развития словообразования у детей 6–7 лет Доклад Дидактические игры как средство развития словообразования у детей 6-7 лет Подготовила Сигитова Т. В Дидактические игры как.

Дидактические игры на прогулке Дидактические игры на прогулке Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Дидактические игры по математике «Геометрическое лото» Дидактическая игра для детей среднего – старшего возраста. Цель: закреплять знание детей о геометрических фигурах,.

Дидактические игры в группеДидактические игры в группе Наш детский сад начинает работать в 7-30 утра. Первые детки приходят уже к открытию - не выспавшиеся, часто в плохом настроении, капризные,.

Фотоотчет «Дидактические игры и игры развивающего характера своими руками на тему «Знакомим детей с трудом взрослых»Фотоотчет «Дидактические игры и игры развивающего характера своими руками на тему «Знакомим детей с трудом взрослых» В нашем детском саду прошел смотр самодельных дидактических игр и игр развивающего характера на тему "Знакомим детей с трудом взрослых".

Игры для коррекции тревожности у дошкольниковИгры для коррекции тревожности у дошкольников Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1. Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой.

Игры и упражнения для коррекции агрессивности Игры и упражнения направленные на коррекцию агрессивности «Кулачок» Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или твердую конфету.

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников» Игра является основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Для детей с особенностями развития игровая деятельность сохраняет.

Игры для коррекции эмоциональной сферы детей Статья «Игры для коррекции эмоциональной сферы детей». Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дидактические игры в коррекции словообразования»
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 20:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дидактические игры в коррекции словообразования»» (включая файлы) размещена пользователем Покровская Елена Сергеевна (УИ 1594606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД