Татьяна Владимировна Сысолетина
Конспект занятия «Дошкольникам о войне. Тюмень в годы войны. Памятники Тюмени»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Памятники Тюмени»
Методическое обоснование темы:
Данное мероприятие является частью плана по гражданско — патриотическому направлению воспитательной работы с дошкольниками.
Программные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Публикация «Конспект занятия „Дошкольникам о войне, Тюмень в годы войны, Памятники Тюмени“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Памятники войны, вечный огонь. Конспекты занятий
- Тюменская область, Тюмень
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Продолжать формировать представления детей об истории родной страны в годы Великой отечественной войны, о героическом труде Тюменцев в годы войны и его значении для фронта и Победы. Приучать детей - будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление.
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за ее достижения.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Совершенствовать умение составлять рассказы о жизни и труде людей в годы войны. Обучать умению отвечать на вопрос логично, последовательно, делать умозаключение.
Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
Воспитывать культуру речевого общения.
Обогащать словарный запас детей по теме: Великая отечественная война, фронт, тыл, труженик, подвигдобровольцы, госпиталь, курсант, продукция, снаряды, мины, торпедный катер, героический.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Формировать позицию патриота родного края и своей страны.
Воспитывать сочувствие, сопереживание, умение детей слушать и слышать друг друга.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Развивать творческое воображение.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Развивать общую моторику, усидчивость.
Материалы и оборудование:
Оформление: картины о Великой Отечественной войне, вещи военных лет. Стенд «Тюмень – тыловая» (пустой).
Музыкальное оформление:
иллюстрации, фотографии «Тюмень в годы войны», фотографии памятников, карточки с изображением продукции тюменских заводов и фабрик в военные годы (снаряды, минометы, торпедные катера, армейские мотоциклы лекарственные препараты, обувь, обмундирование, автоматы, иллюстрации с изображениями товарных, пассажирских поездов и поезда военных лет.
Раздаточный материал: разрезные картинки «Торпедные катера».
Предварительная работа:
Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, рассматривание иллюстраций, цикл бесед о Родине, прослушивание песен военных лет. Беседы: «Великая отечественная война», «Они сражались за родину», «День Победы», «Тюмень в годы войны».
Ход:
Воспитатель: 22июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории России, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки - матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово - война.
Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети.
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас!
Вставай, народ!
Услышав клич Земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
Отважно шли солдаты в бой
За каждый город и за нас с тобой!
И в Тюмени напротив Площади Борцов Революции в сквере «Прощание» был установлен памятник посвященный "Учащимся школ города Тюмени, не вернувшимся с войны" имеет второе более распространенное название – Прощание.
Идея установить памятник принадлежит выпускникам школ Тюмени 1941—1945 гг. и их учителю П. Ю. Хайновскому. Памятник представляет собой скульптурную группу из юноши в солдатской шинели с винтовкой и девушки, провожающей его на войну. Девушка изображена босой: война началась внезапно, и сборы были слишком поспешными. Рядом с постаментом из мрамора есть памятная надпись, а на пилонах перечислены фамилии павших выпускников школ Тюмени, сражавшихся и павших за свободу Родины.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я приглашаю вас на экскурсию по нашему городу, но экскурсия эта будет необычной. Мы с вами посетим памятники ВОВ нашего города. Ребята, как люди сохранили память об этом страшном времени? (ответы детей) Правильно, благодарные люди поставили памятники воинам - освободителям. Их очень много: памятник воину - освободителю с девочкой на руках в Берлине (показ иллюстраций, неизвестному солдату в Москве (показ иллюстраций) и многие другие во всех уголках нашей Родины. Как вы думаете, в нашем городе есть еще памятники? (ответы детей). Да, есть. И их достаточно много.
22 июня 1941 года в 14 часов местного времени тюменцы услышали по радио о нападении Германии. В военкоматы пришли тысячи добровольцев. Уходили на фронт отцы, братья сыновья. Оставались в тылу женщины, дети, старики. Ребята, как вы думаете, легко ли жилось? Тяжелая доля выпала на их судьбу: им приходилось выращивать хлеб, овощи, скотину, чтобы обеспечить нашу армию продовольствием (воспитатель демонстрирует иллюстрации).
Воспитатель: Тюмень делала снаряды, минометы, армейские мотоциклы и аккумуляторы, электрооборудование для автомашин и танков, лекарственные препараты, обувь, обмундирование. К станкам встали женщины, подростки, дети. Рабочий день длился по 12-18 часов. Подростки в 15-16 лет становились профессиональными слесарями, токарями, сборщиками. Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. С Керченского завода в Тюмень прибыл эшелон с семнадцатью недостроенными торпедными катерами. В городах-героях Ленинграде, Севастополе, Новороссийске тюменские торпедные катера подняты на пьедесталы.
А чем занимались люди, которые остались в тылу, далеко от линии фронта?
Дети: Они работали, растили детей, ухаживали за стариками.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, легко ли было в тылу? (Ответы детей)
А как вы понимаете слово тыл?
И в память о тружениках тыла в городе по улице 30 лет Победы установлен памятник Труженикам тыла в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
В скульптурную композицию входят несколько фигур: работница завода, воин-инвалид, инженер и хрупкий мальчик, который держит книгу, взгляд его устремлен в будущее, к знаниям. Скульптуры выполнены с поднятыми вверх руками, на которых они удерживают строительный блок. С двух сторон блока имеются памятные надписи : «Всё для Победы», с другой стороны - «Всё для фронта». Позади скульптурной группы установлена состоящая из таких же блоков стела, на которую нанесены названия предприятий, работавших в Тюмени во время войны.
Воспитатель: Ребята, хотите, и мы с вами станем тружениками тыла и соберем торпедные катера для отправки на флот? (Дети из разрезных картинок подгруппами составляют изображения торпедных катеров)
Продолжим, ребята, нашу экскурсию?
Воспитатель: И мы с вами подъезжаем к следующему памятнику. Памятник легендарному советскому разведчику Николаю Ивановичу Кузнецову
Николай Иванович Кузнецов - это профессиональный советский разведчик, который во время Великой Отечественной войны находился на оккупированной территории в тылу врага под городом Ровно и вел разведывательную и подрывную работу в составе партизанского отряда. Был убит под Львовом на территории Украины во время проведения военных действий. Памятник установлен на улице Республики у дома N7.
Воспитатель: Ребята, а кто такой разведчик? Чем он занимался (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте с вами разомнемся
Физминутка «Наша Армия» :
Ровным строем мы идём - раз, два, три! (Марш на месте, махи руками, согнутыми в локтях)
В барабаны звонко бьём- раз, два, три! (Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)
Мы летим, как самолёт-раз, два, три! (руки в стороны, раскачивание)
Ускоряется полёт-раз, два, три! (ускоряем движение)
Пересели в вертолёт-раз, два, три! (руки перед собой, изображаем пропеллер)
Поднимает вверх пилот - раз, два, три! (медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер)
Поплывем на корабле - раз, два, три! (руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)
Нас качает на волне - раз, два, три! (руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)
Наши пушки метко бьют- раз, два, три! (боксирующие движения руками)
Нашей Армии салют! Раз, два три! (Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями)
Воспитатель: Продолжаем, нашу экскурсию.
(Раздается гудок паровоза. Воспитатель демонстрирует изображение «Железнодорожная станция Тюмень»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где мы с вами оказались?
Дети: На вокзале.
Здесь установлен памятник железнодорожникам фронта и тыла. Неоценимый вклад в дело Победы внесли железнодорожники Тюмени. Десятки тысяч железнодорожников Тюмени и других регионов Свердловской железной дороги были призваны в Красную Армию. 14 железнодорожникам присвоено высокое звание Героя Советского Союза (троим — посмертно, двое стали кавалерами орденов Славы всех трех степеней. Многие защитники Отечества награждены орденами и медалями.
Воспитатель: Солдаты отправляли в тыл своим матерям, женам, сестрам письма.
Сегодня мы с вами сами попробуем сложить из листа бумаги фронтовой конверт. Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы, согнутый по диагонали квадрата сначала справа налево, затем полученный треугольник нужно было сложить слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. На наружной стороне писался адрес назначения и номер полевой почты. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось. (Дети складывают письмо-треуголку, используя схему и показ воспитателя)
.
Воспитатель: Отправляемся с вами дальше. И мы подъезжаем с вами к Мемориалу победы. Памятник воинам, умершим от ран в госпиталях Тюмени — самый старый мемориал площади.
.
Воспитатель: Погибло много людей, но память о героях будет вечно. Во всех городах горит вечный огонь. Он горит и днем и ночью, и в лютый мороз, и в летнюю жару. А теперь ребята, давайте с помощью аппликации изобразим вечный огонь. Посмотрите на образец выполненной работы.
Воспитатель: Молодцы, хорошо получилось. Старались.
Воспитатель: Мы с вами, ребята собрали целую частичку истории нашего любимого города в военное время. Теперь и вы знаете о героическом прошлом тюменцев.
А почему все люди в нашей стране свято чтут память об этой войне, почему в день 9 мая все они приходят к вечному огню и памятникам воинам-освободителям? (ответы детей).
Ребята, скажите, легко ли было бы нашим солдатам одержать победу над врагом без поддержки тыла? (Ответы детей.)
Воспитатель: Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашего края. Четыре долгих года длилась Великая Отечественная война, четыре долгих года трудились тюменцы, не жалея сил для фронта и Победы. В дни торжеств по случаю Победы у памятных мест нашего города тюменцы отдают дань уважения тем, кто сражался на фронтах и ковал Победу в тылу, – всем, кому мы должны быть благодарны за саму возможность мирной жизни.