Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС

Тарасова Ольга Карповна
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС

Выступление на тему:

«Духовно – нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГО С».

В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии. Перед школой, семьёй ФГОС второго поколения ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах

В рамках новых стандартов усилилась воспитательная составляющая образования. В моей работе это всегда носило приоритетный характер. За многие годы сложилась система воспитательной работы, в которой значительное место занимало духовно-нравственное направление. Но если ранее, я определяла критерии результативности воспитательной работы исходя из собственной системы ценностей, своего видения нравственного идеала, то теперь эта работа направлена на достижение модели выпускника начального общего образования, которая отвечает требованиям ФГОС.

Развитие ребенка, в том числе его системы нравственных ценностей, происходит только в деятельности. Как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, занятости родителей экономическим выживанием, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей в целом – это одна из главных педагогических задач. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности. Ребенок в школе развивается в процессе разнообразной учебно-воспитательной деятельности : в процессе взаимоотношений с окружающими, в игре, в труде, на уроках».

Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле.

Так, например, при изучении раздела «Жизнь дана на добрые дела», с целью введения в тему, знакомлю детей со сказкой.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место: Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. - Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвёртую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать.. .

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь и протянула руку к девушке по имени Доброта.

Как вы считаете был ли случайным выбор девушки?

(Нет, это выбор не случаен, т. к. без доброты нельзя прожить на свете.)

Игра "Передай слово" (учащиеся по цепочке называют слова, с которыми связано это слово).

Например: душевность, помогает, облагораживает, терпение, отзывчивый, душевный, терпимый, снисходительный, поддерживает, принимает, располагает.

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, друг - это и будет проявление доброты. Совершать добрые дела надо, не задумываясь над этим.

Не случайно девушка по имени Любовь выбрала Доброту, потому что она будет хорошей подружкой на всю жизнь.

В рубрике «Наш театр» (по литературному чтению) проводится работа над инсценированием сказки – коллективная творческая игра, где у каждого есть своя роль, задача, и от того, как он её выполнит, зависит успех общего дела. Участвуя в разучивании текста, дети знакомятся с духовными и нравственными ценностями, учатся быть самим собой и «другим», проживая множество жизней. Но главное здесь – атмосфера. Она добрая, светлая, радостная, загораются глаза, рождается интерес, доверие, желание делать всё красиво. Добрая атмосфера во время работы над сказкой формирует у наших детей способности к сопереживанию, создает условия для самореализации и самоутверждения.

На уроках русского языка знакомлю детей с пословицами, поговорками, объясняю их нравственный смысл. Дети, путем подбора интересных примеров, усваивают правила русского языка, расширяют свой словарный запас.

Например, при изучении темы «Проверяемая безударная гласная в корне слова» предлагаю детям поработать с пословицей: «При солнышке светло, а при матушке – добро». Дети объясняют смысл пословицы и отвечают на вопросы учителя.

- Что общего между солнечным светом и любовью матери? Идет работа над развитием речи обучающихся.

- Назовите слова, в которых встретилась проверяемая безударная гласная в корне слова (светло, добро). Затем предлагаю детям работу в парах: у каждого на столах листы с изображением солнца. Необходимо написать на лучах солнца материнской любви качества мам, от которых им становится тепло и светло. Дети в паре находят слова на изученную орфограмму, обозначают ее в словах. Затем предлагаю: «Какие прекрасные качества появились у вас под воздействием лучей солнца?». Дети записывают данные качества в тетради, обозначая изученные орфограммы.

При изучении частей речи использую игровые моменты. Дети разделены на группы.

Предлагаю прочитать слово на доске: на минутке чистописания предлагаю следующее сочетание букв: абжурд. Затем дети должны прочитать слово, которое здесь записано (дружба). Дети должны сами догадаться, что слово нужно прочитать наоборот.

Игра «Ассоциация».

Учитель: К слову "ДРУЖБА" вам нужно подобрать глаголы, имена существительные и прилагательные, с которыми ассоциируется у вас это слово. Какая группа в течение двух минут подберет больше слов, та и выигрывает.

ДРУЖБА

1 группа 2 группа 3 группа

общаться советоваться заботиться

дружить помогать интересоваться

верный преданный настоящий

внимание поддерживать надежный

и. т. д.

- А теперь к этому же слову подберите однокоренные слова.

Ученик: Дружба - дружить, дружный, дружеский, дружественный, дружок, дружелюбный, дружище.

У данных слов определите части речи.

На уроках окружающего мира вместе знакомимся с устным народным творчеством своего и других народов, разучиваем старинные народные игры. Именно в них отображается образ жизни людей, труд, уклад, представление о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребёнка обретать гармонию с окружающим миром. Народные игры в комплексе с воспитательными средствами способствуют формированию развитой, активной личности.

В 3 классе, изучая тему «Мир природы в народном творчестве» дети знакомятся с одной из песенок – игр, похожих на цепочку, «Куда едешь. Фома?» Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которых были юноши или девушки на выданье.

- Тук-тук под окном: «Куда, Фома, едешь?» - Еду сено косить». - Зачем тебе сено?» - «Корову кормить». – «Зачем тебе корова?» - «Молочко доить». – «Зачем тебе молочко?» - «Детушек поить». – «Зачем тебе детушки?» - «Ягодки собирать». – «Зачем тебе ягодки?» - «Пироги печь». – «Зачем тебе пироги?» - «Столы накрывать, сына женить!»

Далее дети по образцу песенки составляют цепочку вопросов, используя знания о природе и жизни людей своего края.

Также на уроках знакомимся с праздниками разных народов. Во 2 классе, при изучении темы «Календарь – хранитель времени, страж памяти» дети узнают, что у мусульманского народа есть праздник УРАЗА БАЙРАМ – это праздник сладостей. Длится он три дня. В каждой семье готовят вкусные праздничные кушанья. В эти дни собирают родственников, дарят подарки родным, друзьям. Ведь самая большая радость для человека делиться всем, что имеешь с другими людьми. У ребят формируется устойчивый интерес к культуре родной страны и к культуре других народов, создаётся эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств

При изучении темы «Мы в семье» обращаю особое внимание на роль отца в семье. К сожалению, последнее время утрачивается роль отца, как главы семейства. Одни уходят из семьи, другие ссылаются на занятость в работе. В результате чего папы остаются в стороне от воспитания своих детей. Теряется, конечно, в глазах детей и авторитет отца. Для того, чтобы поднять авторитет отца, укрепить семейные отношения, предлагаю детям следующее задание.

На доске цитата «Один отец значит больше ста учителей». Класс делится на группы. Каждая группа должна доказать, что отец – настоящий учитель, и что есть знания, которые может передать детям только отец. Дома дети должны подумать и перечислить, какими бывают глаза отца, когда он смотрит на своих детей и предлагаю их нарисовать.

При закреплении изученного материала предлагаю детям послушать внимательно сказку и попробуйте предположить, что ответил мудрец.

Сказка «Талисман»

Принц с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать, будут ли они так же счастливы всю свою жизнь. Поэтому и стали они мечтать о талисмане, который оградил бы их от всяческих огорчений в супружестве. А были они наслышаны об одном человеке; жил этот человек в лесу, и все уважали его за мудрость. В любой беде и во всяком затруднении мог он дать дельный совет. Отправились к этому мудрецу принц с принцессой и рассказали ему обо всем, что у них было на душе. Выслушал их мудрец и сказал:

- Ступайте странствовать по белу свету, и как встретятся вам счастливые и всем довольные муж с женой, попросите у них лоскуток исподнего, а как раздобудете такой лоскуток, носите его всегда как талисман. Это средство испытанное.

Сели принц с принцессой на коней и отправились в путь; вскоре услыхали они от людей об одном знатном рыцаре, который будто бы жил со своей женой счастливее всех других. Поехали они к нему в замок и стали сами супругов расспрашивать, правда ли они так довольны своей жизнью, как говорит про то молва.

— Всё правда, — ответили те, — одно только горе: детей у нас нет!

Стало быть, здесь искать талисман было нечего, пришлось принцу с принцессой отправиться дальше на поиски счастливых и всем довольных супругов.

И вот приехали они в город, где, по слухам, был один честный горожанин, который жил со своей женой в мире, любви да согласии. К нему-то они и пошли и точно так же спросили, правда ли он так счастлив в браке, как о том рассказывают.

— Да, уж что правда, то правда! — ответил муж. — Живем мы с женой душа в душу, вот только детей у нас многовато, а с ними много у нас и забот и горя!

Стало быть, и у него искать талисман было нечего, и принц с принцессой отправились дальше, расспрашивая повсюду, не слыхал ли кто про счастливых и довольных супругов. Но такие все не объявлялись.

Однажды, едучи полями и лугами, увидали они и неподалеку от дороги пастуха, который весело играл на свирели. И видят, что к пастуху идет женщина с грудным младенцем; другого ребенка, мальчика, она ведет за руку. Как только пастух заметил женщину, он пошел к ней навстречу, поздоровался, взял малютку и. стал целовать и ласкать его. А собака пастуха, прыгая и лая от радости, подбежала к мальчику и лизнула ему ручонку. Меж тем жена пастуха достала глиняный горшок, который принесла с собой, и сказала:

— Иди-ка, отец, поешь. Муж сел на землю и принялся за еду, но первый кусок он отдал малютке, а второй разделил с мальчиком и собакой. Все это видели и слышали принц с принцессой. Подошли они поближе и заговорили с мужем и женой:

— Уж вы-то, наверное, самые что ни на есть счастливые и довольные супруги?

— Да, уж, что правда, то правда, — ответил муж. — Слава Богу. На свете нет ни одного принца с принцессой счастливее нас.

— Знаете что, — сказал тогда принц, — помогите нам, вы об этом не пожалеете! Дайте нам по лоскуточку от рубашки, которую вы носите на теле!

При этих словах пастух с женой как-то чудно переглянулись. А пастух сказал:

— Видит Бог, мы бы рады дать вам не то что по лоскутку, но и целую сорочку, будь она у нас. Но у нас и тряпки-то никакой в доме нет.

Пришлось принцу с принцессой отправиться дальше несолоно хлебавши. Под конец долгие напрасные скитания им наскучили, и они повернули домой. Когда принц с принцессой проезжали мимо хижины мудреца, они упрекнули его за то, что он дал им такой плохой совет, и рассказали про свое путешествие.

Улыбнулся на это мудрец и сказал:

— Неужели вы и вовсе понапрасну съездили? Разве не вернулись вы домой умудренные опытом?

— Да, — ответил принц, — я узнал, что счастье и довольсто своей судьбой — редкий дар на этом свете!

— А я, — сказала принцесса, — поняла: чтобы быть счастливым, нужно только одно — быть счастливым!

Протянул тут принц принцессе руки, и поглядели они друг на друга с такой нежной любовью! Благословил их мудрец и сказал:

- Как вы думаете, что сказал мудрец семейной паре?

- Послушайте, что ответил на самом деле мудрец.

- В вашем собственном сердце вы отыскали истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух неудовлетворенности никогда не овладеет вами (слайд).

- Как вы думаете, существует ли на самом деле талисман семейного счастья?

- В чём заключается счастье семьи? В здоровье, в богатстве или в чём-либо ещё?

- Сейчас закройте глаза, представьте или помечтайте о своей счастливой семье.

Перед вами большое сердце счастливой семьи и карточки со словами. Вам нужно выбрать и наклеить в сердце те сокровища, которые бы вы хотели, чтобы вам подарил волшебный талисман. Дети работают в группах.

- Давайте посмотрим на сокровища, которые вы выбрали для счастливой семьи.

- Итак, счастливая семья, это та семья, в которой есть уважение, терпение, любовь и. т. д. (слайд).

- Сейчас я вам предлагаю зажечь волшебный талисман счастья и под его сияние загадать самое заветное желание для своей семьи.

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств». Хочется верить, что именно школа и педагог посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств» и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Опубликовано: 19 января 2020 в 10:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД