МААМ-картинки

Консультация «Двигательная деятельность как средство развития речи у детей с ОНР»

Светлана Смирнова
Консультация «Двигательная деятельность как средство развития речи у детей с ОНР»

Разработали: Учителя-логопеды - Смирнова С. Н., Рябоконь Ю. С.

I. Особенности детей с ОНР и специфика организации работы в логопедической группе

Мы работаем с детьми общим недоразвитием речи. Особенностями наших детей является отставание не только в речевом, но и в двигательном развитии. Кроме того, у многих из них синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Публикация «Консультация „Двигательная деятельность как средство развития речи у детей с ОНР“» размещена в разделах

Попадая в логопедическую группу, у ребёнка возрастает учебная нагрузка и количество поступающей информации. Следовательно, происходит увеличение напряжённости нервной системы, дети становятся более расторможенными, ещё более активными и менее внимательными.

Поэтому логопедическая работа должна быть направлена не только на формирование основных компонентов речевой системы, но и способствовала сохранению и укреплению здоровья детей. А этому способствует двигательная деятельность, которая тесно связана с речью.

II. Взаимосвязь функций речи и руки.

1. Природа речи.

О тесной взаимосвязи функций речи и руки говорят наблюдения невропатологов и дефектологов, в пользу этого факта говорит происхождение и природа речи.

Учеными были изучены европейские языки, развитие речи у детей, ее нарушения, деятельность аппарата речи. Было выяснено, что для усвоения названий предметов, понятий, действий, для формирования представлений о предметах очень большое значение имеют действия с ними.

В интересных опытах Г. М. Ляминой было показано, что даже в полтора-два года дети с трудом связывают слово с предметом, если они только видят его. Совсем иначе идет обучение тогда, когда детям дают поиграть называемым предметом, — в таких случаях малыши усваивают названия очень быстро и хорошо запоминают их.

Давно заметили и психологи, что дети раньше начинают называть те предметы, с которыми они производят какие-нибудь действия.

Например, слово «чашка» появляется раньше, чем слово «сахарница», так как чашку ребенок держит в руках каждый день, а сахарницу трогать ему не дают. В чашке малыш довольно быстро узнает слово «ручка» (за которую он берется, но очень долго не говорит слово «дно».

Были проведены опыты для сравнения роли двигательных условных реакций и зрительных. У детей формировали обобщающее значение слова «КНИГА».

В одной группе предъявляли на одну книгу 20 условных двигательных рефлексов на словесные команды («Возьми книгу!», «Дай книгу!» и т. д.).

А во второй — 20 зрительных условных рефлексов: говоря одну и ту же фразу: «Вот книга!» — ребенку показывали по очереди 20 разных по формату и цвету книг.

Таким образом, в первой группе зрительные раздражители были однообразны, действия же с предметом были многочисленны и различны по характеру.

Во второй группе, наоборот, зрительные воздействия были разнообразны, а действие с предметами — одно и то же.

При контроле оказалось, что для детей первой группы слово «книга» стало обобщающим сигналом, а для детей второй группы — нет.

Из чего заключили, что двигательные связи оказываются даже сильнее зрительных.

Эту же мысль доказывают следующие примеры:

• Нередко в семье бывает так: с ребенком много разговаривают, поют ему песенки, а когда он подрастает — без конца читают ему книги. Как будто создаются благоприятные условия для развития речи малыша. Между тем результат часто оказываются далеко не блестящими.

Самостоятельность ребенка заключается не в том, что он тихо сидит, предоставленный самому себе, мало кричит, а в том, чтобы он научился нужным действиям с предметами (эти же действия нужны и для развития его мышления и речи).

Сам ребенок все это не освоит, ему надо показать даже самые простые действия. Ребенок может играть самостоятельно, но его надо этому научить.

2. Роль движения

Рассмотрим подробнее роль движения. Сеченов предполагал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя; можно нюхать, не слушая и не глядя, но ничего нельзя делать без движения! Действительно, глаза обращаются в сторону предмета, обегают его контур, следят за его перемещением — а это все движения. Звуки тоже вызывают движение в сторону источника звука, происходит настройка мышц гортани на тональность действующих звуковых раздражителей и т. д.

1). Связующая функция двигательной области головного мозга

Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие — зрительное, звуковое, осязательное — обязательно вызовет повышение возбудимости двигательной области головного мозга. Изучая на детях этот вопрос, ученые сопоставляли роль зрительных, слуховых и двигательных ощущений в процессе формирования образа предмета. Выяснилось, что всякое ощущение по своей природе смешанное (как это и предполагал Сеченов) — к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими.

Поэтому, когда ребенок видит предмет, получает осязательные ощущения и т. д., в его мозгу вспыхивает целая мозаика возбужденных очагов, и главенствующими будут те, которые возникают в двигательных проекциях мышц глаз, шеи, рук и т. д. Очаги возбуждения в собственно зрительных, слуховых зонах, зонах кожной чувствительности и т. д. будут слабее. При объединении ряда ощущений от предмета в единый образ слияние (синтез) происходит прежде всего в двигательной проекционной области, двигательные компоненты всех полученных зрительных, слуховых и других ощущений связываются в первую очередь. Слияние в образ других элементов — зрительных, слуховых и т. д. — происходит позже.

За последние годы получено много фактов в исследованиях на животных и на взрослых людях, которые показывают, что именно в двигательной области объединяются нервные импульсы со всех органов чувств. Эту очень важную роль двигательной области Сеченов тоже предвидел: он писал о том, что «мышечное чувство", по-видимому, имеет связующую функцию, благодаря чему становится возможным объединение всех других ощущений в комплексы.

Таким образом, мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое.

2). Роль мышечных ощущений, возникающих при артикуляции

Великие русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Использование мышечных ощущений с речевого аппарата помогает в развитии речи ребенка.

У маленьких детей звукоподражание возникает только в том случае, если ребенок видит мимику взрослого и воспроизводит ее. К 7-месячному возрасту имитация мимики ослабевает. У годовалых и более старших детей получить нервные импульсы с органов артикуляции очень трудно. Поэтому необходимо искать дополнительные возможности.

3). Зависимость развития моторной речи от развития общей моторики

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, ее частью. Исходя из предположения, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом, учеными были проведены следующие наблюдения за неговорящими детьми в возрасте 1 года 1 месяца — 1 года 3 месяцев. Первой группе (9 детей) была дана возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу. Остальные (10 детей) находились в обычных условиях, т. е. период бодрствования проводили в манеже, где их движения были ограничены. В обеих группах ежедневно с каждым ребенком проводились двухминутные занятия по развитию речи. Оказалось, что дети 1-й группы стали делать попытки к звукоподражанию на занятиях в среднем на 7-й день, но эти звукоподражания были слабыми и стереотипными — например, взрослый говорил: «ав-ав», «му-му», «га-га» и т. д., а ребенок на все отвечал одним и тем же тихим звуком «а-а-а» или «у-у-у». К 20-му дню занятий стали появляться попытки более точного звукоподражания.

Во 2-й группе голосовые реакции возникли в среднем на 13-й день, т. е. вдвое позже, тоже были слабы и непостоянны, носили стереотипный характер; после 30 дней занятий существенных изменений отметить не удалось.

Сравнение результатов, полученных в обеих группах, показало, что возможность свободного передвижения, которую имели дети 1-й группы, несколько облегчила возникновение звукоподражания. Однако успех был меньше, чем ожидалось.

4). Зависимость развития моторной речи от развития мелкой моторики

Возвращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

Для изучения этого вопроса большую работу провела Л. В. Фомина. В доме ребенка были взяты группы детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев, в каждой группе занятия велись по своему плану. При тренировке тонких движений пальцев рук звукоподражание удалось получить намного раньше (в 7 раз быстрее, чем в других, и оно оказалось более совершенным.

Таким образом если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, а если же развитие пальцев отстает — отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

Кроме того, известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась незатронутой. В конце прошлого столетия были описаны случаи поражения лобной области левого полушария без потери речи. Когда такие случаи тщательно изучили, то оказалось, что эти больные — левши, и моторная речевая зона у них находится в правом полушарии. Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки. Это доказано и при изучении строения мозга.

У ребенка-правши на протяжении первых двух лет жизни происходит усиленный рост речевой моторной области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у левши — в правом.

Очень интересные наблюдения сделаны дефектологами. Установлено, что грубая переделка левши в правшу в большинстве случаев приводит к заиканию и другим расстройствам речи.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с другими людьми с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой тактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинают обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые «разговаривали» крупными жестами, поддаются обучению с трудом — оно требует многих и многих месяцев. А дети, которые ранее «разговаривали» пальцами, очень легко и быстро овладевают звуковой речью.

3. Ход развития движений пальцев рук и речи (в истории человечества и развитии речи ребенка)

1). Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки — она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью.

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

• Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития».

• Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

• Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

2). Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

• В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, само захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7-м — появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д. В 8—9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т. д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше) начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

Движения пальцев рук совершенствуются в процессе развития ребенка. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим — с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.

4. Влияние тренировки пальцев рук на созревание речевой функции

В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенное Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

У правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона,

а в левой височной области — сенсорная речевая зона. Если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активизацию в правом полушарии.

Л. А. Панащенко в доме ребенка наблюдались дети первых недель жизни. У 6-недельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировали правую руку, у других — левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных (т. е. производимых не самим ребенком, а взрослым) сгибаниях и разгибаниях пальчиков. Через месяц и через два месяца после начала такой тренировки повторно записывали биотоки мозга и математическими методами вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты (что является показателем созревания коры мозга). Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца — и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке!

Описанные данные электрофизических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вывод:

Естественно, что этот факт, также как и факты, представленные выше, должны использоваться в работе с детьми. Именно этим и был обусловлен выбор нами данной темы.

III. Организация работы на координацию речи с движением

Работая с детьми над речью, мы проводим упражнения на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: образовательную деятельность (ОД, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, занятия по физической культуре. В процессе практической работы нами были подобраны и систематизированы игры для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера; которые включаются в различные виды детской деятельности.

Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с ОНР является – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, четкой речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

Их практическое применение направлено на решение следующих задач:

- формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;

- развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;

- развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи;

- развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;

- формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;

- активизация речевых процессов;

- воспитание умения работать сообща в коллективе.

IV. Упражнения на координацию движений

1. С артикуляционной гимнастикой

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических, органов дыхания. Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

2. С пальчиковой гимнастикой

Привычный набор занятий по развитию мелкой моторики – это, конечно же, плетение, лепка, нанизывание на нитку бусин и колец, шнуровка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении всех перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Ест ли ребенок, рисует ли, жестикулирует ли — работают большой, указательный и средний пальцы. Эти три пальца, смежную с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле можно обозначить как социальную зону руки. Два последние пальца — безымянный и мизинец — находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, не используя их в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность методики.

В привычном наборе занятий по развитию тонкой моторики в основном используются движения сжатия, лишь изредка — растяжения и почти никогда — расслабления. Этот «перекос» и может приводить к повышению тонуса пальцев ребенка. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка всех трех типов составляющих — и сжатия, и растяжения, и расслабления.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» упражнения должны быть построены таким образом, чтобы:

• сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти;

• использовались изолированные движения каждого из пальцев.

3. С развитием общей моторики

(используем на этапе физкультминутки)

1). Упражнения по методике «Расскажи стихи руками»

Живой интерес вызывает у детей «рассказывание» стихов с помощью рук. Это повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания; способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, развитию координации движений, воображения, образности мышления.

2). Упражнения на координацию речи с движением

Стихотворный текст является ритмической основой для выполнения движений, а двигательный компонент помогает лучше запомнить текст самого стихотворения. Ритм стихотворной строки согласовывается с движениями рук, ног, туловища, с помощью чего нормализуется темп и ритм речи, развивается словарь.

3). Ролевые стихи (двигательно-речевые миниатюры)

Образные двигательно-речевые миниатюры, которые можно охарактеризовать как ритмические упражнения, помогут преодолеть недостатки, как в области совершенствования движений, так и в речевой области.

4). Игровой массаж

Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.

4. Со скороговорками и чистоговорками

Используем на групповых занятиях – подобраны к каждой лексической теме. А так же на индивидуальных занятиях – на этапе автоматизации звуков.

V. Взаимосвязь с другими специалистами детского сада

Специфика работы в нашей группе предполагает тесное сотрудничество с воспитателями, музыкальным и физкультурным руководителем, психологом. И такая преемственность в работе позволяет создать условия для систематической, планомерной, результативной работы и добиться положительных результатов.

Публикации по теме:

Двигательная активность как средство физического и психического развития детей Двигательная активность – средство физического и психического развития детей. Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной.

Театральная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста «Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная,.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Театрализованная деятельность в детском саду позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Благодаря театру ребенок познает мир.

Консультация для родителей «Игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Игра как средство развития речи у дошкольников В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером.

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников» Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников» Подготовил: воспитатель.

Консультация для родителей Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей Консультация для родителей Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей Речь – это способность говорить, выражать словами свою.

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи детей» «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества.

Опыт работы «Игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» .

Родительское собрание в средней группе «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»Родительское собрание в средней группе «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Родительское собрание в средней группе : «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Речь – это.

Консультация «Словесные игры как средство развития речи детей» Тема: «Словесные игры как средства развития речи детей» Актуальность: Игра основной вид деятельности дошкольного возраста. В игре ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Двигательная деятельность как средство развития речи у детей с ОНР»
Опубликовано: 2 июля 2019 в 10:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД