Папки-передвижки

Конспект занятия по мотивам искусства орнамента разных народов «Есть у солнышка друзья»

Ольга Козыркина
Конспект занятия по мотивам искусства орнамента разных народов «Есть у солнышка друзья»

Методическая разработка на тему

«Есть у солнышка друзья»

по формированию образов – символов узоров

(по мотивам искусства орнамента разных народов)

Козыркина Ольга Альбертовна,

воспитатель МДОУ «Детский сад № 2

компенсирующего вида для детей

с нарушением речи» г. Чебоксары

\

Чебоксары 2016

Программное содержание

Изобразительные задачи

Публикация «Конспект занятия по мотивам искусства орнамента разных народов „Есть у солнышка друзья“» размещена в разделах

• Учить детей созданию художественно-выразительного образа Солнца на основе элементов декоративно-прикладного искусства разных народов

Технические задачи

• Закреплять технику использования трафаретов в рисовании.

Упражнять детей в комбинировании уже знакомых способов рисования: карандашами, фломастерами, красками, пальчиками, поролоном.

Развивающие задачи

• Познакомить детей с орнаментальными образами - символами солнца в декоративно-прикладном искусстве народов России.

• Расширять представления детей об особенностях культуры, быта и жизни разных народов России.

• Стимулировать самостоятельность при выборе изобразительных средств для своей работы, поощрять творческий подход.

Воспитательные задачи

• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к родному народу и людям ближайшего национального окружения.

• Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству разных народов.

Словарная работа

Солнце, Земля, Республика Башкортастан, Удмуртская республика, республика Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика, лучи, сияет, светит.

Индивидуальная работа

• Напомнить, что после рисования пальчиками необходимо вытереть пальцы салфеткой.

• Обратить внимание на разнообразие и вариативность изобразительных материалов и трафаретов.

• Обсудить способы расположения трафаретов на полоске бумаги.

Демонстрационный материал

• Глобус.

• Фонарик.

• Иллюстрации с разными вариантами изображения Солнца у разных народов.

• Ноутбук.

• Диск с музыкой.

«Солнце» без лучиков.

Раздаточный материал

• Палитры с гуашью разного цвета.

• Фломастеры.

• Цветные карандаши.

• Баночки с водой.

• Восковые мелки.

• Трафареты с изображением Солнца.

• Полоски бумаги для рисования.

«Разрезные картинки» - изображения Солнца.

• Влажные салфетки.

• Кусочки поролона в держателях для бумаги.

• Иллюстрации Солнца.

Методические приемы

• Художественное слово-загадка о Солнце.

Вопросы к детям: За что мы должны «благодарить» Солнце? Что происходит на Земле благодаря Солнцу? Как Солнце влияет на нашу жизнь?

• Легенда о Солнце.

• Экспериментальная деятельность-проведение опыта с глобусом и фонариком.

• Рассматривание «портретов» Солнца разных народов (республики Башкортостан, Удмуртской республики, республики Мордовия, Татарстана, Чувашской республики).

• Комментарии педагога по поводу изображений Солнца.

• Упражнение «Собери картинку» - собрать разные изображения Солнца из частей.

• Поощрения педагога в адрес детей.

Уточнение: «Как мы будем пользоваться трафаретом? Чем будем закрашивать?»

• Напоминание педагога о наличии на столах изображений Солнца : «Если вы забыли, как изображали Солнце разные народы, то у вас на столе есть «подсказки». Можно посмотреть и вспомнить».

• Выбор детьми изобразительного материала для своей работы и организация своего рабочего места.

• Пальчиковая гимнастика.

• Индивидуальная помощь педагога.

• Инструкции, напоминания по поводу различных техник и последовательности работы.

Поощрения педагога: Какие молодцы! Настоящие художники и умельцы! Ваши Солнца получились яркими, красивыми.

• Физкультминутка.

• Просмотр на ноутбуке презентации, где представлены предметы декоративно-прикладного искусства, геральдики разных народов.

Подведение итогов по просмотренному материалу: «Вы видите, что каждые народы чтят и уважают Солнце и используют его изображение в вышивке, в росписи, на гербах и флагах.

• Сюрпризный момент - изображение Солнца без лучей.

Проблемная ситуация: «У нашего Солнца нет лучей. Что же нам делать?»

• Совместная работа – собрать лучики к Солнцу из нарисованных детьми полосок.

Анализ детской деятельности: «Какое яркое Солнце у вас получилось! Молодцы! А какие лучи вы нарисовали: разные, теплые, ясные! Пусть это Солнышко вас согревает и вам путь освещает!»

Художественное слово: стихотворение о Солнце.

Ход занятия

Педагог загадывает загадку:

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все. (Солнце)

-Сегодня мы с вами поговорим о самой большой звезде по имени Солнце. Как вы думаете, за что мы должны «благодарить» Солнце?

(Ответы детей)

- Друзья, я расскажу вам одну легенду о Солнце. Садитесь поудобнее и послушайте.

(Дети садятся на ковер)

«Давным-давно на Земле было много солнц. У каждого народа было свое солнце, и люди не знали, что такое ночь, холод, жили всегда в тепле и при свете. Солнца всегда были на небосклоне и никогда не заходили. Но скоро люди стали завидовать друг другу и им захотелось заполучить солнца друг у друга. И вот тогда Солнце обиделось на людей, забрало у них их солнца и осталось одно. Одно для всех. И тогда люди узнали, что такое вечер, ночь, восход и закат. У разных народов это происходит по-разному : когда у одного народа день, у другого народа наступает ночь».

- Я предлагаю вам посмотреть, как это происходит (педагог проводит эксперимент с глобусом и фонариком). Когда Солнце встает в одном месте, там наступает утро, а в другом месте на нашей Земле ночь.

- После того, как Солнце осталось одно на Земле, люди стали его уважать и ценить, слагать в его честь стихи, песни и «писать» портреты Солнца. И у каждого народа портреты получались различные. Вот, посмотрите, какие портреты у них получились.

(Педагог показывает изображения Солнца республики Башкортостан, Удмуртской республики, республики Мордовия, Татарстана, республики Чувашия). И все народы в своих «портретах» славили Солнце, благодарили его за тепло и свет.

- Сегодня мы с вами тоже попробуем «написать» портреты Солнца, но сначала «познакомимся с ними поближе».

(Дети подходят к столу, и педагог предлагает собрать изображения Солнца из разрезных картинок)

- Вот мы с вами и потренировались, теперь проходите к столу, присаживайтесь, будем рисовать.

(Дети садятся за столы, где расположены полоски бумаги и трафареты разных изображений Солнца)

- Обратите внимание, на ваших столах лежат трафареты, которые надо будет расположить на полоске и «заполнить», т. е. закрасить (педагог напоминает, как пользоваться трафаретом: приложить и прижать одной рукой, а другой закрашивать)

- А чем вы будете закрашивать, выберите, пожалуйста, сами.

(Дети рассматривают, выбирают изобразительный материал и организуют свое рабочее место)

- Все к работе у нас готово. Потренируем наши пальчики.

(Проводится пальчиковая гимнастика)

Один, два, три, четыре, пять, - соединяем поочередно

пальчики, начиная с большого

Вышло солнышко играть. - соединяем пальцы обеих

рук в «солнце» (круг)

Целый день оно играло, - «играем» пальчиками

Ну а к вечеру устало. - пальцы в «замок»

Один, два, три, четыре, пять, - соединяем поочередно

пальчики, начиная с мизинца

Солнце спряталось опять. – пальцы в «замок»

- Ну вот, теперь ваши пальчики готовы. Можете приступить к работе.

Дети рисуют, педагог осуществляет индивидуальную работу, помощь.

-Какие молодцы! Настоящие художники и умельцы! Ваши Солнца получились яркими, красивыми. Оставьте их, чтобы они немного подсохли, а мы с вами отдохнем.

(Дети выходят из-за столов, проводится физкультминутка)

Ночью Солнце отдыхало, - дети присели

Утром на востоке встало. - встают

И с солнечными зайчиками - дети «ловят» солнеч-

ных зайчиков

Играли девочки и мальчики.

Бегали, скакали - бегают, скачут на месте

И даже приседали. - приседают

Ходили друг за другом -ходьба по кругу

Большим и ровным кругом.

До вечера играли - приседают

Присели, когда устали.

И Солнце отправилось спать - машут рукой и

Чтоб завтра встретить нас опять. «засыпают»

-У вас получились ясные и яркие Солнца. Вот такими изображениями Солнца люди разных народов украшали одежду, головные уборы, флаги и гербы.

(Педагог предлагает вниманию детей презентацию, где показаны предметы декоративно-прикладного искусства, геральдики разных народов)

-Вы видите, что каждые народы чтят и уважают Солнце.

-У меня для вас есть еще один сюрприз. (Педагог показывает Солнце, где нет лучиков)

-Теперь у нас тоже есть Солнце, но только у него нет лучей. Что же нам делать? (Предложения детей)

-Я предлагаю наши нарисованные полоски превратить в лучики к нашему Солнцу.

(Дети совместно с педагогом «собирают» Солнце)

- Какое яркое Солнце у вас получилось! Молодцы! А какие лучи вы нарисовали: разные, теплые! Пусть это Солнышко вас согревает и вам путь освещает!»

Мы много солнц нарисовали -

Из них один портрет создали,

Стало в комнате светлей,

Сразу стало веселей.

Я скажу вам, не тая -

Жить без Солнца нам нельзя!

Детям предлагается выбрать место в групповой комнате, куда они поместят свое Солнце.

Публикации по теме:

«Есть у солнышка друзья…» Конспект открытого музыкального занятия в младшей группе«Есть у солнышка друзья…» Конспект открытого музыкального занятия в младшей группе Конспект открытого Музыкального занятия в младшей группе «Капитошки»Тема: «Есть у солнышка друзья…» Цель:- создание условий для развития.

Конспект занятия «Если есть друзья» Конспект занятия «Если есть друзья» Цель: Развития зрительной и словесной памяти, мышления. Стимулирования речевой активности детей. Воспитания.

Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы)Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы) Цель: расширить представления детей о международных праздниках разной направленности. Задачи: - обогащать первоначальные представления.

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группыКонспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группы Тема: «Путешествие вокруг земли» Цели: 1. Познакомить детей с культурой и традициями народов разных стран («Познавательное развитие») 2. Уточнить.

Познавательное мероприятие «Традиции чаепития у разных народов» Задачи:1. Дать элементарные представления о странах,где выращивают чай и где этот напиток считается лучшим. 2. Продолжать совершенствовать.

Проектная деятельность в старшей группе «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем» Вид проекта: познавательно – творческий; Длительность проекта: сентябрь – апрель; Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста,.

Развлечение «Есть у солнышка дружок» Цель: Создать радостную праздничную атмосферу. Вызвать желание принимать активное участие в празднике. Задачи: Стимулировать совместную.

Рисунки детей в разных техниках изобразительного искусстваРисунки детей в разных техниках изобразительного искусства Рисунок с использованием восковых мелков или свечи. Пальчиковая живопись. Пальчиковая живопись. Кляксография. Мокрый рисунок. Рисунок.

Выпускной бал «Путешествие по школам разных времен и народов» Ведущий 1: Когда приходит этот день, нам в детский сад идти не лень. Вдвойне торопимся, спешим, друг другу «здравствуй» говорим. И сердце.

Выступление на семинаре «Формирование толерантного отношения у дошкольников к людям разных народов»Выступление на семинаре «Формирование толерантного отношения у дошкольников к людям разных народов» Выступление музыкального руководителя на семинаре по теме «Формирование толерантного отношения у дошкольников к людям различных национальностей».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по мотивам искусства орнамента разных народов «Есть у солнышка друзья»
Опубликовано: 14 сентября 2017 в 14:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД