Приложение МААМ

Конспект занятия по мотивам искусства орнамента разных народов «Есть у солнышка друзья»

Ольга Козыркина
Конспект занятия по мотивам искусства орнамента разных народов «Есть у солнышка друзья»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка на тему

«Есть у солнышка друзья»

по формированию образов – символов узоров

(по мотивам искусства орнамента разных народов)

Козыркина Ольга Альбертовна,

воспитатель МДОУ «Детский сад № 2

компенсирующего вида для детей

с нарушением речи» г. Чебоксары

\

Чебоксары 2016

Программное содержание

Изобразительные задачи

Публикация «Конспект занятия по мотивам искусства орнамента разных народов „Есть у солнышка друзья“» размещена в разделах

• Учить детей созданию художественно-выразительного образа Солнца на основе элементов декоративно-прикладного искусства разных народов

Технические задачи

• Закреплять технику использования трафаретов в рисовании.

Упражнять детей в комбинировании уже знакомых способов рисования: карандашами, фломастерами, красками, пальчиками, поролоном.

Развивающие задачи

• Познакомить детей с орнаментальными образами - символами солнца в декоративно-прикладном искусстве народов России.

• Расширять представления детей об особенностях культуры, быта и жизни разных народов России.

• Стимулировать самостоятельность при выборе изобразительных средств для своей работы, поощрять творческий подход.

Воспитательные задачи

• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к родному народу и людям ближайшего национального окружения.

• Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству разных народов.

Словарная работа

Солнце, Земля, Республика Башкортастан, Удмуртская республика, республика Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика, лучи, сияет, светит.

Индивидуальная работа

• Напомнить, что после рисования пальчиками необходимо вытереть пальцы салфеткой.

• Обратить внимание на разнообразие и вариативность изобразительных материалов и трафаретов.

• Обсудить способы расположения трафаретов на полоске бумаги.

Демонстрационный материал

• Глобус.

• Фонарик.

• Иллюстрации с разными вариантами изображения Солнца у разных народов.

• Ноутбук.

• Диск с музыкой.

«Солнце» без лучиков.

Раздаточный материал

• Палитры с гуашью разного цвета.

• Фломастеры.

• Цветные карандаши.

• Баночки с водой.

• Восковые мелки.

• Трафареты с изображением Солнца.

• Полоски бумаги для рисования.

«Разрезные картинки» - изображения Солнца.

• Влажные салфетки.

• Кусочки поролона в держателях для бумаги.

• Иллюстрации Солнца.

Методические приемы

• Художественное слово-загадка о Солнце.

Вопросы к детям: За что мы должны «благодарить» Солнце? Что происходит на Земле благодаря Солнцу? Как Солнце влияет на нашу жизнь?

• Легенда о Солнце.

• Экспериментальная деятельность-проведение опыта с глобусом и фонариком.

• Рассматривание «портретов» Солнца разных народов (республики Башкортостан, Удмуртской республики, республики Мордовия, Татарстана, Чувашской республики).

• Комментарии педагога по поводу изображений Солнца.

• Упражнение «Собери картинку» - собрать разные изображения Солнца из частей.

• Поощрения педагога в адрес детей.

Уточнение: «Как мы будем пользоваться трафаретом? Чем будем закрашивать?»

• Напоминание педагога о наличии на столах изображений Солнца : «Если вы забыли, как изображали Солнце разные народы, то у вас на столе есть «подсказки». Можно посмотреть и вспомнить».

• Выбор детьми изобразительного материала для своей работы и организация своего рабочего места.

• Пальчиковая гимнастика.

• Индивидуальная помощь педагога.

• Инструкции, напоминания по поводу различных техник и последовательности работы.

Поощрения педагога: Какие молодцы! Настоящие художники и умельцы! Ваши Солнца получились яркими, красивыми.

• Физкультминутка.

• Просмотр на ноутбуке презентации, где представлены предметы декоративно-прикладного искусства, геральдики разных народов.

Подведение итогов по просмотренному материалу: «Вы видите, что каждые народы чтят и уважают Солнце и используют его изображение в вышивке, в росписи, на гербах и флагах.

• Сюрпризный момент - изображение Солнца без лучей.

Проблемная ситуация: «У нашего Солнца нет лучей. Что же нам делать?»

• Совместная работа – собрать лучики к Солнцу из нарисованных детьми полосок.

Анализ детской деятельности: «Какое яркое Солнце у вас получилось! Молодцы! А какие лучи вы нарисовали: разные, теплые, ясные! Пусть это Солнышко вас согревает и вам путь освещает!»

Художественное слово: стихотворение о Солнце.

Ход занятия

Педагог загадывает загадку:

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все. (Солнце)

-Сегодня мы с вами поговорим о самой большой звезде по имени Солнце. Как вы думаете, за что мы должны «благодарить» Солнце?

(Ответы детей)

- Друзья, я расскажу вам одну легенду о Солнце. Садитесь поудобнее и послушайте.

(Дети садятся на ковер)

«Давным-давно на Земле было много солнц. У каждого народа было свое солнце, и люди не знали, что такое ночь, холод, жили всегда в тепле и при свете. Солнца всегда были на небосклоне и никогда не заходили. Но скоро люди стали завидовать друг другу и им захотелось заполучить солнца друг у друга. И вот тогда Солнце обиделось на людей, забрало у них их солнца и осталось одно. Одно для всех. И тогда люди узнали, что такое вечер, ночь, восход и закат. У разных народов это происходит по-разному : когда у одного народа день, у другого народа наступает ночь».

- Я предлагаю вам посмотреть, как это происходит (педагог проводит эксперимент с глобусом и фонариком). Когда Солнце встает в одном месте, там наступает утро, а в другом месте на нашей Земле ночь.

- После того, как Солнце осталось одно на Земле, люди стали его уважать и ценить, слагать в его честь стихи, песни и «писать» портреты Солнца. И у каждого народа портреты получались различные. Вот, посмотрите, какие портреты у них получились.

(Педагог показывает изображения Солнца республики Башкортостан, Удмуртской республики, республики Мордовия, Татарстана, республики Чувашия). И все народы в своих «портретах» славили Солнце, благодарили его за тепло и свет.

- Сегодня мы с вами тоже попробуем «написать» портреты Солнца, но сначала «познакомимся с ними поближе».

(Дети подходят к столу, и педагог предлагает собрать изображения Солнца из разрезных картинок)

- Вот мы с вами и потренировались, теперь проходите к столу, присаживайтесь, будем рисовать.

(Дети садятся за столы, где расположены полоски бумаги и трафареты разных изображений Солнца)

- Обратите внимание, на ваших столах лежат трафареты, которые надо будет расположить на полоске и «заполнить», т. е. закрасить (педагог напоминает, как пользоваться трафаретом: приложить и прижать одной рукой, а другой закрашивать)

- А чем вы будете закрашивать, выберите, пожалуйста, сами.

(Дети рассматривают, выбирают изобразительный материал и организуют свое рабочее место)

- Все к работе у нас готово. Потренируем наши пальчики.

(Проводится пальчиковая гимнастика)

Один, два, три, четыре, пять, - соединяем поочередно

пальчики, начиная с большого

Вышло солнышко играть. - соединяем пальцы обеих

рук в «солнце» (круг)

Целый день оно играло, - «играем» пальчиками

Ну а к вечеру устало. - пальцы в «замок»

Один, два, три, четыре, пять, - соединяем поочередно

пальчики, начиная с мизинца

Солнце спряталось опять. – пальцы в «замок»

- Ну вот, теперь ваши пальчики готовы. Можете приступить к работе.

Дети рисуют, педагог осуществляет индивидуальную работу, помощь.

-Какие молодцы! Настоящие художники и умельцы! Ваши Солнца получились яркими, красивыми. Оставьте их, чтобы они немного подсохли, а мы с вами отдохнем.

(Дети выходят из-за столов, проводится физкультминутка)

Ночью Солнце отдыхало, - дети присели

Утром на востоке встало. - встают

И с солнечными зайчиками - дети «ловят» солнеч-

ных зайчиков

Играли девочки и мальчики.

Бегали, скакали - бегают, скачут на месте

И даже приседали. - приседают

Ходили друг за другом -ходьба по кругу

Большим и ровным кругом.

До вечера играли - приседают

Присели, когда устали.

И Солнце отправилось спать - машут рукой и

Чтоб завтра встретить нас опять. «засыпают»

-У вас получились ясные и яркие Солнца. Вот такими изображениями Солнца люди разных народов украшали одежду, головные уборы, флаги и гербы.

(Педагог предлагает вниманию детей презентацию, где показаны предметы декоративно-прикладного искусства, геральдики разных народов)

-Вы видите, что каждые народы чтят и уважают Солнце.

-У меня для вас есть еще один сюрприз. (Педагог показывает Солнце, где нет лучиков)

-Теперь у нас тоже есть Солнце, но только у него нет лучей. Что же нам делать? (Предложения детей)

-Я предлагаю наши нарисованные полоски превратить в лучики к нашему Солнцу.

(Дети совместно с педагогом «собирают» Солнце)

- Какое яркое Солнце у вас получилось! Молодцы! А какие лучи вы нарисовали: разные, теплые! Пусть это Солнышко вас согревает и вам путь освещает!»

Мы много солнц нарисовали -

Из них один портрет создали,

Стало в комнате светлей,

Сразу стало веселей.

Я скажу вам, не тая -

Жить без Солнца нам нельзя!

Детям предлагается выбрать место в групповой комнате, куда они поместят свое Солнце.

Публикации по теме:

«Есть у солнышка друзья…» Конспект открытого музыкального занятия в младшей группе«Есть у солнышка друзья…» Конспект открытого музыкального занятия в младшей группе Конспект открытого Музыкального занятия в младшей группе «Капитошки»Тема: «Есть у солнышка друзья…» Цель:- создание условий для развития.

Конспект занятия «Если есть друзья» Конспект занятия «Если есть друзья» Цель: Развития зрительной и словесной памяти, мышления. Стимулирования речевой активности детей. Воспитания.

Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы)Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы) Цель: расширить представления детей о международных праздниках разной направленности. Задачи: - обогащать первоначальные представления.

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группыКонспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группы Тема: «Путешествие вокруг земли» Цели: 1. Познакомить детей с культурой и традициями народов разных стран («Познавательное развитие») 2. Уточнить.

Познавательное мероприятие «Традиции чаепития у разных народов» Задачи:1. Дать элементарные представления о странах,где выращивают чай и где этот напиток считается лучшим. 2. Продолжать совершенствовать.

Проектная деятельность в старшей группе «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем» Вид проекта: познавательно – творческий; Длительность проекта: сентябрь – апрель; Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста,.

Развлечение «Есть у солнышка дружок» Цель: Создать радостную праздничную атмосферу. Вызвать желание принимать активное участие в празднике. Задачи: Стимулировать совместную.

Рисунки детей в разных техниках изобразительного искусстваРисунки детей в разных техниках изобразительного искусства Рисунок с использованием восковых мелков или свечи. Пальчиковая живопись. Пальчиковая живопись. Кляксография. Мокрый рисунок. Рисунок.

Выпускной бал «Путешествие по школам разных времен и народов» Ведущий 1: Когда приходит этот день, нам в детский сад идти не лень. Вдвойне торопимся, спешим, друг другу «здравствуй» говорим. И сердце.

Выступление на семинаре «Формирование толерантного отношения у дошкольников к людям разных народов»Выступление на семинаре «Формирование толерантного отношения у дошкольников к людям разных народов» Выступление музыкального руководителя на семинаре по теме «Формирование толерантного отношения у дошкольников к людям различных национальностей».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по мотивам искусства орнамента разных народов «Есть у солнышка друзья»
Опубликовано: 14 сентября 2017 в 14:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по мотивам искусства орнамента разных народов «Есть у солнышка друзья»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Козыркина (УИ 7519) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД