МААМ-картинки

Факторы, влияющие на формирование образования

Наталья Ковалева
Факторы, влияющие на формирование образования
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование образования – сложный многоступенчатый процесс, характеризующийся необходимостью концентрации в себе гармоничного сочетания действия всевозможных факторов, оказывающих влияние на данный процесс. От процесса формирования образования зависит дифференцированное множество свойств самого «образования», это и качество образования, и доступность, и информативность и т. д.

Публикация «Факторы, влияющие на формирование образования» размещена в разделах

На этапе формирования образования важным представляется учесть действие всех факторов, влияющих на процесс формирования образование, так как именно от процесса формирования и тенденций его протекания зависит конечный результат процесса. Данное обстоятельство (необходимость рассмотрения совокупности факторов, влияющих на процесс формирования образования) и делает данную проблему актуальной для рассмотрения и изучения.

Объектом контрольной работы является процесс формирования образования.

Предметом контрольной работы является многообразие факторов, оказывающих влияние на процесс формирования образования.

Цель: изучение специфики влияния различного рода факторов на формирование образования.

Задачи:

• Рассмотреть процесс формирования образования

• Описать факторы, влияющие на процесс формирования образования

• Проанализировать современное состояние процесса формирования образования.

• Изучить преимущества и ограничения, накладываемые влияющими на процесс формирования образования факторами.

Факторы, влияющие на формирование образования

Образование - это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического.

Значимость образования для развития цивилизации объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства, образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества. Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности. В наше время образование является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами, при этом ежегодные мировые расходы на образование по некоторым оценкам превышают триллион долларов.

В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности. Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его экономики со всеми присущими ему характеристиками.

Актуализация проблем качества образования на современном этапе во многом обусловлено децентрализацией высшей школы. Среди ее очевидных последствий ­ увеличение числа филиалов высших учебных заведений и их распространение из крупных городов в небольшие провинциальные центры.

Количество объектов системы образования можно проследить благодаря данным, представленных в работе Болдова О. Н. «Динамика и структура сферы образования в России». Специфика, представленная данными, которая показывает, что количество объектов системы образования, введенных в эксплуатацию с 1990 года по 2000 год сокращалось.

Ввод в действие объектов системы образования в РФ, в процентах к 1990 году

Это возложило на них большую ответственность за состояние подготовки специалистов. Если, прежде, качество образования обсуждалось преимущественно на государственном уровне, то теперь работодатели либо прямо, либо опосредованно (через рынок труда) побуждают вузы добиваться улучшения профессиональной подготовки выпускников.

Качество образования – это синтетический показатель, выражающий результат деятельности учебного заведения, складывающийся из двух составляющих.

С одной стороны качество образования оценивается как среднее арифметическое оценок итоговой государственной аттестации. Такое качество можно считать итоговым качеством.

С другой стороны качество подготовки специалистов определяется спросом на этих специалистов со стороны работодателей. Основные параметры качества образования отражают совокупность факторов, которые влияют на формирование качества, а также меру и особенности действия этих факторов, взаимодействия их между собой.

Главными факторами качества образования являются цель и потенциал образования. Первый отражает общественное представление о том, какой вариант образования можно считать идеальным, удовлетворяющим не только сегодняшние образовательные потребности, но и возможные завтрашние. Цель отражает тенденцию развития образовательных потребностей и пронизывает всю образовательную систему, проявляется не только в государственной политике, но и в поведении каждого участника образовательного процесса. Второй фактор­ потенциал образования, характеризует возможности достижения цели с точки зрения ресурсов и объективных условий. Эти факторы являются одновременно и внешними и внутренними относительно отдельного учебного учреждения.

Все остальные факторы, влияющие на качество образования можно условно разделить на две группы ­ внешние и внутренние. К внешним факторам относятся : государственные (государственное управление образованием, организационно ­ правовое обеспечение, финансовые (система финансирования образования, социальные (проявление образовательных потребностей и общественное представление о качестве образования, демографические (количество и возрастной составнаселения).

• государственное управление образованием,

• организационно­правовое обеспечение,

• финансовые,

• социальные

• демографические.

• - Материально­ техническое обеспечение

• - Состав студентов

Информационное обеспечение

-Образовательные технологии

• - Система воспитания

• - Организация самостоятельной работы

• -Индивидуализация образования

Рис. 1. Факторы, влияющие на качество образования.

Если внешние факторы, лишь косвенно влияют на качество образования, то внутренние оказывают на него прямое воздействие. В конечном итоге, эти факторы и определяют качество образования и как системы и как процесса его получения и предоставления, а также качество результата образования. При этом все факторы играют свою роль, и есть смысл говорить в отдельного о качестве каждого из них. Цель образования в общественном отношении ­ это повышение интеллектуального потенциала общества для ускорения его прогрессивного развития, формирование позитивного общественного мнения, а в личном плане ­ обеспечение благосостояния и социального статуса в будущем, удовлетворения от профессиональной деятельности.

Главную роль в обеспечении качества образования играет квалификация, компетентность и человеческие характеристики. Таким образом, факторы, влияющие на качество образования выглядяь следующим образом :

- Внешние

- Государственные

- Финансовые

- Социальные

- Демографические

- Внутренние

- Состав ППС

- Состав студентов

- Материально­ техническое обеспечение

- Информационно е обеспечение

- Образовательные технологии

- Система воспитания

- Организация самостоятельной работы

- Индивидуализация образования

Классификация факторов, влияющих на качество образования профессорско-преподавательского состава (ППС). Оценка качества ППС­ одна из самых трудных задач.

При экспертизе образовательной программы по качеству ППС оцениваются:

• базовое образование преподавателя,

• стаж педагогической работы,

• статус в учебном процессе (штатный или нештатный преподаватель,

• специализация преподавателя и её соответствие учебной дисциплине,

• квалификация (научная степень, звание, должность,

форма и дата повышения квалификации.

Но в процессе педагогической работы преподаватель может по- разному относится к своим обязанностям. Поэтому качество ППС проявляется не только в его составе, но и в процессе его работы, в динамике развития, повышении квалификации, социально­ психологических отношениях со студентами. Одним из видов социометрического измерения работы преподавателя является проведение опросов «преподаватель глазами студентов». В этой практике больше минусов, чем плюсов. Остановимся на некоторых из них.

Во­первых, это качество анкет. У вузов, как правило, нет возможности приглашать профессиональных социологов для подготовки и обработки анкет. Если мы говорим о качестве, то оно должно присутствовать на всех этапах. Несовершенство анкет дает противоречивость результатов.

Во­вторых, происходит деформирование отношения студент­преподаватель, развивая у студентов потребительских подход, а у преподавателей стремление подстроится к мнению студентов. Преподаватель не продавец знаний, а воспитатель. Следовательно, для этой роли необходимы соответствующие условия, надо, чтобы эту роль преподавателя понимали и студенты.

В­ третьих, студент не может объективно оценить качество работы преподавателя, у него нет для этого еще достаточных знаний, жизненного опыта, понимания того, что такое качество образования. Он оценивает лишьсвое субъективное представление о преподавателе.

В-четвертых, в большинстве случаев анкетирование студентов не учитывает их посещаемость.

В-пятых, нельзя оценивать работу преподавателя без социально ­ психологического и интеллектуального портрета студенческой группы. Однако если умело и грамотно, на хорошем качественном уровне провести такой опрос, то он может принести определенную пользу для организации учебного процесса. Состав студентов будет определяться демографической обстановкой в регионе, а также конкурентоспособностью конкретного учебного заведения. Необходимым элементом образовательного процесса является воспитание. Воспитание­ это сознательное формирование тех качеств личности, которые определяют её социально­ психологическое поведение, культуру, отношение к людям и делу, мировоззрение, привычки, традиции, образ жизни. Качество образования невозможно представить себя без результатов воспитательной работы. В образовательном процессе преподаватель осуществляет воспитательную деятельность непосредственно в процессе обучения. Факторы, влияющие на качество воспитания:

• Состав и структура знаний

• Методика презентации знаний

• Поведение преподавателя

• Отношение студент­ преподаватель

• Отношение преподаватель ­ преподаватель

• Организационная и социально ­ технологическая среда образовательного процесса

Факторы, влияющие на воспитательный процесс, безусловно, воспитательное воздействие имеет состав и структура знаний. В первую очередь дисциплины гуманитарного цикла. Они призваны формировать гуманитарные ценности, развивать гуманитарное мышление. Но формальное, не одухотворенное изучение этих дисциплин не дает воспитательного эффекта.

Большое значение имеет методика презентации знаний. Она призвана показать пример творческого осмысления, развивает навыки и привычки поиска, самостоятельность оценок. Методика должна демонстрировать ценность вдохновения и закреплять эту ценность в сознании студента. Очень тесно с этим фактором связан фактор поведения преподавателя, демонстрация его доброжелательности и принципиальности, организованности и творческого подхода, внимательности и корректности, выдержанности и справедливости. Поведение преподавателей проявляется не только во взаимоотношениях студент­ преподаватель, но и в взаимоотношениях между преподавателями. Мы не всегда обращаем на это внимание. А студенты очень хорошо это чувствуют и по-своему воспринимают.

Тактичность и доброжелательность в отношениях с коллегами также является воспитательным воздействием. Важным элементом воспитательной деятельности является организационная и социально­ психологическая среда образовательного процесса. В воспитании нет мелочей. Организация учебного процесса, чистота аудиторий и всех помещений, внешний вид преподавателя, работа обслуживающего персонала­ все это формирует привычки четкой и ответственной работы, культуры поведения. Во всех образовательных программах есть специальная графа ­ «самостоятельная работа». Эта графа, как правило, включает до 50% времени от трудоемкости дисциплины. Но используется это время непродуктивно.

Учебные планы, как правило, не содержат перечня специальных заданий для самостоятельной работы студентов, за исключением рефератов, курсовых работ и проектов. Важной характеристикой является методическое обеспечение самостоятельной работы, система консультаций и контроля её выполнения и использования компьютерной техники и Интернета.

Существует и еще одна проблема, которая объединяет качество самостоятельной работы с качеством воспитательной деятельности­ это проблема распознавания и развития индивидуальных способностей обучающегося в образовательном процессе. Смысл образования заключается не только в получении профессиональных знаний и навыков, но и в самоопределении личности, реализации возможностей развития своих способностей. Качество индивидуализации образования проявляется в тех возможностях, которые представляет образовательная программа для развития индивидуальных способностей. Приоритеты в методиках преподавания и выбор комбинации методических приёмов отражают технологические особенности образовательного процесса.

Сегодня можно наблюдать технологическую диверсификацию современного образования. Она проявляется в использовании и возникновении сочетаемых разнообразных технологических схем образовательного процесса и расширяет диапазон выбора и комбинации этих схем. В связи с появлением новых технических средств и тенденций их использования в учебном процессе получили широкое распространение информационно­ компьютерные технологии образования. Они имеют большие возможности повышения качества образования, но эффективная реализация этих возможностей все еще остается проблемой. Таким образом, на качество образования влияет целая система факторов, и лишь учет каждого из них позволит достичь желаемого результата.

Заключение

Формирование образования – сложный многоступенчатый процесс, характеризующийся необходимостью концентрации в себе гармоничного сочетания действия всевозможных факторов, оказывающих влияние на данный процесс. От процесса формирования образования зависит дифференцированное множество свойств самого «образования», это и качество образования, и доступность, и информативность и т. д.

На этапе формирования образования важным представляется учесть действие всех факторов, влияющих на процесс формирования, что и делает данную проблему актуальной для рассмотрения и изучения.

Все факторы, влияющие на формирование образования можно условно разделить на две группы ­ внешние и внутренние.

Если внешние факторы, лишь косвенно влияют на качество образования, то внутренние оказывают на него прямое воздействие. В конечном итоге, эти факторы и определяют качество образования и как системы и как процесса его получения и предоставления, а также качество результата образования. При этом все факторы играют свою роль, и есть смысл говорить в отдельного о качестве каждого из них. Цель образования в общественном отношении ­ это повышение интеллектуального потенциала общества для ускорения его прогрессивного развития, формирование позитивного общественного мнения, а в личном плане ­ обеспечение благосостояния и социального статуса в будущем, удовлетворения от профессиональной деятельности.

Публикации по теме:

Факторы повышения жизненной активности дошкольников Изучение факторов повышения жизненной активности дошкольников в настоящее время является одним из наиболее актуальных вопросов, поскольку.

Факторы развития социальных компетенций дошкольников Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых.

Факторы, влияющие на развитие личности Факторы, влияющие на развитие личности. В этой статье я хотела бы обсудить актуальную на сегодняшний день тему: «Что же, все-таки, является.

Формирование инклюзивного образования в начальных классах в условиях общеобразовательной школы. Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых.

Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников Аннотация. В статье проанализированы понятия экологического образования и воспитания дошкольника. Рассмотрены средства, методы, а также.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Консультация для родителей «Факторы, влияющие на развитие любознательности детей» Ребенок – существо любознательное, с врожденным стремлением познавать и развиваться. Исследуя предметы окружающего мира, он их трогает,.

Консультация для воспитателей «Факторы, влияющие на развитие детского художественного творчества у детей с ЗПР» Консультация для воспитателей «Факторы влияющие на развитие детского художественного творчества в группе компенсирующей направленности аутистического.

Семинар для воспитателей «Формирование толерантности у детей в условиях современной системы образования» СЕМИНАР для воспитателей На тему: «Формирование толерантности у детей в условиях современной системы образования» Цель: уточнить представление.

Формирование педагогической компетенции и внутренней позиции педагога в условиях инновационного образования Доклад: «Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала». Старший воспитатель Кузнецова С. С. БЕЛОРЕЧЕНСК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Факторы, влияющие на формирование образования
Опубликовано: 5 марта 2017 в 09:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Факторы, влияющие на формирование образования» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ковалева (УИ 100155) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД