Любовь Курганова
Факторы, вызывающие затруднения при организации партнёрских отношений с семьями в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Факторы, вызывающие затруднения при организации партнёрских отношений с семьями в группе раннего возраста
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Ранний возраст - уникальный период в жизни человека. Ребенок активно познает окружающий мир, делает свои первые «открытия». Это очень важный в жизни ребенка период – в его сознании закладываются основы представлений об окружающем мире.
Публикация «Факторы, вызывающие затруднения при организации партнёрских отношений с семьями в группе раннего возраста» размещена в разделах
У малыша идет интенсивное физическое и психическое развитие, интерес к окружающему в раннем возрасте является непроизвольным. Заставить ребенка смотреть или слушать крайне сложно, его можно только заинтересовать. Поэтому в развитии детей в раннем возрасте ведущая роль принадлежит взрослому (родителям и воспитателям детского сада).
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители (в статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»., а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Одной из главных страхов родителей становится тот факт, что дети пришли в образовательное учреждение впервые, совершенно не подготовленные и не знающие условий ДОУ. Многие дети раннего возраста переживают адаптацию очень тяжело, что способствует негативному отношению родителя к воспитателю и детскому саду. Для установления взаимодействия между нами и родителями мы стараемся решить ряд проблем: устранение недоверия, стараемся понять запросы родителей и трудности семейного воспитания, налаживаем партнерское общение, активизируем разнообразные формы общения с родителями.
Условием оказания педагогической помощи родителям в нашей группе является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. Иными словами, в основе взаимодействия педагога с родителями лежит общение.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии, поэтому мы стараемся помочь им:
- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста, в период адаптации к детскому саду;
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.
Мы придерживаемся принципов взаимодействия с родителями:
-доброжелательный стиль общения педагога и родителя
-индивидуальный подход
-сотрудничество, а не наставничество
-готовимся серьёзно
-динамичность
Для того чтобы родители стали активными нашими помощниками, мы вовлекаем их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. В нашей группе проводятся различные мероприятия с привлечением родителей.
Содержание работы по взаимодействию с родителями реализуется через разнообразные формы. Мы выделяем две группы : традиционные и нетрадиционные.
Традиционные:
1. Информационно-наглядная форма общения с родителями включает в себя материалы на стендах, папки передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки. Например, в рамках нашей группы проходят тематические мини-выставки, где родители вместе с детьми презентуют свои работы.
2. Индивидуальная форма общения с родителями включает в себя беседы и консультации воспитателей с родителями.
3. Коллективная форма общения с родителями подразумевает родительские собрания, тематические консультации. Родительские собрания у нас проходят с использованием презентаций, фотографий, видеофильмов о жизни детей в группе. Такая форма проведения носит яркий характер и становится наиболее интересной для родителей. Поэтому в ходе проведения родительских собраний мы стараемся как можно чаще использовать такие презентации и видеоролики.
Нетрадиционные:
1. Информационно-аналитические формы общения с родителями помогли выявить интересы, запросы родителей. Мы используем социологические опросы, анкеты, тестирование. Такая форма работы способна не только сделать родителей активными участниками образовательного и воспитательного процессов, но и сэкономить время обеих сторон.
2. Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между нами, родителями и детьми. Это участие родителей в мероприятиях, таких как «День матери», день открытых дверей. Применяемая форма работы позволяет создать теплую дружественную обстановку. Такие праздники вносят приятное оживление, создают атмосферу задушевности, заряжают всех хорошим настроением, а в нашем случае существенно облегчает процесс адаптации детей и родителей к детскому саду.
3. Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, с формами и методами работы с дошкольниками. Сюда относятся информационные проэкты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет и др.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогом, воспитанниками и родителями. Целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с воспитанниками и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Родители и мы - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда мы и родители станем союзниками. Основа этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.