Ольга Полянская
Финансовая грамотность для дошкольников: «за» или «против»
▼ Скачать + Заказать документы
«Финансовая грамотность для дошкольников» «За» или «Против»
«Нажить много денег – храбрость,
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать - искусство».
(Авербах Бертольд)
Публикация «Финансовая грамотность для дошкольников: „за“ или „против“» размещена в разделах
Финансовое воспитание и обучение детей дошкольного возраста - это новое направление в современном дошкольном образовании. Активно и стремительно в нашу профессиональную терминологию вошло такое понятие, как «финансовая грамотность».
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильное решение по распределению денежных средств и грамотно их приумножать.
Многие родители уверены, что у их детей должно быть счастливое детство без денег, экономии и распределения финансов. С этим сложно не согласиться, ведь распоряжение средствами - это сложная задача, с которой не справляются даже некоторые взрослые, куда уж детям. Однако, ребенок погружается в мир финансов еще совсем маленьким хотят того родители или нет: они видят рекламу, посещают с родителями магазины и слышат их разговоры о зарплате, работе и кредитах.
Наши дети растут. Не успеем оглянуться, как они станут взрослыми. А вот станут ли они самостоятельными и благополучными в финансовом плане? Если они будут владеть знаниями о деньгах, то скорее всего «Да».
Сейчас, вряд ли найдется ребенок дошкольного возраста, который не держал в руках монетку. Многие дети знают, что такое деньги, но проблема заключается в том, что они растут без навыков обращения с ними. Но именно на родителях лежит ответственность –научить ребенка быть финансово грамотным.
Попробуем разобраться, что означает для ребенка быть финансово грамотным. Финансовая грамотность позволяет понять, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки – ничто, по сравнению с эмоциями от достижения крупной цели.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит:
- рассказывать откуда берутся деньги, как попадают к нам в карманы, что они не приходят ниоткуда, и не даются просто так;
- разъяснять, что деньги необходимы для того, чтобы что-то купить и не только;
- учить ребенка понимать ценность денег, что к деньгам нужно относится уважительно и бережно;
- учить экономить деньги;
- принимать решение – потратить сейчас или сохранить «на мечту»;
- распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды;
- учить контролировать свои желания, объяснять, что желания должны соизмеряться с возможностями, а потребности отличаются от просто «Хочу»; и. т. п.
Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка финансовой грамотности.
1. Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами;
2. Чтобы мог позволить себе жить самостоятельно, когда станет взрослым;
3. И просто был финансово благополучным.
Когда же нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?
Как бы сложно это не звучало, но именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые так необходимы для становления финансово грамотного человека. Уже с младшего дошкольного возраста стоит начинать учить ребенка знаниям о деньгах. Раскладывание монет и купюр не только прекрасно развивают мелкую моторику, визуальную память и математические способности малыша, но и приучают ребенка к виду купюр, делая их будущее использование легче и комфортнее. Самым простым и доступным способом преподавания концепции денег для детей дошкольного возраста является игра в «Магазин». Прекрасным развивающим занятием для малыша станет слежение за тем сколько стоит любимая игрушка или шоколадка. Здесь малыш откроет для себя факт того, что существуют вещи разной стоимости, что машина дороже мягкой игрушки, а она дороже шоколадки. В этом возрасте можно познакомить ребенка с понятием «Копилка». Уже в возрасте 4-5 лет малыш может познакомиться с карманными деньгами и начать увлекательное путешествие в мир планирования и осознанных покупок. Все родители знают, что поход в магазин с детьми – это «купи-купи» истерики, но мало кто использует импульсы ребенка на благо его развития. Малыш может составлять список желаемого, выбирая одну игрушку в течение определенного времени, идеей для этого подойдет приобретение первой копилки. Например, ребенок получает подарок от бабушек и дедушек деньгами, что происходит довольно часто, родители могут помочь ребенку принять решение – потратить деньги сейчас или, сохранить, отложить их для следующих покупок, например, велосипед, о котором он так мечтает.
Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Знакомство с деньгами можно начинать уже в возрасте 2-3 лет: смело берите малыша в магазины, знакомьте его с монетами и купюрами, разговаривайте о ценности денег и вещах, учите осознанно подходить к походу в магазин и избегайте покупок. Уже в возрасте 4-х лет можно начать выдавать небольшие суммы на карманные расходы, так малыш научится копить деньги, сможет выбрать вещи, которые ему по-настоящему хочется приобрести. Все эти действия смогут сформировать у ребенка адекватное и бережное отношение к деньгам, что, несомненно, позволит ему стать более успешнее в более взрослом возрасте.
Финансового благополучия Вам и Вашим детям!
Подготовила:
Педагог-психолог МБДОУ д/с № 5 Полянская О. С.