Получи документы

Финансовая грамотность как составляющая нравственного воспитания дошкольника

Елена Харалампиди
Финансовая грамотность как составляющая нравственного воспитания дошкольника

Методическая разработка

«Финансовая грамотность как составляющая

нравственного воспитания дошкольника»

(Сокращённый вариант. Полный вариант разработки можно посмотреть на сайте ДОО https://ds85.centerstart.ru/node/634

Авторы:

Харалампиди Елена Григорьевна – воспитатель МБДОУ

МО г. Краснодар «Детский сад № 85»

Публикация «Финансовая грамотность как составляющая нравственного воспитания дошкольника» размещена в разделах

Кулибаба Елена Олеговна – воспитатель МБДОУ

МО г. Краснодар «Детский сад № 85»

Новикова Ирина Олеговна - воспитатель МБДОУ

МО г. Краснодар «Детский сад № 85»

Пояснительная записка

Приобщение ребенка дошкольного возраста к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Исследования зарубежных и российских учёных подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Проблемами финансово-экономического воспитания дошкольников за рубежом занимаются с конца XX века. В России внимание на проблему необходимости формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста было обращено в начале XXI века. В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый материал, связанный с рассмотрением возможностей экономического образования и воспитания, формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста (Г. Л. Магилевская, И. А. Острикова, А. Ф. Аменд, Е. Е. Парамонова, Г. А. Бордовский, А. Д. Шатова и др.).

В настоящее время в нашей стране с 2011 года реализуется проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Разработана «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». В 2018 году совместно Банком России и Минобрнауки России разработана парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности».

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста создаёт условия для дальнейшего развития личности ребёнка на следующих ступенях, мотивации обучения в школе, для успешной социализации в обществе и применения полученных знаний в жизни, для адаптации к активной жизни в условиях рыночных отношений, а также является профилактикой асоциального поведения. Работа в данном направлении направлена на решение целого комплекса разнообразных задач, начиная с общегосударственного уровня до уровня отдельной семьи и личности.

Цель и задачи по формированию основ финансовой грамотности

Правильно выстроенная работа в детском саду по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста позволяет успешно решать основные задачи, обозначенные в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.

Цель: формирование первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов, оказание помощи детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь

Задачи:

- создать благоприятные условия развития детей через создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования элементарных экономических знаний

- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс посредством введения ребёнка в мир семейного уклада и финансов

- формировать общую культуру личности детей

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования через взаимодействие с ДОО по изучению основ финансовой грамотности.

Особенности формирования основ финансовой грамотности

у детей дошкольного возраста

Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

На этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании предпосылок или азов финансовой грамотности, которые впоследствии перерастут в способности управлять финансами и затем непосредственно повлияют на его будущее материальное благополучие.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не означает ознакомление его со специфическими понятиями в экономике. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

По достижении возраста 5 лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется в своих действиях прежде всего на поведение взрослых. Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной выгоды). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей 5-7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности, оформляется ценностная ориентация, это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Педагогу необходимо знать, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время. Поэтому формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме.

Поддерживая чувство «взрослости», которое, появляется у детей после 5 лет, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания, что способствует становлению жизненных ориентиров ребёнка дошкольного возраста. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной.

Учитывая принцип сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей при включении основ экономического воспитания в образовательную деятельность, воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи.

При выборе форм организации работы с детьми необходимо отдавать предпочтение тем, которые в наибольшей степени соответствуют интересам и потребностям детей. Кроме того, следует учитывать возможности педагогического коллектива, сложившиеся традиции ДОО и детской группы.

Так же целесообразно вводить в содержание обучения детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности региональную составляющую, что дает возможность познакомить детей с финансовым миром своего региона с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству. Предлагаемые детям игры по финансовой грамотности нужно сориентировать на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретного детского сада. Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут быть экскурсии в учреждения ближайшего окружения, а также ярмарки, где дети знакомятся с её устройством и с тем, что на ярмарке можно продать свои поделки. Педагоги знакомят детей с видами труда взрослых на Кубани: сельскохозяйственный труд, хлебопекарное производство, чайное производство, современные экономические направления: сотовая связь, туристическая индустрия.

Формы и методы работы по формированию финансовой грамотности

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник - родители.

Получению детьми азов финансовой грамотности способствует использование в детском саду примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности».

Особенностью использования в детском саду данной программы является определённая совокупность традиционных и нестандартных форм работы с детьми и взрослыми по формированию предпосылок финансовой грамотности. В работе с детьми педагоги детского сада используют активные и интерактивные методы, которые способствуют обогащению социально-коммуникативного, познавательного и нравственного развития старших дошкольников. В основе всех методов лежит игровая деятельность. Содержание деятельности выстроено по разделам программы : «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Игровые обучающие ситуации (ИОС) - одна из форм совместной деятельности детей и взрослых, при которой приобретённые навыки игрового общения дети свободно переносят в самостоятельную деятельность.

Мини-проекты – разработка и реализация проектов данной тематики позволяет детям самостоятельно или совместно с родителями открывать новый практический опыт, добывать его поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. С помощью мини-проектов дети осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов»

Финансовые задачи - мы предлагаем детям простейшие финансовые задачи и упражнения с регионально-экономическим содержанием, с которыми может столкнуться ребёнок. Они представлены в форме красочных раздаточных карточек с понятными рисунками и схемами, на которых ребё нок может работать: делать пометки, раскрашивать. Такой подход соответствует психолого-физиологической особенности мышления детей старшего дошкольного возраста, у которых доминирует наглядно-образное мышление. Мультмарафон – просмотр, разбор и обсуждение сюжетов, фрагментов из мультфильмов, которые собраны в сборник мультсериалов об основах финансовой грамоты : «Уроки тётушки Совы», «Азбука финансовой грамоты. Смешарики», «Богатый Бобрёнок», «Фиксики. Деньги», «Сказка про лень», «Так сойдёт», «Бизнес Крокодила Гены», «Барбоскины и реклама», и др.

Ситуационные задачи – один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности в области финансовой грамоты. При решении ситуационной задачи происходит обучение на примере разбора конкретной ситуации. Этот метод лучше других учит детей решать возникающие проблемы с учётом конкретных условий и фактической финансовой информации.

Сказкодром – интерактивный банк обучающих сказок. Сказки в экономическом воспитании способствуют пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике.

В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-

познавательные навыки.

Также при формировании основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста мы используем диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с окружающей образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта в мире финансов, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника. Интерактивная игра - это не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованная познавательная деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Интерактивные технологии в ДОО включают в себя и использование компьютерных технологий, которые помогают сегодня знакомить ребенка с миром в разных его проявлениях. Компьютерные программы по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, используемые педагогами в детском саду, делают невозможное возможным: моделируют разные жизненные ситуации, которые нельзя воссоздать в реальном детском саду, помогая ребёнку узнать окружающий финансовый мир. Также мы используем мини-робот «Умную пчелу», для которой изготавливаем тематические поля для решения простейших финансовых задач.

Моделирование – наиболее перспективный метод освоения финансовой грамотности, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребёнка, в том числе, и в ознакомлении с миром финансов. Эффективной формой моделирования является ментальная карта или «Умная карта». Составление умных карт детьми способствует успешному усвоению основ финансовой грамотности, структуры, связей, отношений в мире финансов, сохранение и воспроизведение по карте информации.

Дидактические игры – все задания по освоению основ финансовой грамотности предлагаются детям в игровой форме. Играя, дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономического воспитания и основ финансовой грамотности.

Ролевая игра, как разновидность основного вида деятельности детей дошкольного возраста игровой – разыгрывание воображаемой ситуации, которая даёт возможность ребёнку представить себя взрослым и воплотить свой взгляд, свое отношение, свои представления к данному событию с позиции разных её участников, взяв на себя какую-либо роль. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели со стороны.

Мобильные интерактивные мастерские - форма организации продуктивной деятельности детей и взрослых, с использованием интерактивных приемов, методов и технологий, позволяющих ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, знакомиться с профессиями взрослых, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека. Работая в мастерских, дети имеют возможность погрузиться в мир труда взрослых, сделать что-либо своими руками управлять своей деятельностью, имеют возможность выбора видов деятельности, что всегда привлекательно для ребенка и позволяет полностью реализовать идеи развития его субъектных проявлений. В детском саду действует пять мобильных интерактивных мастерских: «Зелёная Аптека», «Кубанский пряник», «Кукольная мастерская «Берегиня», «Витражная мастерская», «Сувенирная фабрика».

Особый интерес у детей вызывают интеллектуальные игры, развлечения, конкурсы, где дети решают познавательные, практические, игровые и шуточные задачи. Логические задачи, задачи-шутки, частушки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

С целью ознакомления детей с трудом взрослых разных профессий мы проводим экскурсии на ближайшие объекты социума: в магазины, в пекарню, на почту, в аптеку, на рынок.

Базовые финансово-экономические понятия, доступные детям

старшего дошкольного возраста

Для детей 5-6 лет:

- Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга – ребёнок способен

понимать, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо, человек должен трудиться на протяжении всей жизни, что любой труд почётен. Результатом трудовой деятельности может быть овладение каким-либо мастерством или видом деятельности, оказание услуги кому-то, продукт деятельности, товар.

- Долг, должник, займ - ребенок должен осознавать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть. Воспитываем ответственность : если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

- Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата - понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – вознаграждение за проделанную работу. С помощью денег люди совершают обмен товаров и услуг. Виды денег (бумажные и металлические).

- Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство - ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

- Сбережения, копилка, кошелек - ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

- Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево – ребёнок способен разобрать цепочку «продажа – товар – цена – покупка».

Для детей 6-7 лет понятия дополняются:

- План, экономия - ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо

- Потребность, капризы, желание, возможность - ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и есть ли возможность, это купить

- Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки -

ребенок должен знать, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги

- Подарок, реклама - ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него

- Богатство, бедность, жадность, щедрость - ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Для ознакомления детей с данными понятиями целесообразно использовать примерный тематический план:

Тема 1. Труд – основа жизни.

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.

Тема 6. Учимся планировать.

Тема 7. Богатство и бедность.

Основные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по итогам изучения основ финансовой грамотности

Ребенок 6-7 лет:

- овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;

- осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную;

- хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

- осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;

- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;

- проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он

живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;

- знаком с произведениями детской литературы;

- обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;

- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Список литературы:

1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с. : ил.

2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с.

3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М. :ТЦ Сфера, 1994.-157 с.

4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.

5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.

6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М. :АРКТИ, 2006.-88 с.

7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16

8. Ульева Е. Откуда берутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/ Д: Феникс, 2018. – 45 с.

9. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256 с.

10. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М. :ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность»Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность» Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность». Автор: Миненко Дина Дмитриевна,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Мастер-класс о рождении свиньи-копилки из папье-маше для кружка «Финансовая грамотность»Мастер-класс о рождении свиньи-копилки из папье-маше для кружка «Финансовая грамотность» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы рассказать о рождении небольшой, но вполне милой свинки. Ее рождение началось с небольшой.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей»Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность»Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Финансовая грамотность как составляющая нравственного воспитания дошкольника
Опубликовано: 24 октября 2022 в 05:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД