МААМ-картинки

Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР

Ирина Кириленко
Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР

Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения- дело государственной важности.

Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения. Учитывая важность преодоления психологических и физических проблем у детей с З. П. Р. и О. Н. Р. для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки к школе, изучение данного вопроса особенно важно.

Публикация «Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР» размещена в разделах

Наличие речевого и психологического дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребёнка. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Им присущи повышенная возбудимости, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или наоборот- заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости, неполноценности от сознания своего дефекта.

Всестороннее обследование двигательной сферы детей с О. Н. Р. и О. Н. Р. позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития :

-гипер- или гиподинамия;

-мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;

-нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, метание)

-общая скованность и замедленность в выполнении движении;

-дискоординация движений;

-несформированность функций равновесия;

-недостаточное развитие чувства ритма;

-нарушение ориентации в пространстве;

-замедленность процесса освоения новых движений;

-нарушение осанки, плоскостопие;

-заметное отставание в показателях основных физических качеств : силы, ловкости, скорости.

Поэтому основными задачами физического воспитания являются :

-забота об охране и укреплении здоровья детей;

-комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей;

-разработка содержания коллективных и индивидуальных форм коррекционной работы;

-развитие общей, сенсомоторной, речедвигательной моторики;

-развитие пространственно- координационных и ритмических способностей;

-формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;

-построение двигательного режима;

-формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-обеспечение физического и психического благополучия.

Для решения этих задач необходимо смоделировать двигательный режим в Д. О. У. следующим образом. Главную и основополагающую роль играют физкультурно- оздоровительные занятия. Это: утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно в течение 10- 12 минут, двигательная разминка во время перерыва между занятиями ежедневно 7- 10 минут, физкультурная минутка, проводимая ежедневно по мере необходимости по 3-5 минут, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, дифференцированные игры- упражнения на прогулке, оздоровительный бег- 2 раза в неделю во время утренней прогулки по 3- 7 минут, ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными процедурами- ежедневно после дневного сна по2- 3 минуты, гимнастика пробуждения -5 минут, занятия Л. Ф. К., занятия ритмической гимнастикой.

Следующим структурным моментом модели двигательного режима в Д. О. У. является специально организованные занятия в течение дня. Это: занятия по физической культуре, которые проводятся 3 раза в неделю: в часы прогулки, самостоятельная двигательная активность- ежедневно под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.

Очень важны физкультурно- массовые мероприятия: неделя здоровья 2 раза в год, физкультурно- спортивные праздники на открытом воздухе 2 раза в год, физкультурные досуги 1 раз в месяц.

Нельзя забывать и о совместной физкультурно- оздоровительной работе Д. О. У. и семьи: домашние задания, определяемые воспитателем, участие родителей в физкультурно- массовых мероприятиях, которое выражается в подготовке, проведении физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.

Таким образом методы оздоровления таковы :

1. Обеспечение здорового образа жизни:

-щадящий режим (адаптация);

- гибкий режим

2. Физические упражнения :

-утренняя гимнастика;

- физкультурно- оздоровительные занятия4

- подвижные и динамические игры;

- профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога,

улучшение осанки, плоскостопия, зрения);

- спортивные игры;

-дозированная ходьба.

3. Гигиенические и водные процедуры:

- умывание,

- мытьё рук;

- игры с водой;

- обеспечение чистой среды.

4. Свето- воздушные ванны:

- проветривание помещений;

- прогулки4

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

5. Активный отдых:

- развлечения, праздники, игры, забавы;

- дни здоровья.

6. Арома- и фитотерапия:

- ароматизация помещений;

- сеанс фитоаэронизации;

- фитопитание (чай, коктейли, отвары)

7. Диетотерапия:

- рациональное питание;

-индивидуальное меню (аллергия)

8. Свето и цветотерапия:

- обеспечение светового режима;

- цветовое и световое сопровождение учебного процесса.

9. Музыкотерапия:

- музыкальное сопровождение режимных моментов;

- музыкальное сопровождение фона занятий;

- музыкально- театральная деятельность.

10. Аутотренинг и психогимнастика:

- игры и упражнения на подавление отрицательных эмоций и снятие

невротических состояний;

- игры и упражнения на развитие эмоциональной среды;

- коррекция поведения.

11. Спецзакаливание:

- босоножье, игровой массаж;

- дыхательная гимнастика.

12. Физиотерапия :

- люстра Чижевского;

- тубус- кварц;

- солюкс.

Для выполнения этих оздоровительных мероприятий необходимо соблюдать такие условия, как: 1) чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении; 2) следить за рациональной одеждой детей; 3) ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения на свежем воздухе; 4) обеспечить ежедневное пребывание детей на свежем воздухе; 5) исключать шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки; 6) обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности ребёнка; 7) обеспечить спокойную обстановку при подготовке детей ко сну; 8) строго соблюдать время, отведённое для сна; 9) выполнять специальные закаливающие мероприятия: воздушные ванны в сочетании с воздушными упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание.

Соблюдение всех этих правил особенно необходимо при работе с детьми с З. П. Р. и О. Н. Р., которые требуют специфического внимания к ним. Ведь благодаря системе физического воспитания и оздоровительных мероприятий такие дети быстрее адаптируются к условиям жизни, режиму детского учреждения, их физические и психические недостатки блокируются, исправляются. Дети с О. Н. Р. и З. П. Р. в результате становятся полноправными гражданами общества, здоровыми физически и психически, в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Тем более важно взаимодействие всех участников учебно- воспитательного процесса, включая родителей.

Работа с такими детьми нелегка, сложна, но необходима. Здоровье всех детей, окружающих нас- основная, главная задача.

Используемая литература

1. Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Под общей редакцией д. м. н. Е. М. Мастюковой, Москва, Аркти, 2002г.

2. Дошкольник. Оздоровительная работа в Д. О. У. по программе «Остров здоровья». Автор- составитель Е. Ю. Александрова, Волгоград, Учитель, 2006г.

3. Физкультурно- оздоровительная работа в Д. О. У., практическое пособие. Автор- составитель О. Н. Моргунова, Воронеж, 2007г.

Публикации по теме:

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на оздоровление и физическое развитие детей Развивающая предметно – пространственная среда – это необходимое условие развития ребенка, в том числе и физического. Физические умения.

Духовно-нравственное и физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе работы инструктора по физической культуре В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста В последние годы изменившиеся условия жизни способствуют пониженной двигательной активности. Статистика свидетельствует, что в течение последних.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой гимнастики Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие.

Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в здоровье Воспитать здоровых детей - это значит приобщить их к двигательной культуре, т. е. сформировать жизненно необходимые двигательные умения и.

Физическое воспитание детей в детском саду Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему спортивно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую.

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении Статья подготовлена в соавторстве Зайцевой С. Р. старшим воспитателем и Челышевой М. П. педагогом психологом МБДОУ «Детский сад комбинированного.

Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста»Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста» Целью физического воспитания является воспитание здорового, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии.

Опыт работы «Физическое воспитание детей». Для развития ребенка большое значение имеет формирование личного багажа для оценки своих возможностей и сравнения себя с другими. Я - воспитатель.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики (из опыта работы) «Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно- ролевой ритмической гимнастики» Сюжетно-ролевая ритмическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР
Опубликовано: 2 апреля 2016 в 21:56
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД