Бабаева Гюлида
Конспект занятия «Флора и фауна города Дербента»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного города.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о разнообразии животного и растительного мира своего города;
- расширить знания детей о красоте природы города.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, умение сравнивать как сравнение, классифицировать, анализировать и делать выводы.
- развивать мышление, внимание, память, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе родного города.
Публикация «Конспект занятия „Флора и фауна города Дербента“» размещена в разделах
Предварительная работа: рассматривание гербария «Деревья моего города», альбома лекарственных растений; карта-схема
- видео загадки о животных;
- дидактические игры «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».
Словарная работа: флора, фауна, хвойные и лиственные леса, лечебные травы.
Материалы и оборудование: магнитофон, мультимедийный экран для презентации, ноутбук, аудиозапись со звуком шума деревьев, конверты с заданиями, дерево знаний, листочки 3 цветов, видео отрывок из мультфильма тетушка Сова, презентация обитателей моря, деревьев, карточки лекарственных растений.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
(дети стоят в кругу)
Воспитатель. Город древний мой Дербент, (руки скрещивают перед грудью)
Уголка роднее нет. (показывают указательным пальцем)
Нет на свете красивей, (протягивают правую руку в сторону)
Флоры, фауны твоей (левая рука в сторону)
Будем все мы изучать, (обе руки в стороны) Правила запоминать! (берутся за руки)
Воспитатель: (показ слайда с изображением двух сестре – флоры и фауны) Ребята,присаживайтесь. (дети садятся на пол образуя круг) Я предлагаю вам послушать, сказку о двух сестрах. Давным –давно жили – были две прекрасные девушки Флора и Фауна. Они были родными сёстрами, но не любили друг друга.
Каждая из них считала себя самой красивой. И никто не хотел уступать. Однажды, мимо пролетал Красавец-Ветер и невольно услышал их спор. - Я самая красивая и нужная на земле! - сказала Флора. - Нет, я самая красивая и необходимая на планете! - воскликнула Фауна. -Я украшаю мир сказочной красоты цветами, травами, деревьями, и от этого Земля становится необыкновенной! -произнесла Флора. - Ты права, - ответила Фауна, - но что бы делали твои цветочки, травы и деревья без моих бабочек, пчёл, птиц и зверей? Кто бы их опылял, спасал от вредителей?! - А чем бы питались твои животные и насекомые, если бы не я?!
Но, Фауна не успела на это ничего ответить, так как тут подлетел Ветер и сказал: -Милые красавицы! Вы обе правы! Не будь на земле цветов, полей, лугов и лесов, всё погрязло бы в кромешной серости, и кругом бы царила Тоска! Но не было бы жизни в таком мире…Только порхание бабочек и мотыльков, пение птиц, голоса зверей наполняют этот мир жизнью! Но и это ещё не настоящая жизнь! Не может жизнь продолжаться без Солнца, Ветра, Дождя и многого другого! Мы все нужны нашей планете! Так что, не надо ссориться!
Тут ветер улыбнулся своей широкой улыбкой и захохотал! Да так, что всё вокруг зазвенело, зажурчало, запело, заблистало! В воздухе появилась необыкновенная свежесть и прохлада. Флора и Фауна переглянулись между собой и, неожиданно для самих себя, залились безудержным смехом. Потом они схватились за руки и побежали по зелёному лугу навстречу счастью. Вот какую интересную сказку услышала я от своей бабушки.
Воспитатель: Вы прослушали сказку, как вы поняли, а, что такое флора фауна? (ответы детей)
Флора означает растительный мир. Комнатные растения к флоре не относятся. Фауна означает животный мир. Животные, находящиеся в зоопарках, и домашние питомцы в состав фауны не входят.
А как вы думаете, а встречаются ли эти сестрички, Флора и Фауна, у нас в городе? (ответы детей) Ребята, посмотрите, у нас в группе выросло дерево знаний, на котором разноцветные конверты, которые мы откроем и прочитаем, что там. (открывает 1 конверт, читает)
Воспитатель: «Птицы города Дербента»
(видео из мультфильма тетушка сова)
Сова: Здравствуйте, ребята. Я слышала, что вы будете говорить о птицах вашего города. Я живу очень давно в лесу, но не знаю до сих пор какие птицы обитают у вас в городе. Помогите мне, пожалуйста.
Предлагаю вам встать в хоровод – Ну-ка дружно, веселей в хоровод вставай скорей! Ваше задание передавая мяч друг другу называть птиц, которые обитают в Дербенте. Но во время игры необходимо соблюдать правила: выслушать ответы, не перебивая друг друга и не повторять 2 раза одно и то же. 1 Где мы можем увидеть птиц? 2 Чем похожи птицы? 3 Чем отличаются?
4 Как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать?
5. Перечисли зимующих птиц в Дербенте
6 Как называют птиц, которые улетают от нас на зиму?
7 Назови перелетных птиц
8 А всех ли птиц можно увидеть сейчас?
9 А почему зимующие птицы круглый год живут в городе?
Сова: А чем вы помогаете птицам зимой? (ответы детей) Спасибо вам ребята, за то, что вы ухаживаете за нами птицами. Я много интересного узнала, спасибо, а мне пора возвращаться в дупло, там ждут меня мои птенцы. До свидания.
Воспитатель: тетушка сова возьмите, это специальный корм для птиц из семян. Ешьте на здоровье. Слышите шум листвы? Значит нам надо открыть следующий конверт. (открывает и читает) «Животные Дербента и обитатели моря»
Внимание на экран. Для вас видео- загадки. (про ежа, волка, лису, кабана, зайца) Эти дикие животные обитают в лесах, расположенных на склонах гор у Дербента. Ребята, скажите, как называется море омывающее Дербент? (ответы детей) Ребята давайте вспомним обитателей Каспийского моря? ( Дети: Сом, сазан, окунь, лосось).
Воспитатель: Молодцы. В море обитают, самые разные рыбы: осетровые рыбы, сазан, лещ, сом, судак, окунь, лосось, кутум, килька и др. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее — Каспийский тюлень.
Дыхательная гимнастика: «Поймай рыбку». (Ребенок берет в руку палочку с рыбкой. Ноги на ширине плеч, рука левая внизу. Спокойный вдох.)
Воспитатель: Посмотри скорей вокруг! (поднять правую руку с палочкой, сделать 3 глубоких вздоха)
Что ты видишь, милый друг?
Здесь прозрачная вода (Спокойный вдох)
Плывет морской котик сюда (поворот головы влево, дуть на рыбку)
Вот сазан, вот осетр (поворот головы вправо, дуть на рыбку)
А это? Это белуга (запрокинуть слегка голову, дуть на рыбку вверх)
А вот, расправив плавники, (дети смотрят прямо, дуют на рыбку)
Гостей встречает сом.
Воспитатель: Поймали морских обитателей. Молодцы. (Дети складываю свои палочки на столы) У всех на свете есть дом. Море – это тоже дом для водорослей, рыб, моллюсков и морских животных.
Воспитатель: Вновь я слышу шум листвы, значит пора открыть конверт. (открывает и читает) «Деревья Дербента» Поговорим о флоре города, т. е о растениях. В Дербенте много видов растений. Некоторые из них - настоящие старожилы! Они появились здесь давно – более 200 лет назад. Эти деревья называются – Платаны. (показ слайда) Древнюю Джума мечеть в Дербенте украшают 5 могучих платанов, растущих на ее территории. Самому красивому дереву 283 года. Платан является не только красивым деревом, дающим людям прохладную тень. Огромные корни дерева защищают здание Джума-мечети от землетрясений. Кроме того, корни выкачивают влагу из недр земли и этим поддерживают в сухом состоянии стены и фундамент мечети. Благодаря этому здание Джума-мечети продержалось без капитального ремонта уже около трех столетий. А недавно, в рамках всероссийской программы «Деревья памятники природы» Дербентские платаны признаны памятниками живой природы. А какие еще деревья, которые растут в Дербенте? ( ответы детей: каштан, тополь, береза, осина, ясень, граб, дуб, тутовник, сосна, абрикос, тополь, кипарис, можжевельник, туя, смородина, облепиха, тысячелистник, черемша, щавель и т. д.) Правильно, ребята, а какую пользу приносят деревья человеку? (ответы детей) Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему? (ответы детей) Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород, но и оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву
Дидактическая игра «Скажи прилагательное»
береза, а сок… березовый;
сосна, а шишка… сосновая;
осина, а лист… осиновый;
дуб, а мебель… дубовая;
тополь, а пух… тополиный;
черемуха, а цвет… черемуховый;
яблоня, а джем… яблочный;
липа, а мед… липовый;
ель, а лапа… еловая.
Воспитатель: Шумит листва дерева знаний, открываем последний конверт «Лекарственные растения Дербента» Ребята, есть у нас в Дербенте очень много лекарственных растений, которыми лечили наши прадеды и пробабушки: (показ слайдов) алтей лекарственный, барбарис обыкновенный, боярышник, валериана лекарственная, крапива двудомная, красавка обыкновенная, мать и мачеха обыкновенная, подорожник, перечная мята.
Игра: «Найди, что лечит?» (модели- схемы, на столе лежат карточки с изображением лекарственных растений, которые перевернуты лицом вниз (10-15 карточек).
Воспитатель: Во задание: Нужно взять карточку, посмотреть и назвать, какое лекарственное растение изображено на картинке. Затем рассказать, какая часть у этого растения целебная (цветок, корень, стебель)
Молодцы, ребята, вы хорошо знаете о лекарственных растениях, вы справились с задением.
Воспитатель: Ребята, наше знакомство с флорой и фауной подошло к концу, на нашем дереве знаний нет конвертов с заданиями и предлагаю вам назвать его «Деревом успеха» Обратите внимание, что каждый листочек лежащий под деревом, имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Выберите листочки того цвета, как вы справились с заданиями. (дети приклеивают листочки к дереву) Какое красивое дерево успеха у нас получилось, почти у всех листочки зеленого цвета. Почему вы так решили? (ответы детей) Что по вашему мнению было для вас труднее? (ответы детей) Что нового вы узнали? (ответы детей) Какая часть путешествия вам больше всего понравилась? (ответы)
Берегите природу!
Не рубите деревья,
Не загрязняйте реки.
Ведь воздух и вода,
Главное в жизни человека!
Не губите животных,
Ведь они чьи-то дети.
А важнее детей ничего нет на свете!
Не губите природу!
Берегите природу!
Без неё на Земле,
Не бывать и народу!