Формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников через познавательную деятельность

Марина Прохорова
Формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников через познавательную деятельность

Формирование здорового поколения – одна из главных проблем нашего государства. Она является особенно актуальной на современном этапе развития, так как здоровый ребёнок – здоровое общество, здоровая нация. Состояние здоровья человека формируется в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Учитывая актуальность и широкую востребованность решения этой задачи, мы включились в данную работу.

С целью определения сформированности отношения детей и взрослых к своему здоровью и здоровью окружающих провели мониторинг. Детям были предложены вопросы, различные ситуации, дидактические игры, через которые мы определяли их уровень представлений о здоровом образе жизни.

Для более точной диагностики использовалась методика «Закончи предложения»: например - Чтобы человек был здоровым, ему надо…- Я считаю, что моё здоровье зависит от….

Диагностика детей показала: - 20% детей находятся на высоком уровне - 15% низкий уровень детей, имеют слабые представления, низкий интерес к своему здоровью и здоровью других.

Исходя из проведённого мониторинга и требований программы, я поставила задачи, решение которых возможно в ходе организации познавательно-исследовательской детской деятельности через ознакомление с органами чувств.

С целью создания у детей интереса к здоровому образу жизни, уделила должное внимание обогащению предметно пространственной развивающей образовательной среды - Создали условия для психоэмоционального здоровья - Создали уголок «Здоровья», а также условия для самостоятельной познавательной деятельности.

Для того, чтобы грамотно построить работу большое место уделено сообщению детям знаний об органах чувств и их функциях.

В ходе ознакомления детей с органами чувств - глазами ввела детей в проблемную ситуацию «Что было бы, если бы человек не видел».

Дети усвоили, что зрение – великое счастье для человека, которое надо беречь.

А со способами ухода за глазами дети знакомились в ходе выполнения гимнастики для глаз.

В своей работе огромную роль уделяю простейшим детским исследованиям, которые помогают удовлетворить их природное любопытство и разобраться, что и как происходит: где живут микробы, что такое кожа и т. д.

Например, поставив задачу «Можно ли при помощи лупы узнать что – то новое о строении кожи», дети через практическую деятельность выясняли, что у кожи есть поры, мелкие волоски, веснушки. Свои выводы дети схематично зарисовали в карточки наблюдений и ещё долго обсуждали этот вопрос.

С целью удовлетворения интереса детей к познанию собственного организма, использовали приём создания игровой ситуации «Волшебный сундучок». Была выявлена проблема: «Можно ли, не глядя, узнать предмет и его свойства». Дети её самостоятельно решали при помощи использования функциональных возможностей кожи – осязание.

Считаю, что методы самопознания наиболее эффективные в ознакомлении детей с органами чувств. Поэтому использовала практические упражнения, в ходе, которых дети знакомились со строением носа, его функциями и правилами соблюдения личной гигиены.

Приём моделирования специальных ситуаций, например: «Поможем Карлсону найти нужный запах», развивал у детей способность к поисковой деятельности, пути способа решения проблемы и умение аргументировать свои выводы.

Для формирования понятия о «функциях языка» предложила детям методом проб и ошибок выявить тот орган чувств, который помогает определить вкус пищи. Дети высказывались, делали предположения: посмотреть, понюхать, потрогать, но в итоге, при помощи дегустации сделали вывод: «Только язык помогает определить вкус».

Для расширения кругозора детей проводились беседы с врачом, экскурсии в медицинский кабинет, библиотеку.

Проведение диалоговой беседы в ходе совместной образовательной деятельности помогало мне выявлять возникшие трудности у детей и своевременно корректировать их с помощью индивидуальной работы.

Результатом сотворчества детей и взрослых явилось создание газеты «Что полезно и вредно для здоровья», а так же книжечек – буклетов для детей младшей группы.

В нашей группе сложились определённые условия, которые позволили вовлечь детей в проектную деятельность по теме: «Путешествие в королевство чистоты».

- Проект был краткосрочный (3 недели)

- была определена мотивация, заключающаяся в том, что дети младшей санаторной группы часто болеют;

- встала проблема: Как научить малышей беречь своё здоровье?

- я тактично рассматривала все высказывания детей (пойти рассказать, принести витамины и т. д.)

- Затем совместно выбрали пути решения данной проблемы: драматизация для малышей сказки «Лисичкины глаза», сочинение сказок о здоровье».

В результате проведённой работы у детей появился интерес и желание использовать полученный опыт по здоровому образу жизни в разных видах деятельности:

игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной и т. д.

Данная работа не была бы насыщенной и интересной, если бы не было активного привлечения родителей.

Использовались формы работы с родителями, как традиционные, так и современные:

Совместные детско-родительские народные календарные праздники,

Досуги, в том числе, включающие в себя народные игры и развлечения,

Дни здоровья,

Общение в сетевом сообществе.

С целью анализа эффективности реализации разработанной системы, мною был проведён повторный мониторинг. Отмечаем, что с высоким уровнем детей и взрослых стало на 15% больше. Это позволяет нам сделать вывод, что разработанная система результативна и эффективна.

По итогам проведённой работы задачами на будущее являются

- Развитие навыков самоконтроля детей за соблюдением правил личной гигиены.

- Расширение связи по взаимодействию с социумом.

- Продолжение проекта «Путешествие в страну красоты» с последующим созданием сборника сказок о здоровье.

В своей работе я использовала данную литературу.

Авдеева Н. Н., Князева О. А., Стеркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа – СПБ.: «Детство – ПРЕСС». 2009 ,Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: «Сфера»,2007, Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005, Иванова А. И. Человек. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М: «ТЦ Сфера», 2004,Лазарев М. Л. Оздоровительно развивающая программа, «Здравствуйте!» - М.: Мнемозина, 2004,Логинова В. И., Бабаева. Т. И. Детство. - СПБ «Детство» - ПРЕСС. 2007, Шукшина С. Е. Я и моё тело. Программа занятий, упражнения, дидактические игры – М.: «Школьная Пресса»,2009,Новикова И. М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009.,http://www.niro.nnov.ru/, http://www.vospitalochka.ru/

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательную деятельность в сотрудничестве с семьёй Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к семье, улице, дому как составная часть патриотического воспитания Патриотизм-важнейшее нравственное качество гражданина нашей страны. Сущность патриотизма - в глубокой и осознанной любви к Родине,преданности.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста Щукина Анастасия Вячеславовна Научный руководитель: Закутняя Татьяна Викторовна В настоящее время ведется активный поиск педагогических.

Формирование сознательного отношения детей к собственному здоровью Помимо традиционных форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми можно использовать систему игровых занятий, позволяющих.

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов.

Конспект НОД по формированию ценностного отношения дошкольников к своей Родине. «Моя малая Родина-город Ершов» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Отчет по самообразованию «Формирование у старших дошкольников осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям»Отчет по самообразованию «Формирование у старших дошкольников осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям» «Формирование у старших дошкольников осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям» Цель: • Повышение.

Педсовет. Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Тема: «Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни» Вид педсовета:.

Рекомендации для воспитателей «Формирование у детей правильного отношения к своему здоровью» Рекомендации для воспитателей «Формирование у детей правильного отношения к своему здоровью, через физические навыки». Детям совершенно.

Сказочный подход в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни и активной позиции дошкольников Сегодня миру и обществу необходим человек разумный, творящий, развивающий себя и мир на основе культуры и гармонии с окружающим миром и.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников через познавательную деятельность
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 09:20
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 апреля. День пасхальных открыток на МААМ

Виды пробуждающейся весенней природы, куличи, крашеные яйца и зажженные свечи украшают сегодняшние пасхальные открытки. А как все начиналось? Откуда пришло к нам «открытое письмо» — прародитель...

26 апреля. День Спасской башни на МААМ

Эта башня Московского Кремля знакома всем в России и очень многим – в мире. Её куранты – первое, что видит каждый россиянин при встече Нового года. Это самые главные часы в нашей стране. А сама Спасская...

Мой вклад в День Пасхальных яиц на МAAM
Мой вклад в День Пасхальных яиц на МААМ В четверг на Страстной неделе православные вспоминают Тайную Вечерю. В этот день Иисус Христос преподал своим...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Камни и их свойства» в...
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема «Камни и их свойства». Цель. Дать детям представления, что такое камни, из чего они получаются....
Конспект открытого занятия «В деревню к бабушке»
Автор: Жевагина Татьяна Андреевна. основная образовательная программа: «От рождения до школы» Возрастная группа: вторая младшая группа Тема: «В деревню...