Лучший педагог года

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Ольга Корнишина
Формирование финансовой грамотности дошкольников

Методическая разработка

«Формирование финансовой грамотности дошкольников»

Оглавление

Введение…. 3

Глава 1. Теоретическое изучение понятия «финансовая грамотность»

1.1. Понятие «финансовая грамотность» …. 5

1.2. Характеристика понятий: деньги, доход, расход …. …6

Выводы….8

Глава 2. Практическая работа по формированию финансовой грамотности у детей 5-7 лет

Публикация «Формирование финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах

2.1. Исследование финансовой грамотности у детей и родителей….9

Введение

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей дошкольных образовательных организаций, которые могут в этом помочь и детям, и их родителям через включение в воспитательно-образовательный процесс программ по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников.

Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы дошкольникам, которые закладывают нравственные основы финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Исходя из выше сказанного, объектом нашего исследования является финансовая грамотность.

Предметом исследования является изучение и формирование финансовой грамотности у детей 5-7 лет.

Задачами исследования являются:

1. Теоретическое изучение проблемы финансовой грамотности у детей 5-7 лет;

2. Проведение практических занятий по формированию финансовой грамотности;

3. Обработка результатов исследования;

4. Подведение итогов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложении.

Практическая значимость данной работы состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Глава 1. Теоретическое изучение понятия «финансовая грамотность»

1.1. Понятие «финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения в будущем. Применительно к дошкольнику, находящемуся на самом первом этапе жизненного цикла – детства, закладываемые способности управления финансами являются не чем иным как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

Финансовая грамотность включает в себя :

- умение зарабатывать;

- умение тратить деньги;

- умение экономить;

- умение учитывать;

- умение планировать; …

С точки зрения включения финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального общения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально- психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека. Эти свойства личности в прямой степени влияют на успешность принимаемых взрослым человеком решений в будущем.

1.2. Характеристика понятий: деньги, доход, расход.

Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Очень важно объяснить ребенку, что абсолютно любой товар имеет свою стоимость и откуда она берется.

Деньги – это универсальное средство обмена различных товаров и услуг между собой, а также мера измерения. Какие бывают деньги: бумажные деньги называются купюрами, еще есть металлические, железные деньги, их называют монетами.

Сейчас деньги выполняют много функций:

- Средство платежей. С помощью денег можно оплатить товар, деньги- универсальный товар, который можно обменять на все, что угодно.

- Оценка труда людей. Выдается в виде зарплаты (честно, достойно, повседневным трудом).

- Средство создания накоплений. Денежные знаки можно сохранить на счете в банке, накопить. Такой запас может храниться долгое время, даже принести прибыль.

Ребенок должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. За работу родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, за хорошую учебу студенты получают стипендию, все деньги, которые мы получаем, называются нашим доходом, что составляет семейный бюджет. Научить ребенка правилам использования денег очень важно. Даже если работа хорошая и зарплата устраивает, нужно стремиться к большему, создавать “подушку безопасности”, пассивный доход и т. д. Для счастливой семейной жизни, помимо всего прочего, необходимо ещё и финансовое благополучие, умение правильно вести семейный бюджет.

Дошкольник должен понимать, что тратить все заработанные деньги неправильно. Нужно учить его делить доходы и накопления: часть можно потратить (это постоянные платежи за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ, воду; расходы на питание, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды, часть-отложить (свободные деньги). Умению экономить необходимо учиться с малых лет. Чем лучше получается экономить, тем больше получается откладывать и это напрямую влияет на бюджет семьи в целом.

Выводы: Таким образом, после изучения теоретической части работы понятия «финансовая грамотность» пришла к выводу, что в наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности - это как учить навыкам самовыживания. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.

Взвешенный и разумный подход к деньгам и тратам, умение планировать, способность разными способами обеспечивать прирост средств, не тратить больше заработанного - вот составляющие финансовой свободы. И её фундамент - финансовая грамотность и осознанность, которые, в идеале, должны быть заложены уже в детском возрасте.

Глава 2. Практическая работа по формированию финансовой грамотности у детей 5-7 лет

2.1. Исследование финансовой грамотности у детей и родителей.

Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Для определения у детей старшей группы уровней финансовой грамотности мною была использована диагностика на основе программ экономического воспитания детей А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Подробное описание использованной мной диагностической методики по всем четырем заданиям представлены в приложении 1.

Опираясь на теоретические исследования и предыдущий педагогический опыт нами были выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности, динамику которых мы стремимся отследить в ходе реализации проекта.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Таким образом, выявлено по результатам диагностики:

- высокий уровень - 3% ;

-средний уровень -28%;

-низкий уровень - 69%.

Применение диагностики и анализ результатов мониторинга на начало учебного года позволили мне определить начальный уровень финансовой грамотности у детей старшей группы.

Данные, полученные в ходе мониторинга финансовой грамотности показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Результаты мониторинга подтвердили актуальность выбранной темы и позволили начать процесс формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

Рисунок 1. Оценка сформированности финансовой грамотности у группы детей в начале реализации проекта. По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Таким образом, выявлено по результатам диагностики:

- высокий уровень - 3% ;

-средний уровень -28%;

-низкий уровень - 69%.

Применение диагностики и анализ результатов мониторинга на начало учебного года позволили мне определить начальный уровень финансовой грамотности у детей старшей группы.

Данные, полученные в ходе мониторинга финансовой грамотности показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Результаты мониторинга подтвердили актуальность выбранной темы и позволили начать процесс формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

Изучение и анализ литературы по финансовой грамотности, первоначальная диагностика умений и навыков воспитанников на предмет знаний основных экономических понятий, анкетирование родителей способствовали признанию значимости финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста в образовательном учреждении, которая заключается в определении педагогических условий, способствующих успешному осуществлению экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении через базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода, убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.

Анкетирование родителей детей старшей группы показало, что недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы: непосредственно-образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывает интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные практические, игровые задачи. Проводятся экскурсии, беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, сказок, пословиц и поговорок. (Приложения)

Выше перечисленные методы и приемы способствуют формированию финансовой грамотности детей.

Нами предлагается практическое занятие с целью обучения детей финансовой грамотности.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги»Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги» Конспект НОД "Деньги" Цель: уточнение и расширение знаний детей о деньгах и их роли в жизни человека. Ход НОД: Воспитатель: Колокольчик.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Опубликовано: 1 мая 2023 в 18:08
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД