Оксана Пашина
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе общения с природой
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время внимание педагогов и психологов все больше привлекают проблемы общения.
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя и природу.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе общения с природой» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Главным средством коммуникации является речь. С помощью речи обмениваются сведениями, высказывают свое мнение, спорят, люди, участвующие в общении, взаимно воздействуют друг на друга, используя речь. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей.
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии.
К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме того, у дошкольников должны сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способам.
Коммуникативные способности включают в себя:
-желание вступать в контакт
-умение организовать общение
-знание норм и правил общения
Коммуникативная деятельность объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке.
Актуальность проблемы общения возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет, высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
В ФГОС ДО предусматривается развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, а в детской психологии выделяются две основные сферы общения ребенка – общение со взрослым и сверстниками.
Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
В работе с детьми своей группы я обнаружила проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обратила внимание на конфликтные ситуации, которые периодически возникали. Дети не умели договариваться, часто ссорились, не слышали и не слушали друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали воспитательно-образовательному процессу в целом. Я сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей. Коммуникативные навыки стала развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в общении с природой.
На мой взгляд, родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: трудолюбивую пчёлку на цветочке в саду, крохотного паучка в густой траве. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир. Ознакомление детей с окружающей природой и экологическое воспитание в педагогическом процессе детского сада осуществляется в повседневной жизни, в организованной образовательной деятельности, прогулках, экскурсиях в природу, различных играх, рассматривании картин и иллюстраций, виртуальных экскурсиях и чтении художественной литературы.
В своей работе по развитию коммуникативных навыков я активно использую прогулки. Вместе с детьми мы наблюдаем за окружающей нас природой : за облаками, деревьями, насекомыми, какими-либо природными явлениями. Обсуждаем и сравниваем, какая погода была вчера и сегодня; как ведут себя насекомые, зависимо от природных условий (дождь или солнце, собираем листочки и веточки, которые в дальнейшем пригодятся нам для продуктивной деятельности.
Затем, уже в группе, наши наблюдения перерастают в различные виды деятельности.
Используя природный материал, воплощаем в жизнь фантазии детей : рисуем то, что видели на прогулке и добавляем что-то своё; лепим различных героев, а затем придумываем и обыгрываем с ними какой-нибудь сюжет.
Как я уже говорила, дети сейчас мало общаются. И не только друг с другом, но и со взрослыми. В современном информационном мире мы перестали читать. Наше поколение врядли можно назвать читающим.
Поэтому, большое внимание в свое работе уделяю чтению художественной литературы о живой и неживой природе, рассматриванию сюжетных картинок с изображением животных, природы и составлению простейших рассказов по ним. Живого общения с книгой, не заменит никакой компьютер или планшет, поэтому я всегда разрешаю детям брать книги, рассматривать иллюстрации. Ведь если это запрещать делать, заботясь об их целостности, тогда интерес к книгам угаснет, а соответственно и к чтению. Детей заинтересовывают яркие картинки, и они начинают задавать вопросы, все вместе мы ищем ответы на эти вопросы, плавно переходя к прочтению какого-либо произведения.
Всем известно, игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игра может быть любой: дидактической («Сравни и скажи», «Природа - не природа», «Четвёртый лишний», «Угадай по описанию», сюжетно-ролевой («Зоопарк» «Ветеринарная клиника», настольно-печатной («Подбери пару», «Четыре времени года», «Ботаническое лото»). Главная цель игр, которые я использую в своей работе – развитие коммуникативных навыков через общение с природой. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.
Таким образом, работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе общения с природой способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. В процессе систематических, целенаправленных наблюдений, чтения литературы, творческой и опытно - экспериментальной деятельности у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети думают и отвечают на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.