Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Инна Дредунова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Задачи, которые мы реализуем в процессе режимных моментов:

- Воспитание культурно-гигиенических навыков.

- Формирование привычки (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

- Формирование умений во время еды правильно держать ложку.

- Побуждение детей к самостоятельности.

- Активизация речи детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия.

- Обучение с помощью взрослого пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

- Поддержка родителей (законных представителей) в совместной работе по воспитанию у детей раннего возраста культурно - гигиенических навыков, охране и укреплению их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

Тема эта очень актуальна тем, что воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков.

При формировании культурно – гигиенических навыков в своей группе, мы применяем показ, пример, объяснение. Широко используем в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, рассказы, стихи, для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно - гигиенических навыков.

У детей раннего возраста отсутствуют элементарные навыки личной гигиены: дети еще не умеют самостоятельно умываться, вытираться полотенцем. Обучение детей гигиеническим навыкам начали со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце, расчески, носового платка. Для того, чтобы дети быстрее запомнили место своего полотенца, наклеили возле крючков яркие картинки. Это позволяет развить у детей интерес к гигиеническим процедурам.

На формирующем этапе условия привития культурно-гигиенических навыков постоянны, а методические приемы периодически изменяются. «Будем умываться» - говорили мы в начале года и показывали всё: как заворачивать рукава, как намыливать руки, как вымыть их, а затем учили пользоваться полотенцем, вытирать руки и лицо насухо и вешать полотенце на свой крючочек. И так изо дня в день. Все действия постоянно проводятся под контролем взрослых. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки у детей, формируются привычки: мытьё рук перед едой, после пользования горшком, и после занятий с использованием красок и пластилина, после прогулки.

С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах замечаем, кто из детей, в какой степени уже начинает овладевать теми или иными навыками, и постепенно предоставляем таким детям всё больше самостоятельности. Постепенно переходим от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам. Стараемся чаще хвалить детей за правильное выполнение приёмов по формированию культурно-гигиенических навыков. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. Поэтому, учим их, проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, помогать поднять упавшее полотенце и повесить его на место.

Воспитывая нормы поведения за столом, стараемся использовать индивидуальный подход к каждому малышу. Учим, как правильно держать ложку, как откусывать хлеб от целого кусочка и не крошить. Кушать аккуратно, не торопясь, и не разговаривать за столом во время еды. Благодарить после еды, говорить «спасибо». Учим детей пользоваться салфетками.

Оценивая поступки детей, стараемся давать положительные оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживаем в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше.

В процессе работы применяются наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы сопровождаются пояснениями.

Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием «Возьмите ложку правильно, пальчиками в одну руку, а хлеб в другую». Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.

Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной является косвенная форма, когда заранее выражается уверенность в том, что дети правильно выполнят указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети моют руки, намыливают их мылом. Наверное, все помнят, что нужно завернуть рукава».

Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали, как нужно правильно выполнить это указание.

В своей работе используем прием поощрения, но стараемся этим не злоупотреблять. Стараемся делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.

Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков является дидактическая игра.

Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста являются игры - занятия с куклой: «Умоем куклу Машу», «Напоим куклу Машу чаем», «Устроим кукле комнату», «У куклы Маши день рождение», «Причешем куклу Катю», «Сделаем куклам разные прически».

В процессе работы были замечены небольшие изменения: дети стали мыть руки перед едой без напоминания взрослого, некоторые улучшили свое поведение во время приема пищи, стали кушать аккуратнее.

Освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положительной оценкой. Так навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых становится потребностью.

И свое выступление мне хочется закончить цитатой Н. К. Крупской: «Лишь в коллективе личность ребёнка может наиболее полно и всесторонне развиваться».

ЛИТЕРАТУРА:

Конина Е. Ю «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей» Айрис – пресс, 2007.

Урунтаева Г. А. «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию» - М.: Просвещение, 1997.

Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» - М.: Просвещение, 1991.

Публикации по теме:

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» .

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Опубликовано: 21 июня 2015 в 12:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...
Конспект итогового занятия «Осень»
Конспект итогового занятия "Осень" Задачи:  Закреплять знания детей об осени.  Уточнить знания детей о деревьях, о плодах деревьев,...