Кристина Векессер
Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Содержание.
1. Актуальность проекта ….…. 3
2. Цели и задачи проекта …. …. 4
3. Партнеры проекта. Целевые группы проекта….…. 5
4. Материально-техническое учебно-методическое обеспечение …. 6
5. Кадровое обеспечение. Механизм реализации проекта…. ….…. 7
6. План мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков
у детей раннего возраста …. …. 8
7. Ожидаемые результаты. Результат проекта….
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве.
Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена.
Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков.
Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.
Не менее важным условием формирования культурно-гигиенических навыков у детей, является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Воспитание навыков личной
гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большего
терпения. Воспитатель сможет достичь положительного результата,
учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.
Взаимодействия с родителями по данному вопросу способствует
повышению сформированности культурно-гигиенических навыков у детей.
Таким образом, в воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей.
Проблема:
Несоответствие между желаниями родителей в воспитании культур-но-гигиенических навыков у ребенка и низкой компетентности в выборе средств и методов по данной проблеме.
Цели и задачи проекта :
Цель проекта : обеспечение условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, повышение у родителей уровня знаний в вопросах воспитания гигиены, чрез комплекс совместных мероприятий родителей и педагогов.
Задачи:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, приема пищи).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носо-вым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно одевать одежду и обувь.
10. Повышать компетентность родителей в вопросах культурно-гигиенического воспитания детей раннего возраста.
Партнеры проекта
Партнеры Содержание деятельности
Воспитатели - чтение стихов, потешек о гигиене;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы;
- изготовление фотоколлажа «Чистюля»;
- оформление папки передвижки для родителей по вопросам гигие-ны;
- подбор консультаций для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков;
- провести в детско-родительском клубе «Весёлая семейка» занятие по теме: «Живу по расписанию. Правила организации режимных процессов»;
- провести родительское собрание в форме мастер-класса «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»;
Родители - пример родителей;
- чтение информации в уголке здоровья;
- закрепление гигиенических навыков, воспитываемых у ребенка в детском саду;
- посещение родительских собраний и детско-родительского клуба «Весёлая семейка».
Целевые группы проекта
Целевые группы Характеристика группы
Воспитанники ДОУ Возраст 2-3 года
Родители воспитанни-ков ДОУ Возраст 21-40 лет.
Образование среднее-специальное.
60% статус – рабочие и служащие.
Материальное положение – среднее.
Преобладающее хобби – просмотр телевизора, компьютер-ные игры.
Материально-техническое учебно-методическое обеспечение
Имеется Необходимо приобрести
- детская художественная литература;
- картотека потешек, стихов;
- фильмотека;
- наглядные пособия;
- предметы личной гигиены: расческа, по-лотенце, мыло;
- благоустроенное помещение;
- папка-раскладушка консультаций для родителей;
- столовая посуда, соответствующая эсте-тическим нормам;
- мебель, соответствующая возрасту
- одноразовые носовые платочки. - недостаточное кол-во фильмов;
- скатерти для обеденных столов;
- салфетки для сервировки стола.
Сильные стороны Слабые стороны
Наличие библиотечного фонда:
- детской художественной литературы по проблемам формирования культурно-гигиенических навыков;
- учебно-методическая литература по об-разовательной программе. Незначительное количество художествен-ной литературы.
Желание родителей принимать участие в осуществлением проекта по формирова-нию культурно-гигиенических навыков детей в ДОУ. Низкая компетентность родителей в во-просах воспитания культурно-гигиенических навыков детей в семье.
Механизм реализации проекта
Этапы проекта Сроки этапов проек-та Задачи этапов проекта
I этап (подготовитель-ный) Сентябрь 2013 г. Изучить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков на момент поступления в ДОУ. Разрабо-тать программу мероприятий по фор-мированию культурно-гигиенических навыков.
I I этап
(основной) Октябрь- ноябрь 2013 г. Проведение запланированных меро-приятий.
I I I этап (заключитель-ный) Декабрь 2013 г. Проверка эффективности разработан-ной программы по формированию культурно-гигиенических навыков.
Сроки реализации проекта сентябрь – декабрь 2014 г.
План мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Месяц Название
мероприятия Цель Методы и
приемы
Октябрь Игры на внимание «Угадай, чей шкаф-чик», «Лото», «Что сначала, что потом». Игра «Умоем куклу Машу», педагогиче-ская ситуация «Пока-жи чистые ладошки». Рассказывание исто-рии про Машу и Ми-шу «Как вести себя за столом», занятие «Умывалочка». Учить детей знать и находить свои картинки, символизирую-щие место его вещей, подворачи-вать рукава одежды перед умы-ванием и мытьем рук с помощью взрослого. Учить правильно си-деть за столом – не ставить локти на стол, ноги под прямым углом. Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой. Знакомство с предмета-ми личной гигиены (мыло, поло-тенце, расческа, носовой платок). Учить замечать неполадки в одежде, с помощью взрослого устранять их. Показ, объяс-нения, образец взрослых, сло-весные указа-ния, помощь взрослых.
Ноябрь Использование по-тешки «Водичка-водичка», стих «Я под краном руки мыла…», занимательная дея-тельность «Мыльные перчатки» Г. Ладонщиков, стих «Приятного аппетита» В. Берестов, рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Витю учили есть ложкой», занятие «Уложим куклу спать», стих «Спать пора» П. Воронько, чтение К. Чуковского «Федори-но горе», чтение «Что взяла, клади на место» З. Александрова Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необхо-димости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Учить де-тей принимать правильное поло-жение за столом, во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наобо-рот). Воспитывать желание все-гда быть аккуратным и опрят-ным. Учить снимать одежду в определенной последовательно-сти вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек. Словесные ука-зания, объясне-ния, упражне-ния, похвала, пример взрос-лых, помощь взрослых, со-вместная дея-тельность с воспитателем.
декабрь Чтение «Мойдодыр» С. Маршака, использо-вание потешки «Ой лады, лады, лады не боимся мы воды…», занятие «Такие разные носочки», чтение стихов И. Горюновой «Этикет для карапу-зов», рассматривание картинок на тему – посуда. Пед. ситуация «Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин. Чте-ние Маяковского «Что такое хорошо, что та-кое плохо». Учить самостоятельно брать мы-ло, смочив его намыливать руки, учить пользоваться носовым платком, учить детей самостоя-тельно одевать колготки, шорты (юбки, просить о помощи взрос-лых, при раздевании вешать ве-щи аккуратно на стульчик, вос-питывать самостоятельность. Учить с помощью взрослых ста-вить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенст-вовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды. Словесные ука-зания, объясне-ния, помощь взрослых, по-хвала, показ, рассказ, игро-вые упражне-ния, индивиду-альная работа.
Ожидаемые результаты
1. Повышение уровня самостоятельности и инициативности в разных видах самообслуживания.
2. Улучшение культурно-гигиенических навыков в процессе эксперимен-тальной работы.
3. Многократное использование игровых упражнений в самостоятельной деятельности.
4. Повышение заинтересованности родителей в формировании культурно-гигиенических навыков у детей.
5. Объединение усилий у родителей, детей, педагогов в воспитании куль-турно-гигиенических навыков на основе полученных умений и знаний у детей.
6. Оформление фотоколлажа «Чистюля».
Результат проекта
1. В процессе экспериментальной работы дети самостоятельно научились мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем.
2. Самостоятельно научились есть ложкой, пить из чашки, держать их в
правой руке.
3. Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами личной
гигиены - носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горш-ком.
4. Усвоили порядок одевания и раздевания.
5. Аккуратно складывают снятую одежду и обувь.
6. Увлеченно используют игровые упражнения в самостоятельной деятель-ности.
7. Оформили фотоколлаж «Чистюля».
8. Повысилась заинтересованность родителей в вопросах воспитания у де-тей культурно-гигиенических навыков.