Татьяна Горкун
Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников
Слайд 1.
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации», а так же в связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который введен в действие с 01.01.2014 г. содержание основной общеобразовательной Программы ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей, одним из которых является образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Публикация «Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
И одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», является формирование основ безопасности.
В ФГОС ДО в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения и может соблюдать правила безопасного поведения.
Хочу отметить, что безопасность прежде всего — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение ребенка правильно себя вести в различных ситуациях. Поэтому главной Целью моей работы по этому направлению является :
Слайд 2 (Цель)
Формирование и систематизация у детей, осознанного выполнения общепринятых норм и правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях повседневной жизни, стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Слайд 3 (Задачи)
Задачи в работе с детьми:
Формировать знания детей о здоровом образе жизни.
Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, в транспорте.
Слайд 4 (метод литература)
Мой опыт работы создан на основе программы Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту», и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками.
Слайд 5
В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я распределила по тематическим блокам:
жизнь безопасности;
ребенок на улицах города;
ребенок и другие люди;
ребенок и его здоровье;
ребенок дома;
пожарная безопасность;
ребенок и природа.
Слайд 6 (формы)
Определяя основное содержание работы по воспитанию культуры безопасности детей, по каждому из этих разделов использую различные формы и методы организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий. При этом основным ориентиром становится учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.
Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, использую беседы, дискуссии — это позволяет избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, выделяю те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику. (текст читай, а формы пусть сами читают)
Слайд 7 (ИКТ)
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения имеют современные средства ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) с их помощью осуществляю инновационные подходы в данном направлении и комплексно решаю поставленные задачи.
Слайд 8, слайд 9, 10
Для организации обучения безопасной жизнедеятельности в группе создана предметно - развивающая среда.
В нее входит зона безопасности, (перечислить игры и т. д.) Настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Обходи транспорт правильно», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», «Умный светофор», «Дорожное лото с загадками», «Без тормозов», «ПДД для юных пешеходов», «Чтобы не попасть в беду», «Как избежать неприятностей», «Не играй с огнем»,.«Транспорт».
Слайд 11 (лит для детей)
Помогает формированию правил безопасности и художественная литература. Дети внутренне содействуют героям и переживают с ними все происходящие события. Дети как бы ставят себя на место героев, иллюстрируют возможные последствия нарушения правил поведения. Вместе с героями произведений мы закрепляем правила поведения и поступки героев в той или иной ситуации.
Слайд 12 (ЮИД)
С 2018 года наша группа является юными инспекторами дорожного движения. Ежегодно работаем по плану ЮИД, в тесном контакте с сотрудниками ГИБДД. Учавствуем в различных акциях, викторинах, конкурсах. Слайд 13- 19 (Просто прочитывай названия акций)
Слайд 20
В своей работе использую, технологию проектной деятельности, по блоку «ребенок и природа» сделала краткосрочный (2 недели) проект.
Слайд 21, 22, 23, Просто прочитываешь с презентации.
Слайд 24
По результатам проекта был изготовлен Лэпбук «Безопасное лето»
(сделай пару фото и добавь в презентацию)
Вывод: Работа по воспитанию навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе ведется в нашем ДОУ в системе постоянно. Она входит логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал, через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.